Недействующий

     

Проект N 109231-4*
___________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект одобрен Советом Федерации.-
Примечание "КОДЕКС".

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности
на воздушном транспорте


Статья 1. Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 8 дополнить абзацем следующего содержания:

"В организации и проведении обязательной сертификации юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, а также аттестации их работников принимают участие представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел.";

2) подпункт 1 пункта 1 статьи 9 дополнить абзацем следующего содержания:

"деятельность по обеспечению авиационной безопасности;";

3) статью 52 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:

"З. На должности авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

4. На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого увольнения или такого досрочного прекращения полномочий прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции"(далее - Закон Российской Федерации "О милиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды."

4) в абзаце первом пункта 2 статьи 83 слова "военизированной охраны аэродромов или аэропортов»"заменить словами "ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел"

5) в статье 84:

а) подпункт 4 пункта 2 дополнить словами ", а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции"

6) дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:

"5. При осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, вправе:

1) осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;

2) запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц организаций, служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, служб авиационной безопасности авиационных предприятий, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности;

3) давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний;

4) при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета;

5) задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам.

6. Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

6) в статье 85:

а) в наименовании слово "досмотр" заменить словами "и послеполетный досмотры";

б) пункт 1 после слов "предполетному досмотру" дополнить словами ", а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции";

в) в пункте 2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"2. Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.";

абзацы второй и третий после слов "предполетный досмотр" в соответствующем падеже дополнить словами ", а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" в соответствующем падеже;

г) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.";

7) главу XII дополнить статьей 85_1 следующего содержания:

"Статья 85_1. Персональные данные пассажиров воздушных судов

1. В целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики передают в правоохранительные органы персональные данные пассажиров воздушных судов, содержащиеся в перевозочных документах.

2. Порядок создания и ведения информационных баз персональных данных пассажиров воздушных судов, а также порядок передачи таких данных в правоохранительные органы устанавливается Правительством Российской Федерации.".

Статья 2. Внести в Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; N32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; N 49, ст. 5905; 2000, N 46, ст. 4537; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; N27, ст. 2700; N28, ст. 2880; N50, ст. 4847; 2004, N 30, ст. 3087) следующие изменения:

1) статью 10 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

"31) участвовать в пределах своей компетенции в обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации.";

2) в статье 11:

а) пункт 21 изложить в следующей редакции:

"21) участвовать в пределах своей компетенции в проведении предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с настоящим Законом пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты;";

б) дополнить пунктом 24_1 следующего содержания:

"24_1) проводить проверки мест производства, хранения, продажи, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий, а также мест утилизации боеприпасов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, приостанавливать действие разрешений на хранение, использование и перевозку взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом, если условия их размещения, использования и перевозки угрожают жизни, здоровью или безопасности граждан либо не выполняются установленные требования учета и сохранности взрывчатых материалов промышленного назначения и обеспечения безопасности взрывных работ, до устранения выявленных нарушений;".

Статья 3. Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; N 50, ст. 4925; 2003, N 2, ст. 169; N 11, ст. 956; N 13, ст. 1178) дополнить абзацем следующего содержания:

"деятельность по обеспечению авиационной безопасности.".


     Президент
Российской Федерации
В.Путин

         

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте"

Основанием разработки законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" являются поручение Президента Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N Пр-1449.

Основной целью законопроекта является создание правовых и организационных основ для осуществления взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и служб авиационной безопасности по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах Российской Федерации.

В настоящее время согласно Воздушному кодексу Российской Федерации обеспечение авиационной безопасности, в том числе производство досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, возложено на службы авиационной безопасности аэропортов и эксплуатантов воздушных судов. Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации могут участвовать в предполетном досмотре (обязательно в личном досмотре), а также производить его при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности.

Целью правового регулирования отношений, возникающих при обеспечении авиационной безопасности, является защита жизни и здоровья авиапассажиров, объектов гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также предупреждение и пресечение незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и иных опасных предметов.

Действующая в настоящее время Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (далее-Федеральная система) разработана в соответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.

Авиационная безопасность представляет собой комплекс мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

События последних лет (ряд террористических актов, которые затронули многие страны мира, в том числе и Россию, образование новых очагов напряженности в связи с военными действиями в Ираке) показали особую уязвимость объектов транспортного комплекса (террористические акты в августе 2004 года, по маршрутам Москва - Сочи, Москва - Волгоград), что побудило правительства ведущих государств к разработке и принятию дополнительных мер по повышению безопасности транспортного комплекса. Одной из таких мер является привлечение в обязательном порядке к предполетному и послеполетному досмотру сотрудников органов внутренних дел.

Согласно вносимым поправкам к работе служб авиационной безопасности, действующих самостоятельно в вопросах охраны аэропортов и проведения досмотра, привлекаются сотрудники органов внутренних дел на транспорте.

Представленный проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" позволит создать правовую базу, направленную на обеспечение обязательного участия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в проведении предполетного и послеполетного досмотра и сопровождения воздушных судов, а также повысить роль государства в лице органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности.


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»