Недействующий

Проект N 395087-3

Вносится депутатами Государственной Думы и
членами Совета Федерации



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменения в статью 81 Федерального закона "Об акционерных обществах"

(в части расширения перечня сделок, которые не являются
заинтересованными сделками)



Внести в пункт 2 статьи 81 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; 2001, N 33, ст. 3423) изменение, дополнив его абзацем следующего содержания:

"в отношении договоров возмездного оказания услуг, размер оплаты (цены или тарифы) которых установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и совершение которых обязательно для общества в силу закона.".

Президент
Российской Федерации
В. Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении дополнения в
Федеральный закон "Об акционерных обществах"

Настоящая пояснительная записка содержит обоснование предлагаемого дополнения в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Установление особой процедуры одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (глава XI Федерального закона "Об акционерных обществах"), направлено на защиту имущественных интересов акционеров общества и акционерного общества в целом в связи с совершением таких сделок.

Механизм защиты - предварительное одобрение сделки незаинтересованными членами совета директоров (наблюдательного совета) или незаинтересованными акционерами на общем собрании акционеров общества - установлен в целях обеспечения наиболее выгодных условий совершения сделки для общества.

Однако действующие нормы статей 81-83 Федерального закона "Об акционерных обществах" не учитывают специфику отдельных видов сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

К числу таких сделок относятся сделки по приобретению или отчуждению товаров (услуг), производимых (реализуемых) субъектом естественной монополии, а также сделки, совершение которых является обязательным для общества в силу закона.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров при таком состоянии товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Товаром признается продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (ст. 3 Федерального закона "О естественных монополиях", ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").

В условиях естественной монополии покупатель (заказчик) может приобрести определенный товар (услуги) только у конкретного лица - субъекта естественной монополии.

Основное условие сделки по приобретению или отчуждению товаров или услуг, производимых (реализуемых) субъектом естественной монополии, - цена - подлежит государственному регулированию в соответствии с законодательством о субъектах естественной монополии и законодательством, регулирующим отдельные отрасли (например, электроэнергетику, связь, транспорт - ст. 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст. 28 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", ст. 20 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 11 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях"). Соответственно, органы управления общества, одобряя сделку по приобретению или отчуждению товаров или услуг, производимых (реализуемых) субъектом естественной монополии, не имеют возможности изменить условия такой сделки или принять решение приобрести товар у другого лица.

Ввиду отсутствия возможности выбора контрагента по указанным сделкам, а также определения цены на приобретаемые или отчуждаемые товары (услуги) субъектов естественной монополии, механизм защиты интересов общества и его акционеров посредством предварительного одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не может достичь поставленной перед ним законодателем цели и создает препятствия осуществлению нормальной финансово-хозяйственной деятельности общества.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10 апреля 2003 г. N 5-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 84 Федерального закона "Об акционерных обществах", установленный механизм защиты прав акционеров при совершении сделок с заинтересованностью должен исключать возможность злоупотребления миноритарными акционерами своими правами. Необходимость одобрения органами управления общества сделки по приобретению или отчуждению товаров или услуг субъектов естественной монополии как сделки с заинтересованностью ставит под угрозу деятельность общества в случае неодобрения сделки или последующего обращения в суд с иском о признании совершенной сделки недействительной. Миноритарные акционеры, преследующие свои цели, получают в данном случае возможность злоупотребления своим правом обращаться в суд с иском о признании совершенной сделки недействительной вопреки интересам общества. Данное обстоятельство может нарушать стабильность общественных отношений в сфере гражданского оборота и препятствовать нормальной хозяйственной деятельности субъектов естественной монополии и их контрагентов.

В связи с этим предлагается исключить применение положений гл. XI Федерального закона "Об акционерных обществах" к сделкам по приобретению и отчуждению товаров или услуг, производимых (реализуемых) субъектом естественной монополии, в совершении которых имеется заинтересованность, что даст возможность обществам совершать указанные сделки без прохождения затруднительного и в данном случае нецелесообразного этапа получения предварительного одобрения.

Гражданский кодекс Российской Федерации или иные законы могут предусматривать, что в определенных случаях для стороны сделки, получившей или направившей оферту, заключение договора является обязательным (ст. 445 Гражданского кодекса).

В силу обязательности сделки для одной из сторон, она не вправе отказаться от ее заключения, более того, другая сторона вправе потребовать заключения обязательной сделки в судебном порядке. В связи с этим применение к обязательным сделкам процедуры их одобрения как сделок с заинтересованностью представляется нецелесообразным, поскольку процесс формирования воли общества при заключении обязательной сделки отсутствует. В то же время ст. 81 Федерального закона "Об акционерных обществах" не содержит соответствующих исключений из нормы, предусматривающей получение предварительного одобрения при заключении обязательных сделок, которые подпадают под критерии сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, что противоречит Гражданскому кодексу и существу сделок, заключение которых является обязательным.

В случае неодобрения соответствующим органом управления общества сделки с заинтересованностью, заключение которой является обязательным, возникает еще одна коллизия, которая заключается в том, что в силу указания одного закона генеральный директор общества обязан заключить определенную сделку, а в силу другого закона - п. 2 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" - он обязан выполнять решения общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета), в том числе решение о незаключении сделки с заинтересованностью.

Суды при рассмотрении дел сталкивались с данными коллизиями и указывали, что в случаях заключения обязательных сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не требуется получения предварительного согласия, необходимость которого установлена ст. 83 Федерального закона "Об акционерных обществах" (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2001 г. N 62 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность" (п. 19).

В связи с этим предлагается исключить применение положений гл. XI Федерального закона "Об акционерных обществах" к сделкам, совершение которых является обязательным в силу указания закона, и в совершении которых имеется заинтересованность, что даст возможность обществам совершать указанные сделки без прохождения затруднительного и в данном случае нецелесообразного этапа получения предварительного одобрения.

Предлагаемые дополнения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" не затронут специфику регулирования процедуры совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, установленную в целях защиты интересов общества и его акционеров и в то же время повысят эффективность хозяйственной деятельности большого количества акционерных обществ, приобретающих товары (услуги) у субъектов естественной монополии, а также совершающих сделки, заключение которых является обязательным в силу указания закона.



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»