Недействующий

О производных финансовых инструментах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О производных финансовых инструментах "

              

Существующее правовое регулирование производных финансовых инструментов в Российской Федерации разрознено и фрагментарно. В Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют положения, необходимые для распознания производных финансовых инструментов и обеспечения необходимых механизмов для их обращения. Кроме того, отсутствуют иные нормы законодательства, четко определяющие правовой режим производных финансовых инструментов.

Более того, в отсутствие норм законодательства четко определяющих правовой режим производных финансовых инструментов, а также критериев, позволяющих однозначно квалифицировать рисковую сделку, суды признают одну из основных разновидностей таких инструментов - расчетные форвардные контракты сделками пари и лишают их судебной защиты, основываясь на том, что указанные сделки являются рисковыми, основанными на пари и исключающими ответственность сторон при наступлении события.

По сути, законодательство Российской Федерации не регулирует рынок производных финансовых инструментов, за исключением отдельных федеральных законов и нормативных актов ФКЦБ России и Центрального банка Российской Федерации, в которых упоминаются производные финансовые инструменты или сделаны попытки дать общее определение производным финансовым инструментам.

Вышеуказанные нормативные акты не образуют единую систему регулирования и преследуют узкие цели, например, подготовку отчётности, определение базы по налогу на прибыль. Определения производных финансовых инструментов и отдельных их видов, приведенные в указанных нормативных актах, не отражают специфику производных финансовых инструментов. Ни в одном из нормативных актов не раскрывается понятие “производные финансовые инструменты” с гражданско-правовой точки зрения.

Развитие эффективного финансового рынка является одной из первоочередных задач государства на современном этапе. Одним из основных факторов, определяющих привлекательность рынка для инвесторов и эффективность его функционирования, является наличие на нем инструментов, отвечающих интересам участников и позволяющих им эффективно выполнять свою экономическую функцию.

Развитие экономики Российской Федерации, направленное на максимально тесную интеграцию в мировое экономическое пространство, делает законодательное развитие данного сегмента финансового рынка абсолютно необходимым.

Предоставление российскому финансовому рынку новых и более эффективных инструментов управления процентными, валютными и ценовыми рисками, производных финансовых инструментов, может снизить вероятность финансовых кризисов вследствие изменчивости цен и процентных ставок.

Таким образом, сегодняшнее отставание Российской Федерации в части законодательного описания, развития производных финансовых инструментов является одним из факторов, существенно снижающим конкурентоспособность российских финансовых институтов по сравнению с их коллегами из развитых стран.

Внедрение новых финансовых продуктов и рост активности на рынке производных финансовых инструментов могут обеспечить российской экономике существенную позитивную динамику развития, в том числе за счет более эффективного рынка однородных сырьевых товаров и более совершенного финансового рынка. Учитывая возросшую внутреннюю интеграцию и доступность мировых рынков сферы торговли и финансов, производные финансовые инструменты укрепили важные связи между рынками, тем самым, повысив рыночную ликвидность и эффективность.

Введение производных финансовых инструментов позволяет участникам рынка легко менять структуру своих рисков, что приводит к снижению затрат, связанных с ведением бизнеса. Производные финансовые инструменты позволяют значительно снижать операционные издержки хозяйствующим субъектам, способствуют развитию финансового рынка и притоку денежных средств в экономику. Соответственно возрастает прибыль участников данного рынка. Такие тенденции положительно сказывается на таких макроэкономических показателях как ВВП, платежный баланс и доходная часть бюджета.

Федеральный закон "О производных финансовых инструментах" должен стать основой нормативной правовой базы регулирования рынка производных финансовых инструментов в Российской Федерации. Основная идея настоящего законопроекта заключается в установлении и законодательном закреплении основ рынка производных финансовых инструментов и его дальнейшего развития.

Настоящий законопроект призван решить следующие основные задачи: определить основы правового регулирования производных финансовых инструментов; регулировать отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением производных финансовых инструментов; и определить правовое положение участников рынка производных финансовых инструментов.

Изменения в действующее законодательство Российской Федерации разрабатываются в развитие положений Программы Социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, а также рекомендаций Президента Российской Федерации (Письмо от 10.10.2002г. N Пр-1863).

Проект федерального закона “О производных финансовых инструментах” подготовлен с учетом мирового опыта. В равной степени был воспринят опыт законодательного регулирования развитых стран и стран с развивающимися рынками. При разработке настоящего законопроекта был использован опыт разработки, принятия и использования Директивы Европейского Союза 93/22/ЕЕС об инвестиционных услугах с последующими изменениями, положений европейского плана о модернизации и унификации финансового законодательства (Financial Services Action Plan - FSAP), Закона о финансовых услугах и рынках 2000 года Великобритании (Financial Services and Markets Act 2000), Закона о товарной фьючерсной торговле 1974 года (Commodity Futures Trading Act) и Закона о модернизации срочной биржевой торговли 2000 года США (Commodity Futures Modernization Act), проект О внебиржевых производных финансовых инструментах США (The Derivatives Bill), Закон о производных финансовых инструментах 1999 года Индии (The Derivatives Bill), Закона о фьючерсной торговле 2000 года Южной Кореи (Futures Trading Act), Закон о фьючерсном рынке 1993 года Малайзии (Futures Industry Act), Закон о фьючерсной торговле 1997 года (Futures Trading Law) Тайваня, Закон о производных финансовых инструментах 2001 года Таиланда (The Derivatives Act), Закон о товарных биржах и сделках на товарных биржах 1994 года Венгрии (Act on the Commodities Exchange and Transactions on the Commodities Exchange), а также рекомендации международных организаций по функционированию и регулированию финансового рынка, в том числе Базельского комитета при Банке Международных Расчетов, Международного форума по финансовой стабильности (G-7 FSF), Международного Валютного Фонда, Международной ассоциации фьючерсов и опционов (FOA), Международной Ассоциации Свопов и Деривативов (ISDA).

Проект опирается на нормы и положения законодательных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы осуществления деятельности на рынке производных финансовых инструментов, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральный закон “О товарных биржах и биржевой торговле” N 2383-1 от 20 февраля 1992 г., федеральный закон “О рынке ценных бумаг” N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г., федеральный закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” N 948-1 от 22 марта 1991 г., федеральный закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” N 117-ФЗ от 23 июня 1999 г., федеральный закон “О бухгалтерском учете” N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г., федеральный закон “О банках и банковской деятельности” N 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.

Федеральный закон "О производных финансовых инструментах" позволит устранить причины, препятствующие полноценному развитию рынка производных финансовых инструментов, обеспечить его переход на качественно новый уровень и будет способствовать занятию им соответствующего места в российской экономике в качестве одной из основных ценообразующих и стабилизирующих структур.

Законопроект состоит из семи глав: общие положения, заключение, изменение и прекращение производных финансовых инструментов, деятельность на рынке производных финансовых инструментов, меры по защите рынка производных финансовых инструментов и базовых активов, регулирование рынка производных финансовых инструментов, ответственность за нарушение положений настоящего федерального закона, заключительные и переходные положения.

1. Главной целью первой главы является определение основ правового регулирования рынка производных финансовых инструментов в Российской Федерации.

Данная глава призвана четко и однозначно определить основы понятийного аппарата, обеспечивающие сопоставимость с международной практикой и законодательством развитых стран, а также отражающие экономические функции производных финансовых инструментов.

Положения настоящей главы позволяют однозначно классифицировать производные финансовые инструменты и разграничить их от других инструментов (обязательств), имеющих схожие характеристики. Это достигается, в том числе, за счет четкого определения понятия "производный финансовый инструмент" и унификации предъявляемых к нему требований.

Закон вводит понятия базового актива производного инструмента и устанавливает единые требования к таким базовым активам. Закон также выделяет особую группу регулируемых базовых активов - активов, обращение которых регулируется федеральными законами или органом государственной власти, в соответствии с федеральными законами (иностранная валюта, драгоценные металлы, права требования (обязательства), вытекающие из кредитных договоров, эмиссионные ценные бумаги, товары и услуги, на которые установлены государственные тарифы).

Законопроект является системообразующим в области правового регулирования рынка производных финансовых инструментов.

2. Вторая глава определяет основы правового регулирования в области отношений, связанных с возникновением, изменением и прекращением производных финансовых инструментов.

Для целей создания большей правовой определенности, глава также содержит специальные положения, регулирующие обращение производных финансовых инструментов, связанных с кредитными договорами и договорами займа.

3. Цель третьей главы - обеспечить правовую определенность деятельности участников рынка производных финансовых инструментов и способствовать правильной организации функционирования данного рынка.

Законопроектом четко классифицируются типы пользователей рынка производных финансовых инструментов. В частности, проект федерального закона впервые вводит разделение участников рынка производных финансовых инструментов на квалифицированных и неквалифицированных пользователей.

Специально регламентируются отдельные виды профессиональной деятельности на данном рынке и устанавливаются специальные требования для каждого из его участников. Положения настоящей главы регламентируют профессиональную деятельность и четко определяют требования, предъявляемые к профессиональным участникам рынка производных финансовых инструментов и квалифицированным пользователям.

Проводится разграничение рынка на организованный (биржевой и внебиржевой) и неорганизованный, а также устанавливаются особенности их функционирования и правила оборота производных финансовых инструментов на каждом из таких рынков.