Недействующий

 Проект N 8613-4

Вносится Воронежской
 областной Думой



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Основы законодательства
Российской Федерации о нотариате


     Статья 1. Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357) следующие изменения:

1) абзац четвертый статьи 1 после слов "исполнительной власти" дополнить словами "или органов местного самоуправления";

2) в статье 37:

наименование после слов "исполнительной власти" дополнить словами "и органов местного самоуправления";

абзац первый после слов "исполнительной власти" дополнить словами "и органов местного самоуправления";

3) абзац третий статьи 39 после слов "исполнительной власти" дополнить словами "и органов местного самоуправления";

4) в статье 65:

абзац первый после слов "исполнительной власти" дополнить словами "или органа местного самоуправления";

абзац второй после слов "исполнительной власти" дополнить словами "или органа местного самоуправления";

5) в абзаце втором статьи 66 слова "соответствующий орган исполнительной власти" заменить словами "должностное лицо органа исполнительной власти или органа местного самоуправления".

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


    Президент
Российской Федерации
          В. Путин

                      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Основы законодательства
 Российской Федерации о нотариате"



Проект разработан в целях защиты законных прав и интересов граждан, проживающих в сельских поселениях, в которых отсутствуют нота риусы.

В статьях 1, 37, 39, 65 и 66 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы о нотариате) предусмотрено, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти. При этом не определено, исполнительной власти Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое находится в г.Москве. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность, как правило, в областных (краевых) центрах. В г.Москве, в областных (краевых) центрах России работает достаточное количество государственных нотариусов либо нотариусов, занимающихся частной практикой.

Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" наделил полномочиями по совершению нотариальных действий поселковые и сельские администрации, которые на тот период являлись исполнительными органами государственной власти. Основы о нотариате, принятые 11 февраля 1993 года, также предусмотрели право должностных лиц органов исполнительной власти в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса совершать ряд нотариальных действий.

Суть наделения должных лиц органов исполнительной власти полномочиями по совершению нотариальных действий заключалась в том, чтобы наиболее распространенные и необходимые нотариальные действия были доступны жителям сельских поселений, удаленных от городов и районных центров, где нет нотариальных контор. Закон РСФСР о государственном нотариате, действовавший до принятия Основ о нотариате, также предусматривал совершение нотариальных действий должностными лицами органов государственной власти.

Вместе с тем согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Поэтому должностные лица органов местного самоуправления в соответствии с Основами о нотариате не вправе совершать нотариальные действия с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации, тогда как согласно Закону Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (ст.54), Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине" (ст.4), Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. ст. 1125, 1171), Федеральному закону от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (ст.34) должностные лица органов местного самоуправления могут совершать нотариальные действия в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.

Таким образом, Основы о нотариате нуждаются в приведении их в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законодательными актами.

Ряд субъектов Российской Федерации (Воронежская область. Алтайский край) приняли свои законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по совершению нотариальных действий. Вместе с тем решением Алтайского краевого суда от 24 марта 2003 года указанный закон Алтайского края признан недействующим со дня вступления в силу указанного решения суда. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2003 года данное решение Алтайского краевого суда оставлено без изменения. В Воронежской области нотариусы, руководствуясь указанным Определением Верховного Суда Российской Федерации, отказывают гражданам в приеме документов, оформленных должностными лицами органов местного самоуправления.

Таким образом, вновь остро встал вопрос нотариального обслуживания населения отдаленных от городов и районных центров населенных пунктов. Граждане, проживающие в населенных пунктах, в которых отсутствует нотариус, лишены возможности получения нотариальных услуг и за совершением таких распространенных нотариальных действий, как удостоверение завещаний, доверенностей, свидетельствование верности копий документов, вынуждены выезжать за пределы своего населенного пункта, что влечет для них дополнительные материальные и временные затраты. В сельской местности проживают в основном граждане преклонного возраста, страдающие различными заболеваниями и не имеющие достаточных материальных средств для проезда к нотариусу.

Законопроект наделяет должностных лиц органов местного самоуправления в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса правом совершать нотариальные действия, а именно: удостоверять завещания, доверенности, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, принимать меры к охране наследственного имущества.

Принимая во внимание, что согласно статье 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации к налоговым доходам местных бюджетов относится государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходы федерального бюджета,  по нормативу 100 процентов по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж, наделение должностных лиц органов местного самоуправления полномочиями по совершению ряда нотариальных действий не только не приведет к дополнительным расходам местных бюджетов, но и позволит их пополнить за счет указанной государственной пошлины.

Предлагаемые дополнения в Основы о нотариате отвечают интересам граждан Российской Федерации в целом, поскольку позволят реализовать всем гражданам в равной мере свои конституционные права на получение юридической помощи.

На N 2.12-17/126 от 13 февраля 2004 г.

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона N 8613-4 "О внесении
изменений в Основы законодательства Российской Федерации
о нотариате"
, внесенный Воронежской областной Думой


Правительством Российской Федерации рассмотрен проект указанного федерального закона.

Законопроект предполагает наделение должностных лиц органов местного самоуправления полномочиями по совершению нотариальных действий, предусмотренных статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в целях обеспечения интересов граждан, проживающих в населенных пунктах, в которых отсутствует нотариус.

Статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не называет в числе вопросов местного значения поселений осуществление нотариальных действий. Совершение указанных действий не закрепляется также в числе вопросов местного значения за муниципальными районными и городскими округами (статьи 15 и 16 указанного Федерального закона). Перечень вопросов местного значения, установленный Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не может быть изменен иначе, как внесением изменений и дополнений в данный Федеральный закон. Таким образом, дополнение вопросов местного значения путем внесения поправок в Основы законодательства о нотариате неправомерно.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно повлечь одновременную передачу необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Указанные в проекте должностные лица должны быть обеспечены охраняемыми помещениями, позволяющими хранить нотариальный архив и соблюдать нотариальную тайну, а также должны быть созданы иные условия, необходимые для совершения нотариальных действий. Между тем в прилагаемых к законопроекту материалах отсутствует финансово-экономическое обоснование, не представлены расчеты затрат федерального бюджета на эти цели и не названы источники возмещения этих затрат.

Статья 132 Конституции Российской Федерации предусматривает подконтрольность государству реализации передаваемых органам местного самоуправления полномочий. Однако в проекте не предусмотрен контроль за совершением должностными лицами органов местного самоуправления нотариальных действий.

Следует также иметь в виду, что в настоящее время разрабатывается проект федерального закона "Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации". Поэтому представляется целесообразным рассмотреть новеллы проекта совместно с другими предложениями по совершенствованию действующего законодательства о нотариате.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации принятие данного проекта федерального закона не поддерживает.

    Заместитель Председателя
          Правительства Российской Федерации
     А.Жуков


Текст документа сверен по:
рассылка


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»