ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

     
от 27 мая 2005 года N ЧД-6-09/440


О реорганизации юридических лиц



Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе налоговых органов Временные методические рекомендации для территориальных органов ФНС России при осуществлении ими государственной регистрации юридических лиц и ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

Направляемые методические рекомендации предназначены для использования только в налоговых органах.

Обеспечьте применение названных дополнительных рекомендаций.

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
Д.А.Чушкин

     

     

Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
от 27 мая 2005 года N ЧД-6-09/440


О реорганизации юридических лиц



Порядок реорганизации юридических лиц регулируется статьями 57-60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 14-16, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), федеральными законами, регулирующими деятельность юридических лиц определенных организационно-правовых форм, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, иными нормативными правовыми актами.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 57 ГК РФ, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица:

1) в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда;

2) в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. В соответствии со статьей 17 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон N 948-1) слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30000000 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.

Пунктом 2 статьи 17 Закона N 948-1 установлено, что лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации, -ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную Перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из ЕГРЮЛ коммерческих организаций осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа (п.8 ст.17 Закона N 948-1).

Таким образом, непредставление в регистрирующий орган предварительного согласия антимонопольного органа при реорганизации юридического лица (слияние, присоединение), суммарная балансовая стоимость активов которого по последнему балансу превышает 30000000 МРОТ, является основанием для отказа в государственной регистрации реорганизации юридического лица*. В данном случае заявление считается не представленным, так как не соблюден порядок реорганизации юридического лица.

________________

* Приложение 1.


Реорганизация хозяйственных обществ и унитарных предприятий осуществляется только при представлении доказательств письменного уведомления кредиторов и опубликования в органе печати сообщения о принятом решении о реорганизации (п.5 ст.51 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), п.6 ст.15 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), п.8 ст.29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (далее - Закон N 161-ФЗ), п.8 ст.13 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (далее - Закон N 215-ФЗ)).

Регистрирующему органу следует учитывать, что при реорганизации хозяйственных обществ и унитарных предприятий юридическое лицо, участвующее в реорганизации, обязано письменно уведомить всех известных ему кредиторов не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества. При этом кредиторы юридического лица в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств юридического лица и возмещения им убытков.

Обращаем внимание, что в октябре 2004 года учрежден журнал "Вестник государственной регистрации", в котором публикуются сведения о государственной регистрации. Регистрирующий орган вправе использовать сведения, содержащиеся в указанном журнале, при осуществлении государственной регистрации.

Таким образом, при регистрации реорганизации хозяйственных обществ и унитарных предприятий указанные юридические лица обязаны представлять регистрирующему органу доказательства уведомления кредиторов.

Доказательства уведомления кредиторов могут быть представлены в регистрирующий орган в виде копий писем юридического лица, направленных в адрес его кредиторов, копии публикации в органе печати (в журнале "Вестник государственной регистрации"), в виде сведений, содержащихся в передаточном акте, разделительном балансе. При отсутствии указанных доказательств регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ*. При отсутствии доказательств публикации сведений о реорганизации юридического лица в журнале "Вестник государственной регистрации" регистрирующий орган также принимает решение об отказе в государственной регистрации*.

________________

* Приложение 2.


На основании подпункта "д" пункта 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляется передаточный акт или разделительный баланс. Согласно пункту 3 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в регистрирующий орган представляется передаточный акт.

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Таким образом, в случае отсутствия в передаточном акте, разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица передаточный акт либо разделительный баланс считаются не представленными в регистрирующий орган, что является основанием для вынесения решения об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

При государственной регистрации юридических лиц также следует учитывать, что, согласно пункту 20 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (ст.16-19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в т.ч. с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Взаимодействие регистрирующих органов при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, прекращающего деятельность путем реорганизации, осуществляется с учетом положений соответствующих приказов, регламентирующих порядок обмена документами в электронном виде.

I. К вопросу о порядке государственной регистрации реорганизации
юридического лица в форме преобразования


Юридические лица могут быть преобразованы в следующие организационно-правовые формы:

акционерное общество;

- в общество с ограниченной ответственностью,

- в производственный кооператив,

- в некоммерческое партнерство (ст.20 Закона N 208-ФЗ);

общество с ограниченной ответственностью:

- в акционерное общество,

- в общество с дополнительной ответственностью,

- в производственный кооператив (ст.56 Закона N 14-ФЗ);

общество с дополнительной ответственностью:

- в акционерное общество,

- в общество с ограниченной ответственностью,

- в производственный кооператив (согласно п.3 ст.95 ГК РФ);

производственный кооператив по единогласному решению его членов:

- в хозяйственное товарищество или общество (ст.112 ГК РФ);

сельскохозяйственные производственные кооперативы по единогласному решению их членов:

- в хозяйственные товарищества,

- в хозяйственные общества (п.8 ст.41 Федерального закона от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации");

жилищные накопительные кооперативы:

- в жилищный кооператив;

- в жилищно-строительный кооператив;

- в товарищество собственников жилья (п.2 ст.13 Закона N 215-ФЗ);

унитарное предприятие по решению собственника его имущества:

- в государственное или муниципальное учреждение (ст.34 Закона N 161-ФЗ);

- в открытое акционерное общество (п.1 ст.13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества");

некоммерческое партнерство:

- в общественную организацию (объединение);

- в фонд;

- в автономную некоммерческую организацию;

- в хозяйственное общество (ст.17 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ));

учреждение:

- в фонд;

- в автономную некоммерческую организацию;

- в хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом (ст.17 Закона N 7-ФЗ);

автономная некоммерческая организация:

- в общественную организацию (объединение);

- в фонд (ст.17 Закона N 7-ФЗ);

ассоциация или союз:

- в фонд;

- в автономную некоммерческую организацию;

- в хозяйственное общество;

- в хозяйственное товарищество (ст.17 Закона N 7-ФЗ).

Необходимо отметить, что при преобразовании общественной организации (объединения) в некоммерческое партнерство решение о государственной регистрации принимается не территориальным органом Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации), а регистрирующим (налоговым) органом - соответствующим управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, которое осуществляет регистрационные действия. Соответствующее управление ФНС России по субъекту Российской Федерации принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности общественной организации (объединения), а также решение о государственной регистрации некоммерческого партнерства, создаваемого путем реорганизации, вносит соответствующие записи в ЕГРЮЛ, соответствующие сведения в книгу учета государственной регистрации юридических лиц, выдает свидетельства и выписки из государственного реестра заявителю. После государственной регистрации реорганизации в форме преобразования регистрационное дело юридического лица (некоммерческого партнерства) пересылается в регистрирующий орган (инспекцию ФНС России) по месту нахождения вновь созданного юридического лица. При этом УФНС России по субъекту Российской Федерации незамедлительно формирует из ЕГРЮЛ файл, содержащий все сведения о юридическом лице, в порядке, разработанном при смене места нахождения юридического лица, и направляет его в соответствующий регистрирующий орган по каналам связи с применением средств защиты информации, а также направляет уведомление о проведенной регистрации, копию решения о прекращении деятельности преобразованной общественной организации (объединения) в территориальный орган Росрегистрации по месту нахождения преобразованной общественной организации (объединения). Регистрирующий орган при получении указанной информации (файла или регистрационного дела) однократно и незамедлительно уведомляет (используя факс либо защищенные каналы связи) об этом УФНС России по субъекту Российской Федерации.

При государственной регистрации преобразования некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций в общественные организации (объединения) в соответствии со статьей 17 Закона N 7-ФЗ, статьей 21 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - Росрегистрация), или его территориальным органом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»