Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах (2002 год)



Статья 1. Цели


a. Принятием настоящих стандартов преследуется цель обеспечить, чтобы в полицейских ведомствах и органах каждого государства-члена Интерпола применялись бы высокие стандарты честности, целостности и неподкупности и профессиональной этики при выполнении ими функций охраны правопорядка и в связи с выполнением таковых.

b. Принятием настоящих стандартов преследуется цель способствовать и поддерживать разработку каждым государством-членом Интерпола мер, необходимых для предупреждения, выявления, наказания и искоренения коррупции в полицейских ведомствах и органах в пределах национальных границ и привлечения к суду коррумпированных сотрудников и иных служащих полицейских ведомств и органов.

Статья 2. Определения


Понятие коррупция включает в себя:

a. Вымогательство или принятие, прямо или косвенно, сотрудником полиции или иным служащим полицейских ведомств и органов каких-либо денежных сумм, ценных предметов, подарков, услуг, обещаний, вознаграждений или выгод для себя самого (самой) или для какого-либо лица, группы лиц или организации, в обмен на какое-либо действие или бездействие, уже совершенное или не совершенное, или которое должно быть совершено или не будет совершено в будущем, при осуществлении или в связи с выполнением какой-либо функции охраны правопорядка или функции, связанной с охраной правопорядка.

b. Предложение или предоставление, прямо или косвенно, сотрудником полиции или иным служащим полицейских ведомств и органов каких-либо денежных сумм, ценных предметов, подарков, услуг, обещаний, вознаграждений или выгод для себя самого (самой) или для какого-либо лица, группы лиц или организации, в обмен на какое-либо действие или бездействие, уже совершенное или не совершенное, или которое должно быть совершено или не будет совершено в будущем, при осуществлении или в связи с выполнением какой-либо функции охраны правопорядка или функции, связанной с охраной правопорядка.

c. Любое действие или бездействие при выполнении своих обязанностей сотрудником или иным служащим полицейских ведомств и органов, вследствие которых какое-либо лицо может быть ошибочно обвинено в совершении уголовного правонарушения или осуждено за совершение уголовного правонарушения или которые могут ошибочно способствовать тому, что какое-либо лицо не будет обвинено уголовного правонарушения или будет признано невиновным в совершении уголовного правонарушения.

d. Несанкционированное распространение полицейской конфиденциальной информации или информации с ограниченным доступом за вознаграждение или иным образом.

e. Любое действие или бездействие при выполнении своих обязанностей сотрудником или иным служащим полицейских ведомств и органов с целью получения каких-либо денежных сумм, ценных предметов, подарков, услуг, обещаний, вознаграждений или выгод для себя самого (самой) или для какого-либо лица, группы лиц или организации.

f. Любое действие или бездействие, которое образует состав коррупции по тому или иному закону государства-члена Интерпола.

g. Участие в совершении или покушении на совершение либо в преступном сговоре с целью совершения любого деяния, указанного в предыдущих частях настоящей статьи, в качестве основного исполнителя, основного соучастника, инициатора, подстрекателя, сообщника, соучастника до события преступления, соучастника после события преступления или в любом ином качестве.

Понятие полицейские ведомства и органы включает каждое полицейское ведомство и каждый полицейский орган или иной официальный государственный орган, на который возложена ответственность за охрану правопорядка в пределах национальных границ государства-члена Интерпола.

Статья 3. Принципы


a. Принятием настоящих стандартов предполагается сделать коррупцию внутри полицейских ведомств и органов преступлением с высокой степенью риска наступления уголовной ответственности.

b. Принятием настоящих стандартов предполагается укреплять и поддерживать высокие стандарты честности, целостности и неподкупности и профессиональной этики внутри полицейских ведомств и органов каждого государства-члена.

c. Принятием настоящих стандартов предполагается стимулировать принятие на службу и обучение в качестве сотрудников полиции лиц, руководствующихся высокими критериями честности, целостности и неподкупности, нравственности и профессионального опыта.

Статья 4. Меры


Каждый член организации обязуется выполнять следующее:

а. сделать акты коррупции, совершаемые сотрудником или другим служащим полицейских ведомств и органов, тяжким уголовным правонарушением;

о. принять законодательство, которое позволяло бы производить конфискацию доходов от коррупции и связанных с ней преступлений;

с. установить и поддерживать высокие стандарты честного, нравственного и эффективного осуществления функций охраны правопорядка;

- таковые стандарты должны быть обязательными и направленными: на то, чтобы понималась суть поведения в должности и само оно было бы честным, нравственным и подобающим для сотрудника полиции; на то, чтобы избегать конфликта интересов; на то, чтобы в честном и беспристрастном исполнении закона и в связи с его исполнением ресурсы государства использовались бы надлежаще; на то, чтобы неукоснительно выполнялись функции охраны правопорядка; на то, чтобы докладывали об актах коррупции, совершенных при выполнении функций охраны правопорядка и в связи с их выполнением; на то, чтобы установилось и укрепилось доверие общества к сотрудникам полиции и полицейским ведомствам и органам как составной части системы правосудия;

- таковые стандарты должны допускать, что именно на полицейских ведомствах и органах лежит обязанность выявлять коррупцию внутри полицейских ведомств и органов и эффективно принимать меры по борьбе с ней;

- таковые стандарты должны возлагать на сотрудников полиции и иных служащих полицейских ведомств и органов обязанность докладывать соответствующим должностным лицам или властям о действиях или бездействии, которые образуют или могут образовать состав коррупции внутри полицейских ведомств и органов;

d. установить и поддерживать эффективный механизм надзора за осуществлением высоких стандартов поведения в должности при выполнении функций охраны правопорядка и в связи с их выполнением;

e. принять или способствовать принятию таких законодательных, административных или иных мер, которые могут оказаться необходимы для предупреждения, выявления, наказания и искоренения коррупции в полицейских ведомствах и органах;

f. возложить или способствовать возложению на указанный в законе орган - внутренний или внешний по отношению к полицейскому ведомству и органу - полномочий по расследованию и передаче правосудию без опасений, благосклонности, расположения или враждебности тех лиц, которые вовлечены в коррупцию и бесчестные действия в ходе выполнении функций охраны правопорядка и в связи с их выполнением, а также адекватно снабжать ресурсами и финансировать таковой орган;

g. организовать такой порядок приема на службу в этот указанный в законе орган сотрудников, отличающихся высокой степенью честности и неподкупности, который гарантировал бы, что в результате приема на службу в какой-либо орган с такими функциями сотрудники не были бы поставлены в невыгодные условия;

h. обеспечить соответствующие гарантии предотвращения злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц, работающих в системе органов борьбы с коррупцией, и свести к минимуму не вызванное необходимостью вмешательство в реализацию личных прав граждан;

i. установить порядок ознакомления сотрудников полиции и других лиц, занятых выполнением функций охраны правопорядка или связанных с их выполнением, со стандартами и нормами профессиональной этики, применимыми в осуществлении таковых функций;

j. установить и исполнять порядок декларирования и регистрации дохода, средств и долговых обязательств лиц, выполняющих функции охраны правопорядка, а также соответствующих членов их семей;

k. создать тот или иной механизм - надзорный орган или группу надзорных органов - для наблюдения за функционированием систем и исполнением мер, установленных для предупреждения, выявления, наказания и искоренения коррупции в полицейских ведомствах и органах, и за адекватностью и эффективностью таких систем и мер;

l. требовать представления, как минимум раз в год, публичных отчетов о работе и выводах в отношении деятельности по наблюдению за функционированием систем и исполнением мер, указанных в подпункте "k" статьи 4, и их адекватности и эффективности;

m. установить меры по предупреждению подкупа тех лиц, которые выполняют функции охраны правопорядка;

п. создать механизмы поощрения участия институтов гражданского общества в мероприятиях и усилиях по предупреждению коррупции в полицейских ведомствах и органах;

о. создать и поддерживать эффективный порядок приема на службу сотрудников полиции, руководствующихся высокими критериями честности, целостности и неподкупности, нравственности и профессионального опыта;

р. гарантировать, чтобы система приема на службу, распределения по должностям, продвижения по службе и прекращения службы сотрудников полиции и иных служащих полицейских ведомств и органов была не произвольной, а основанной на принципах честности, открытости, учета способностей сотрудников и качества выполнения служебных обязанностей;

q. создать и поддерживать систему обучения сотрудников полиции и иных служащих полицейских ведомств и органов, - включая систему повышения квалификации, - которая укрепляет высокие стандарты поведения в должности, указанные с подпункте "с" настоящей статьи;

r. принимать все возможные шаги для обеспечения того, чтобы уровень оплаты работы сотрудников полиции и иных служащих полицейских ведомств и органов был таким, чтобы предоставить им и членам их семей возможность поддерживать достойный уровень жизни без необходимости использования других источников заработка или обращения к коррупции;

s. создать и поддерживать такой порядок проведения закупок товаров и услуг, который основан на принципах открытости, эффективности, справедливости и определенности правил, подлежащих применению в процессе закупок товаров и услуг, и который ориентирован на оптимальное использование ресурсов, выделенных на таковую закупку;

t. создать и поддерживать порядок сбора средств в государственную казну, управления денежными средствами и имуществом и систему контроля над доказательствами и их хранением, которые обеспечивают, что те, кто осуществляет сбор средств или управление ими, работает с доказательствами или управляет имуществом, являются лицами подотчетными, а используемые порядок и системы организованы таким образом, что способствуют предупреждению коррупции;

u. располагать эффективной системой мер и правил, которые обязывают сотрудников полиции и иных служащих полицейских ведомств и органов докладывать о фактах коррупции, предоставляют им и членам гражданского общества возможность сообщать о фактах коррупции и защищают тех, кто добросовестно сообщает о фактах коррупции;

v. продолжать исследования с целью определить наилучшую современную практику предупреждения, выявления, наказания и искоренения коррупции при выполнении функций охраны правопорядка и в связи с их выполнением;

w. проверять и при необходимости пересматривать с соответствующей и регулярной периодичностью меры и системы по предупреждению, выявлению, наказанию и искоренению коррупции при выполнении функций охраны правопорядка и в связи с их выполнением;

x. прилагать все усилия для обеспечения того, чтобы механизмы и системы по предупреждению, выявлению, наказанию и искоренению коррупции при выполнении функций охраны правопорядка и в связи с их выполнением в полицейских ведомствах и органах соответствовали текущей практике, как это признано Генеральной ассамблеей Интерпола;

y. как минимум раз в два года или в более короткие сроки - в соответствии с тем, как их может установить Генеральная ассамблея Интерпола - докладывать о предпринятых мерах и функционировании механизмов и систем, предназначенных для применения стандартов, предусмотренных настоящим протоколом, и об эффективности таковых механизмов, систем и мер;

z. разрешать осуществление наблюдения со стороны лица или лиц, которые могут быть назначены Генеральным секретарем Интерпола с целью наблюдения за механизмами, системами и мерами, связанными с деятельностью по достижению полицейскими ведомствами и органами целей и установлению соответствия стандартам, указанным в настоящем протоколе, и с целью наблюдения за эффективностью таковых механизмов, систем и мер, равно как и разрешать сотрудничество с таковыми лицами.

Статья 5. Проверка и пересмотр


Действие настоящего протокола проверяется и пересматривается Генеральным секретариатом Интерпола на периодичной основе и является предметом доклада на каждой сессии Генеральной ассамблеи Интерпола, которая будет проводиться по истечении двухлетнего срока с момента принятия настоящего протокола.




Текст документа сверен по:

"Антикоррупционные документы и

инструменты: Международный и

национальный опыт борьбы с коррупцией",

М., 2004 год


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»