Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИКАЗ

от 17 ноября 2003 года N 113


Об утверждении Инструкции по проведению целевой инспекции состояния учета, контроля и физической защиты ядерных материалов в связи с их утратой, хищением, несанкционированным использованием, недостачей и излишком

____________________________________________________________________
Утратил силу в связи с изданием
приказа Ростехнадзора от 26 января 2012 года N 59
____________________________________________________________________

     
Приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2004 года прилагаемую Инструкцию по проведению целевой инспекции состояния учета, контроля и физической защиты ядерных материалов в связи с их утратой, хищением, несанкционированным использованием, недостачей и излишком (РД-08-11-2003).

2. Признать утратившим силу с 1 января 2004 года приказ Госатомнадзора России от 15 января 1996 года N 2 "Об утверждении Положения о проведении целевой инспекции состояния учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, связанной с утратой, выявлением неучтенных излишков, хищением или несанкционированным использованием ядерных материалов".

Начальник
Госатомнадзора России
А.Б.Малышев

     

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом начальника
Госатомнадзора России
от 17 ноября 2003 года N 113

     
Введена в действие
с 1 января 2004 года

     
ИНСТРУКЦИЯ
по проведению целевой инспекции состояния учета, контроля и физической защиты
ядерных материалов в связи с их утратой, хищением, несанкционированным
использованием, недостачей и излишком
РД-08-11-2003

     

     

Список сокращений



ЗБМ - зона баланса материалов

ИР - инвентаризационная разница

ИТС ФЗ - инженерно-технические средства физической защиты

КТИ - ключевая точка измерений

НИР - научно-исследовательские работы

ОКР - опытно-конструкторские разработки

ПХ - пункт хранения

РАО - радиоактивные отходы

РВ - радиоактивное вещество

РИ - радиационный источник

СГУК ЯМ - система государственного учета и контроля ядерных материалов

СКД - средство контроля доступа

ТСО - технические средства охраны

ТС ФЗ - технические средства физической защиты

УИВ - устройства индикации вмешательства

ФЗ ЯМ - физическая защита ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов

ЯМ - ядерный материал

ЯОО - ядерноопасный объект

ЯУ - ядерная установка

I. Общие положения

1. Инструкция по проведению целевой инспекции состояния учета, контроля и физической защиты ядерных материалов в связи с их утратой, хищением, несанкционированным использованием, недостачей и излишком (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", "Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 года N 264), "Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности" (постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 года N 265), "Основными правилами учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-01), "Положением о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов" (РД-08-01-2003).

2. Действие Инструкции распространяется на осуществляющие обращение с ядерными материалами организации, в которых произошел инцидент с ядерными материалами (здесь и далее под инцидентами с ядерными материалами имеются в виду случаи хищения, утраты, несанкционированного использования, недостачи, излишка ядерных материалов).

3. Инструкция устанавливает требования к проведению в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, целевой инспекции соблюдения предусмотренного порядка ведения учета и контроля ядерных материалов, фактического состояния учета и контроля этих материалов, а также выполнения установленных требований по обеспечению физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов с целью установления обстоятельств и причин инцидента с ядерными материалами, а также условий, способствовавших возникновению этого инцидента.

4. Основанием для проведения инспекции, указанной в п.3 Инструкции, является поступление в Госатомнадзор России информации об инциденте с ядерными материалами.

Основным источником информации об инциденте с ядерными материалами является предусмотренный Основными правилами учета и контроля ядерных материалов (НП-030-01) и подлежащий обязательному представлению в Госатомнадзор России специальный отчет организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами (далее - организация), и, кроме того, в части, касающейся инцидентов в виде хищения ядерных материалов, - предусмотренное Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов и также подлежащее обязательному представлению указанной организацией в Госатомнадзор России уведомление о случае несанкционированных действий.

Источниками информации об инциденте с ядерными материалами могут также быть:

- доводимые до Госатомнадзора России соответствующие сообщения компетентных органов;

- представляемые в Госатомнадзор России документированные результаты проведенных комиссиями (отдельными представителями) Госатомнадзора России инспекций, в процессе которых выявлен инцидент с ядерными материалами.

Источниками вышеуказанной информации могут также считаться публикации в средствах массовой информации, а также сообщения иных источников информации (включая физических лиц) об инциденте с ядерными материалами (при условии, что достоверность упомянутых публикаций и сообщений подтверждена компетентными органами).

5. Инструкция обязательна для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России, назначаемых в состав комиссий, проводящих инспекции в связи с инцидентами с ядерными материалами.

6. Термины и определения, используемые в Инструкции, приведены в приложении 1.

II. Требования к подготовке и проведению целевой инспекции в связи
 с инцидентом с ядерными материалами

7. Целевая инспекция в связи с инцидентом с ядерными материалами (далее - инспекция) подготавливается в соответствии с требованиями, изложенными в Положении об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98), Инструкции по осуществлению надзора за учетом и контролем ядерных материалов на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов (РД-08-26-2001) и Положении о надзоре за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-15-98).

8. В зависимости от значимости инцидента с ядерными материалами инспекция проводится комиссией центрального аппарата Госатомнадзора России, назначаемой приказом начальника Госатомнадзора России, или по его распоряжению - комиссией межрегионального территориального округа Госатомнадзора России, назначаемой приказом руководителя соответствующего округа.

В приказе определяются персональный состав комиссии (председатель и ее члены), сроки работы комиссии, а также федеральные органы исполнительной власти, иные органы, организации и учреждения, которым (помимо инспектируемой организации) надлежит направить акт о результатах инспекции, проведенной в связи с инцидентом с ядерными материалами.

9. Инспекция проводится по рабочей программе, составляемой в соответствии с установленными в главе III Инструкции основными направлениями инспекции и их содержанием.

При составлении рабочей программы необходимо учитывать положения, изложенные в Рекомендациях по применению методов и технических средств для идентификации и определения состава ядерных материалов при осуществлении надзора за состоянием их учета и контроля (РД-08-09-94) и Временных методических указаниях по применению технических средств контроля и измерений ядерных материалов на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов (РД-08-23-2000).

10. Рабочая программа инспекции заблаговременно в инспектируемую организацию не направляется и доводится до ее руководящего состава непосредственно перед началом инспекции.

11. Инспекция проводится в присутствии полномочных представителей инспектируемой организации.

12. В процессе инспекции членам комиссии необходимо точно соблюдать требования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, режима секретности и не вмешиваться в технологические процессы, осуществляемые в инспектируемой организации.

III. Основные направления инспекции и их содержание

13. Основными направлениями инспекции являются:

а) проверка организационного обеспечения деятельности по учету и контролю ядерных материалов, физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

б) проверка ведения и данных материально-балансовых учетных документов и материально-балансовых отчетов, учетных и эксплуатационных учетных документов;

в) проверка данных физических инвентаризаций и итогов подведения материального баланса, определение инвентаризационной разницы (ИР);

г) установление фактически наличного количества ядерных материалов;

д) проверка состояния средств контроля доступа к ядерным материалам (СКД) и порядка их применения;

е) проверка процедур снятия с государственного учета ядерных материалов, переведенных в РВ или РАО (с учетом норм безвозвратных потерь);

ж) проверка документации об изменениях в технологических процессах или конструкционных изменениях, влияющих на организацию и ведение учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, произошедших с момента получения лицензии на деятельность, связанную с обращением с ядерными материалами;

з) проверка процедур применения штатных технических средств идентификации и определения состава ядерных материалов;

и) проверка организации и функционирования системы физической защиты.

В ходе инспекции необходимо также ознакомиться с существом недостатков в вопросах учета и контроля ядерных материалов, физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, отмеченных в ранее выданных полномочными должностными лицами Госатомнадзора России предписаниях, и убедиться в устранении этих недостатков.

14. По направлению, определенному в подпункте "а" п.13, проверке подлежат:

- обеспеченность организации законодательными, иными нормативными правовыми актами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, ведомственными нормативными документами, регламентирующими деятельность по учету и контролю ядерных материалов, физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (приложение 2);

- наличие внутриобъектовых организационно-распорядительных и других документов (приложение 3) и соответствие содержащихся в них положений требованиям документов, указанных в приложении 2.

15. По направлению, определенному в подпункте "б" п.13, проверке подлежат:

- правильность регистрации и ведения материально-балансовых учетных и эксплуатационных учетных документов, соответствие имеющихся в них записей записям в отчетах об изменении инвентарного количества ядерных материалов;

- соответствие подготовленных организацией при проведении физических инвентаризаций (на основании учетных документов) перечней инвентарных количеств ядерных материалов материально-балансовому отчету и списку фактически наличного количества ядерных материалов;

- соответствие учетных данных об изменении инвентарного количества ядерных материалов суммарным изменениям инвентарного количества этих материалов (по данным материально-балансового отчета);

- полнота и правильность ведения учетных документов и составления отчетности при передачах и перемещениях ядерных материалов.

16. По направлению, определенному в подпункте "в" п.13, проверка включает:

а) данные физической инвентаризации;

б) баланс ядерных материалов;

в) правильность определения инвентаризационной разницы и ее погрешности для каждого ядерного материала.

16.1. Проверка данных физической инвентаризации включает:

- проверку материально-балансовой учетной документации и установление количества ядерных материалов, полученных в ЗБМ и отправленных из ЗБМ за период баланса материалов;

- проверку документации, касающейся проверок и применения СКД;

- проверку документации, ведущейся по метрологической аттестации и поверке измерительных средств системы измерений ядерных материалов.

16.2. Баланс ядерных материалов выражается инвентаризационной разницей по каждому виду ядерных материалов, равной разности зарегистрированного конечного инвентарного количества ядерных материалов на день физической инвентаризации и фактически наличного количества, полученного в результате инвентаризации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»