Недействующий

О внесении изменений в пункт 2 статьи 96_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в пункт 2 статьи 96_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 96_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусматривает повышение базовой цены на нефть сырую марки "Юралс", применяемой для формирования и определения случаев использования средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, с 146 долларов США за одну тонну (20 долларов США за один баррель) до 197,1 доллара США за одну тонну (27 долларов за один баррель).

Указанное повышение обусловлено следующими причинами.

В 2003 году цена отсечения устанавливалась на основании данных о средней цене на нефть за последние 10 лет. При этом, начиная с 2004 года, прогнозировалось снижение среднегодовой цены. Сохранение, начиная с 2000 года, устойчиво высоких цен на нефть привело к существенному повышению среднего уровня цен, аналогичная тенденция прослеживается и для среднесрочной перспективыВ действительности в 2004-2005 гг. цена нефти продолжала расти, причем более высокими темпами по сравнению с предыдущим периодом. На 2006-2008 гг. прогнозируется некоторое снижение цены на нефть, однако, она останется выше уровня 2003 года (таблица 1).



Таблица 1.


Цена на нефть марки "Юралс" в 1994-2005 гг.,
долларов США за баррель

Год

Среднегодовая цена на нефть

1994

15,5

1995

16,6

1996

20,1

1997

18,3

1998

11,8

1999

17,1

2000

26,7

2001

23,0

2002

23,7

2003

26,0*/27,2

2004

34,4

2005 (ожидаемое)

48,0

Прогноз:

2006

40,0

2007

35,0

2008

36,0

Среднее за 1994-2003

19,94*/20,01

Среднее за 1997-2006

27,0

* ожидаемое при создании Стабилизационного фонда


Если исходить из формирования цены отсечения на уровне средней за десять лет, то цену отсечения, которая начнет действовать с 2006 года, можно повысить с 20 до 27 долларов США за один баррель.

Кроме того, в Соответственно, в2004-2005 годах сложились более высокие, чем прогнозировалось ранее, объемы поступлений в Стабилизационный фонд, что том числе позволило не только использовать часть средств Стабилизационного фонда фонда, в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" на (включая выплаты единовременных денежных компенсаций), а также надосрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации, но и сформировать остаток средств, значительно превышающий закрепленный законодательно базовый объем Стабилизационного фонда (таблица 2).

Таблица 2.



Формирование и использование средств Стабилизационного фонда
в 2004-2005 гг., млрд.руб.

Прогноз

(при создании Стабилизационного фонда)

Факт

Поступления в 2004 г.

83,4

522,3

Использование в 2004 г.

-

-

Объем Стабилизационного фонда на 01.02.2005 (с учетом перечисления финансового резерва за 2004 год)

264,3

739,4

Поступления в 2005 г.

162,5

1 240,2*

Использование в 2005 г. (досрочное погашение внешнего долга)

-

660,41

Объем Стабилизационного фонда на 01.02.2006

426,8

1 425,69*

* прогноз по состоянию на август 2005 г.


В результате этих тенденций возросла устойчивость федерального бюджета к возможным неблагоприятным воздействиям внешних условий (таблица 3).



     Таблица 3.



Некоторые показатели устойчивости федерального бюджета к внешним условиям, %

Объем Стабилизационного фонда на начало года к обязательствам федерального бюджета (включая расходы и погашение государственного долга)

Объем Стабилизационного фонда на начало года к сокращению доходов федерального бюджета в случае снижения цены на нефть до уровня цены отсечения Государственный внешний долг Рос-сийской Федера-ции к доходам федерального бюджета

2004

3%

11%

2005

17%

23%

2006

31%

76%


Существенным фактором изменения цены отсечения является изменение условий проведения денежно-кредитной политики. В средне- и долгосрочной перспективе проблема стерилизации избыточной ликвидности сменится необходимостью увеличения денежного предложения. Расчеты показывают, что замедление прироста валютных резервов потребует для обеспечения роста монетизации экономики ежегодное расширение денежного предложения.в январе-июне 2005 года федеральный бюджет и Стабилизационный фонд полностью обеспечивали стерилизацию избыточной ликвидности, в то время как чистый кредит банковской системе со стороны Банка России за этот период вырос, обеспечивая увеличение денежного предложения. По мере роста доверия населения к банковской системе, чему будет способствовать страхование вкладов, увеличится роль банковской системы как источника стерилизации, что позволит снизить объем остатков федерального бюджета, и в том числе, остатков Стабилизационного фонда. Это объясняется тем, что по мере увеличения денежного предложения роль чистых международных резервов как источника пополнения денежного предложения ежегодно сокращается.

Как показывают расчеты, повышение с 2006 года базовой цены на нефть с 20 до 27 долларов США за один баррель не окажет негативного влияния на денежно-кредитную и валютную сферу (таблица 4).

Таблица 34.


Некоторые показатели денежно-кредитной политики в 2004-2008 гг.

2004

2005

2006

2007

2008

Базовая цена на нефть марки "Юралc", долларов США за один баррель

20

20

27

27

27

Изменение чистого кредита федеральному правительству ("-" - стерилизация), млрд. руб.

-596

-697

-883

-384

-432

Изменение чистого кредита банкам ("-" - стерилизация), млрд. руб.

-173

-647

-288

-129

53

Инфляция, дек./дек., %

11,7

10-11

7-8,5

6-7,5

4-5,5

Укрепление реального эффективного курса рубля, дек./дек., %

4,7

10

4,2

3,7

3,1

Справочно: цена на нефть марки "Юралc", долларов США за один баррель

34

48

40

35

36