Функциональное назначение этого вида пособия - компенсировать работнику потерянный заработок на то время пока он (или один из членов семьи) находятся в отпуске по уходу за ребенком.
Законопроектом предлагается увеличить размер этого пособия с 500 рублей до 700 рублей.
Его последнее повышение произошло 1 января 2002 года. За три года с половиной года потребительские цены на товары и тарифы на услуги выросли более чем на 40 %. Минимальный размер оплаты труда возрос вдвое - с 300 до 800 рублей. С 1 мая 2006 году его размер увеличится до 1100 рублей.
Учитывая ограниченные средства бюджета Фонда социального страхования и исходя из его реальных возможностей авторы предлагают увеличивать размер пособия на время отпуска по уходу за ребенком до 700 рублей, постепенно приближая его (в дальнейшем) к минимальной заработной плате.
Необходимость повышения размера этого пособия очевидна. Семья, в которой до рождения ребенка работали и отец и мать, при его рождении существенно теряет в среднедушевых доходах. Пример: если оба родителя имели доходы в объеме средней заработной платы (7,5 тыс. рублей), то их среднедушевые доходы составляли 7,5 тыс. рублей.
При рождении ребенка один из родителей берет отпуск, и занимается уходом за новорожденным и его воспитанием. Получает пособие - 500 рублей в месяц. И ежемесячно теряет 7 тыс. рублей; за год - 84 тыс. рублей; за полтора года -126 тыс. рублей. А компенсация составляет менее семи процентов. И чем более высокую заработную плату получал работник, тем больше он теряет при рождении ребенка.
На реализацию законопроекта потребуются дополнительные затраты бюджета Фонда социального страхования в объеме 2 388,0 млн. рублей. Вместе с тем поскольку отдельным категориям получателей (работникам МВД, ГПО, МВД и др.) финансирование этого пособия осуществляется из средств федерального бюджета, его расходы возрастут примерно на 36 млн. рублей.
Расходы на реализацию данного законопроекта предусмотрены в проектах федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" и федерального закона "О федеральном бюджете 2006 год", внесенных Правительством Российской Федерации.
Расчеты дополнительных затрат приведены финансово-экономическом обосновании.
Депутату Государственной Думы
Е.Ф.Лаховой