Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 1976 года N 235/18


Об утверждении квалификационных характеристик профессий водителей автомототранспорта и городского электротранспорта

(с изменениями на 16 сентября 1983 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 25 июня 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 июня 2020 года N 857

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

совместным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 сентября 1983 года N 204/19-81.     

____________________________________________________________________



Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат ВЦСПС

постановляют:

1. Дополнить Квалификационный справочник профессий рабочих, не вошедших в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий, рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, квалификационными характеристиками профессий водителей автомототранспорта и городского электротранспорта согласно приложению.

Квалификационные характеристики профессий водителей автомототранспорта и городского электротранспорта, утвержденные настоящим постановлением, вводятся в действие с 1 сентября 1976 года и являются обязательными для применения на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех отраслей народного хозяйства СССР. В связи с этим ранее действовавшие квалификационные характеристики не применяются.

2. Присвоение водителям автомобилей, трамваев и троллейбусов класса квалификации производится в соответствии с "Общими положениями" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденными постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 19 сентября 1968 года N 300/27 (Бюллетень N 1 за 1969 год), с последующими дополнениями и квалификационными характеристиками, утвержденными настоящим постановлением.

3. В момент введения квалификационных характеристик, утвержденных настоящим постановлением, ранее присвоенные водителям автомобилей, трамваев и троллейбусов классы квалификации не пересматриваются.

Приложение
к постановлению
Государственного комитета Совета
Министров СССР по вопросам труда
и заработной платы
и Секретариата ВЦСПС
от 17 августа 1976 года N 235/18

     
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
профессий водителей автомототранспорта и городского электротранспорта

(с изменениями на 16 сентября 1983 года)

     

     

Введение

1. Квалификация третьего, второго и первого классов может быть присвоена водителям автомобилей, трамваев и троллейбусов, которые прошли подготовку или переподготовку в учебном заведении по единым программам, утвержденным в установленном порядке, и получили водительское удостоверение* с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств ("В", "С", "Д", "Е", трамваем или троллейбусом).

________________

* Порядок выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами различных категорий определяется Положением, утвержденным приказом Министерства внутренних дел СССР от 13 февраля 1976 года N 40.

2. Единые программы подготовки водителей автомобилей третьего, второго и первого классов, а также положение о порядке подготовки и повышения квалификации водителей автомобилей разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1967 года N 1092.

Единые программы подготовки водителей трамваев и троллейбусов третьего, второго и первого классов разрабатываются и утверждаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 июля 1964 года N 840.

3. Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого классов водители автомобилей, трамваев и троллейбусов должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы (для присвоения водителям трамваев и троллейбусов второго класса - два года) нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.

4. В состав квалификационной комиссии автотранспортного предприятия (цеха), кроме лиц, определяемых в соответствии с Общими положениями ЕТКС, включается также инженер по безопасности движения.

5. Квалификация третьего, второго и первого классов водителям автомобилей, работающим в колхозах, присваивается правлением колхоза на основании представлений аттестационных комиссий районных объединений и отделений "Сельхозтехники".

6. Водителям второго и первого классов, не управлявшим транспортными средствами в течение последних 12 месяцев, которым в установленном порядке органами Госавтоинспекции заменено водительское удостоверение, второй или первый класс присваивается на основании вновь полученных разрешающих отметок в водительском удостоверении на право управления определенными категориями транспортных средств в соответствии с требованиями квалификационных характеристик.

7. Если водитель автомобиля (трамвая, троллейбуса) второго и первого классов не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, или дополнительные требования, предусмотренные пунктом 3, а также систематически нарушает правила дорожного движения и технической эксплуатации подвижного состава и допускает брак в работе, администрация предприятия (организации) по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза и по представлению квалификационной комиссии может понизить ему класс квалификации.

Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя предприятия (организации) или решением правления колхоза с занесением в трудовую и расчетную книжки.

Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами сроком от одного года и выше, класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.

§ 1. Водитель автомобиля

     
3-й класс


Характеристика работ. Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств "В" или "С". Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности. Буксирование прицепов весом до 750 кг. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов. Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.

Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "В" или "С"; правила дорожного движения; основы безопасности движения; правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям); правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок; признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения; порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов; правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях; правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.

§ 2. Водитель автомобиля

     
2-й класс


Характеристика работ. Управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "В", "С" и "Е", или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "Д" или "Д" и "Е". Буксирование прицепов весом свыше 750 кг. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств "В", "С" и "Е", а при работе на автобусах - "Д" или "Д" и "Е", их неисправности: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей; основные понятия о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте; основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей; основные понятия о хозрасчете на автотранспортном предприятии, показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей; основные положения планирования и учета работы автомобилей; правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; элементы дороги, их влияние на безопасность движения; основные понятия из теории движения автомобиля; свойства, применение, правила транспортирования и хранения основных эксплуатационных материалов, нормы расхода и меры по их экономии; способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдением этих правил; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; устройство касс, компостеров и радиоустановки.

Примечание. Квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не мене трех лет в качестве водителя 3-го класса независимо от стажа работы на данном предприятии (в организации). Для присвоения второго класса водителям автобусов, прошедшим специальную подготовку, стаж работы в качестве водителя 3-го класса не требуется.

§ 3. Водитель автомобиля

     
1-й класс


Характеристика работ. Управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "В", "С", "Д" и "Е".

Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного пользования подвижного состава; основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

Примечания. 1. Квалификация 1-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса независимо от стажа работы на данном предприятии.

2. Автотранспортные средства в зависимости от их типов, назначения и особенностей управления ими подразделяются на следующие категории:

"В" - автомобили, разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

"С" - автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг;

"Д" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

"Е" - составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям "В", "С" или "Д", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

§ 4. Водитель мототранспортных средств


Характеристика работ. Управление мотоциклами, мотороллерами, мотонартами и другими относящимися к категории "А" мототранспортными средствами с соблюдением правил дорожного движения. Заправка мототранспортных средств топливом, смазочными материалами. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием мототранспортных средств перед выездом на линию. Сдача мототранспортных средств и постановка их на отведенное место по возвращении с работы. Подача мототранспортных средств под погрузку грузов или посадку пассажиров, а также под разгрузку грузов или высадку пассажиров. Контроль за правильностью погрузки и крепления груза на мототранспортных средствах. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей мототранспортных средств.

Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов мототранспортных средств, на которых он работает; правила дорожного движения; основы безопасности движения; правила технической эксплуатации мототранспортных средств; признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации мототранспортных средств, и способы их устранения; порядок технического обслуживания мототранспортных средств; приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях; порядок заполнения первичных документов по учету работы мототранспортных средств; влияние погодных условий на безопасность вождения мототранспортных средств; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

§ 5. Водитель трамвая


3-й класс


Характеристика работ. Управление трамвайными поездами, эксплуатируемыми в данном хозяйстве, с соблюдением расписания и правил безопасности движения в депо и на линии. Проведение сцепки поездов для буксировки и управление буксируемым поездом. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой грузов. Устранение возникших во время работы на линии простейших неисправностей. Оформление и подача заявок на устранение неисправностей подвижного состава.

При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушки с билетами, компостера, ведение учета билетов.

Должен знать: устройство, принцип действия и возможные неисправности трамвайных вагонов и их оборудования, эксплуатируемых в данном хозяйстве; правила дорожного движения, технической эксплуатации и пользования трамваями; существующие формы проездных билетов; инструкцию по экономии электроэнергии; особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях; порядок работы при бескондукторном и бескассовом обслуживании пассажиров; профиль и особенности пути обслуживаемого маршрута; порядок эксплуатации подвижного состава на маршрутах с тяжелыми условиями движения; порядок оформления поездной документации; периодичность осмотра и ремонта трамваев; устройство касс, компостера и радиоустановки.

§ 6. Водитель трамвая

     
2-й класс


Характеристика работ. Управление трамвайными поездами новых типов, сочлененными трамваями и трамваями, работающими по системе многих единиц, эксплуатируемыми в данном хозяйстве. Регулирование тормозных систем трамваев. Применение оборудования, контрольно-измерительных приборов и инструментов при проведении плановых видов осмотра. Проведение обкатки подвижного состава (трамвая) после ремонта.

Должен знать: устройство, принцип действия и возможные неисправности механического, пневматического и электрического оборудования всех типов трамвайных поездов, сочлененных трамваев и трамваев, работающих по системе многих единиц, эксплуатируемых в данном хозяйстве; профиль и особенности пути обслуживаемых маршрутов данным хозяйством; устройство специального оборудования, монтажных приспособлений, контрольно-измерительных приборов и инструментов, применяемых при проведении плановых видов осмотра и его технологию; правила монтажа и демонтажа элементов оборудования трамваев и применяемый для этого инструмент; приемы и методы стажировки учеников водителей трамваев; методы безаварийной работы и участия общественности в предупреждении дорожно-транспортных происшествий.

Примечание. Квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя трамвая 3-го класса или досрочно после прохождения обучения при непрерывном стаже работы не мене одного года в качестве водителя трамвая 3-го класса, если он применяет передовые методы работы, освоил в совершенстве подвижной состав и технику вождения, а также в течение последнего года не допускал нарушений правил движения, правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и соответствующих рабочих инструкций.

§ 7. Водитель трамвая

     
1-й класс


Характеристика работ. Управление трамвайными поездами всех типов. Регулирование всех видов оборудования подвижного состава трамвая. Применение оборудования, контрольно-измерительных приборов и инструментов при проведении плановых видов ремонта в депо.

Должен знать: правила регулировки всех видов оборудования подвижного состава (трамвая), профиль и особенности пути всех маршрутов города; устройство специального оборудования, монтажных приспособлений, контрольно-измерительных приборов и инструментов, применяемых при проведении плановых видов ремонта в депо и его технологию; характер, причины и нормы износа оборудования подвижного состава (трамвая).

Примечание. Квалификация 1-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя трамвая 2-го класса или досрочно после прохождения обучения при непрерывном стаже работы не мене полутора лет в качестве водителя трамвая 2-го класса, если он применяет передовые методы работы, освоил в совершенстве подвижной состав и технику вождения, а также в течение последнего года не допускал нарушений правил движения, правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и соответствующих рабочих инструкций.

§ 8. Водитель троллейбуса

     
3-й класс


Характеристика работ. Управление троллейбусами, эксплуатируемыми в данном хозяйстве, с соблюдением расписания и правил безопасности движения в депо и на линии. Проведение сцепки троллейбусов и управление буксируемым троллейбусом. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой грузов. Устранение возникших во время работы на линии простейших неисправностей. Оформление и подача заявок на устранение неисправностей подвижного состава.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»