Недействующий

     

Проект N 311008-4  


Вносится депутатами Государственной Думы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 43 Федерального закона
 "О континентальном шельфе Российской Федерации"

(по вопросу о правах должностных лиц)

Статья 1


Внести в статью 43 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4694; 1999, N 7, ст. 879; 2001, N 33, ст. 3429;  2003, N 17, ст. 1557; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4444; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752) следующие изменения:

в части первой:

1) в пункте 1 слова "и иные плавучие средства (далее - суда)" исключить, после абзаца "промысел живых ресурсов" дополнить абзацем следующего содержания: "перегрузку выловленных (добытых) на континентальном шельфе живых ресурсов и продукции из них на другие суда;";

2) пункт 2 после слов "настоящей статьи" дополнить словами ", а  также орудия лова (добычи), оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при  осуществлении такой деятельности";

3) в пункте 3:

дополнить вторым абзацем следующего содержания:   "приостанавливать деятельность, указанную в пункте 1 настоящей статьи, нарушающую настоящий Федеральный закон и международные договора Российской Федерации;";

абзац второй после слов "все незаконно добытое" дополнить словами "в качестве временной меры до вынесения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также в целях обеспечения исполнения решения суда";

абзац второй считать абзацем третьем;

дополнить четвертым абзацем следующего  содержания:

"задерживать суда, нарушающие настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов)";

абзац третий изложить в следующей редакции:

"преследовать по горячим следам и задерживать суда, нарушающие настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов)";

абзац третий считать абзацем пятым;

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать на  нарушителей  штрафы  или  предъявлять к нарушителям иски в судах Российской Федерации с передачей им задержанных судов-нарушителей,  изъятых орудиях лова (добычи), оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого";

абзац четвертый считать абзацем шестым;

4) в пункте 5

в первом предложении слова "задержании нарушителей и судов-нарушителей, об изъятии орудий лова" заменить словами "о задержании нарушителей и судов-нарушителей, о временном вплоть до вынесения окончательного решения суда, изъятии орудий лова (добычи)".

во втором предложении слово "преследование" заменить словами "преследования по горячим следам".

     

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечению месяца со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 43 Федерального закона
 "О континентальном шельфе Российской Федерации" (по вопросу о правах должностных лиц)


Предлагаемые изменения подготовлены с целью уточнения отдельных положений статьи 43 Федерального закона "О континентальном шельфе  Российской Федерации" в связи с Ратификацией Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и принятием Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

В 1995 году при принятии  Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" Конвенция ООН по морскому праву 1982 года не была ратифицирована и нормы Закона были подготовлены несколько в другой редакции без ссылки на Конвенцию. При принятии Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" были учтены правовые нормы Конвенции в полном объеме, которая к этому времени была ратифицирована.

Поэтому в статье 43 Федерального закона "О континентальном шельфе  Российской Федерации" употреблялось слово "преследование", в то время, когда в статье 111 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года предусмотрено словосочетание "преследования по горячим следам", которое  применяется к нарушениям в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, включая зоны безопасности вокруг установок на континентальном шельфе, нарушениям законов и правил прибрежных государств. Право преследования по горячим следам прекращается, как только судно входит в территориальное море своего государства или в территориальное море какого-либо третьего государства.

Потому в пунктах 1 и 5 слово "преследование" дополнено словами "по горячим следам" - в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

В статье 43 изменение также необходимо внести в пункт 1 в отношении наложения  на  нарушителей  штрафов  или  передачи материалов о совершенных нарушениях в суды Российской Федерации.

Поэтому правовая норма должна быть дополнена также о том, что при наложении  на  нарушителей  штрафов  или  предъявлении  к нарушителям исков в судах Российской Федерации должностные лица органов охраны при выполнении ими своих служебных обязанностей  имеют право передавать задержанные суда - нарушители,  изъятые орудия лова (добычи), оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое.

Статья 43 должна быть дополнена также нормой, которая была учтена в Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" о том, что должностные лица органов охраны при выполнении ими своих служебных обязанностей  имеют право задерживать суда, нарушающие настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов).

Статья 73 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года устанавливает, что прибрежное государство в осуществлении своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими может принимать такие меры, как досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, что и отражено в статье 43.

Пункт 4 статьи 77 той же Конвенции устанавливает, что к живым организмам относятся только "сидячие виды", которые находятся в неподвижном состоянии или не способны передвигаться без контакта со дном или его недрами. Поэтому употребления словосочетания "водные биологические ресурсы", которое употребляется в ряде федеральных законов  недопустимо, хотя и устанавливается, что их нормы распространяются на континентальный шельф. Словосочетание "водные биологические ресурсы" в соответствии с законодательством Российской Федерации включает рыбу, водные беспозвоночные,  водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, т.е. перечислены все, кроме самых дорогих - "сидячих видов". Потому в статье 43 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" используется  термин "живые ресурсы", установленный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Принятие данного законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, так как законопроект не затрагивает вопросы, связанные с изменением экономических отношений, изменением системы платежей за пользование живыми и минеральными ресурсами континентального шельфа, не потребует увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»