Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 5 сентября 2006 года N 03-06-02-02/120

[Об исчислении  земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода]  



Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).

Согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Исходя из данных норм Кодекса, следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.

В связи с этим такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка, и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.


Директор Департамента
М.А.Моторин

     

Приложение
письмо


Федеральная налоговая служба по вопросам, связанным с исчислением и уплатой земельного налога, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 3 статьи 391 Кодекса).

Пунктом 4 статьи 391 Кодекса определено, что если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи Кодекса, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункты 10 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).

Практика показывает, что возможны ситуации, когда в результате текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования, уточнением площади земельных участков, изменением кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода в результате споров, возникающих при проведении государственной кадастровой оценки земель, а также в других случаях, кадастровая стоимость многих земельных участков изменяется после установленного срока, в частности, 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.

В этой связи, ФНС России просит дать разъяснения по следующим вопросам:

- каков порядок исчисления земельного налога (авансового платежа по земельному налогу), когда изменение (уточнение) кадастровой стоимости земельного участка производится в течение налогового периода;

- в случае доведения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка до налогоплательщика, обязан ли он представлять налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу в налоговый орган; если обязан, то какая кадастровая стоимость должна быть отражена в налоговой отчетности - измененная или ранее утвержденная;

- правомерны ли действия налогового органа по взиманию земельного налога, в случае, если налогоплательщик не представил налоговую отчетность (в том числе налоговый расчет по авансовым платежам), а в базе налогового органа имеется информация об измененной кадастровой стоимости земельного участка данного налогоплательщика, а также если в налоговых органах отсутствует информация о доведении до налогоплательщика измененной кадастровой стоимости земельного участка;

- в случае неуплаты налога (авансовых платежей по налогу) в установленные сроки в результате того, что до налогоплательщика не доведена измененная кадастровая стоимость земельного участка, правомерны ли действия налогового органа по начислению пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу);

- относительно налогоплательщиков - физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не использующих земельные участки в предпринимательской деятельности, - в каком порядке должны направляться налоговыми органами налоговые уведомления на уплату земельного налога, если кадастровая стоимость земельного участка налогоплательщика изменена в течение налогового периода.         


 Текст документа сверен по:
 рассылка



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»