РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон
"О воинской обязанности и военной службе"
Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2002, N 21, ст. 1919; N 30, ст. 3033; 2003, N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1687; 2005, N 14, ст. 1212; N 40, ст. 3987; 2006, N 28, ст. 2974; N 29, ст. 3121) следующие изменения:
1) пункт 5 статьи 35 признать утратившим силу;
2) в статье 50:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Военнослужащие увольняются с военной службы в запас (за исключением военнослужащих, указанных в подпунктах "б" - "д" пункта 3 настоящей статьи, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку.";
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Военнослужащие увольняются с военной службы с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:
а) уволенных с военной службы в отставку;
б) женского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования и не имеющих военно-учетной специальности;
в) избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
г) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
д) являющихся иностранными гражданами.";
3) в пункте 1 статьи 52:
абзац второй дополнить словами "Вооруженных Сил Российской Федерации";
абзац пятый после слова "отсрочек" дополнить словами "от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам";
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;".
Президент
Российской Федерации
В.Путин
В соответствии с действующей редакцией пункта 2 статьи 50 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" "военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе, - в отставку". Таким образом абсолютно все военнослужащие, не увольняемые в отставку, должны увольняться в запас.
В пункте 1 статьи 8 того же Федерального закона определены категории лиц, на которых, в отличие от остальных, не возлагается обязанность состоять на воинском учете, а именно:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности;
- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
При этом к трем последним категориям граждан могут относиться и граждане, уволенные с военной службы, однако, как отмечено выше, пункт 2 статьи 50 определяет, что при увольнении с военной службы, они, если не уволены в отставку, зачисляются в запас и после увольнения, как того требует пункт 1 статьи 52, пребывают в запасе.
В итоге гражданин, уволенный с военной службы, к примеру, в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы, с одной стороны на воинском учете состоять не будет (пункт 1 статьи 8 названного Федерального закона), с другой - будет пребывать в запасе (пункт 2 статьи 50 и пункт 1 статьи 52 того же Федерального закона).
То же самое можно сказать и о гражданах женского пола, не имеющих военно-учетной специальности. Согласно пункту 5 статьи 35 указанного Федерального закона военнослужащие женского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, если они не получили военно-учетной специальности, увольняются с военной службы без постановки на воинский учет. Это согласуется с пунктом 1 статьи 8. Но согласно тем же пункту 2 статьи 50 и пункту 1 статьи 52 после увольнения с военной службы они должны пребывать в запасе.
Налицо явная несогласованность приведенных правовых норм, ведь запас может состоять только из тех граждан, которые состоят на воинском учете: пребывание в запасе граждан, не состоящих на воинском учете, лишено как теоретического значения, так и практического смысла.
Не до конца решена в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" и проблема увольнения с военной службы военнослужащих - иностранных граждан.
Со вступлением в силу Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах могут проходить военную службу по контракту иностранные граждане. При этом согласно Федеральному закону от 11 ноября 2003 года N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" часть указанных иностранных граждан (а именно граждане государств, входивших в состав СССР) после трех лет военной службы по контракту может быть принята в гражданство Российской Федерации.
Но очевидно, что не все военнослужащие - иностранные граждане на момент увольнения с военной службы будут приняты в гражданство Российской Федерации (прежде всего, уволенные в течение первых трех лет военной службы). И такие граждане, утратив при этом какую-либо связь как с военной службой, так и, собственно, с Российской Федерацией, несмотря на пункт 1 статьи 52, с точки зрения пункта 2 статьи 50 также должны увольняться с военной службы, если не в отставку, то в запас.
Для решения этих проблем законопроектом предлагается принципиально реконструировать пункт 2 статьи 50 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", изложив его в новой редакции. При этом предлагается вместо указания на то, какие военнослужащие увольняются в запас, а какие - в отставку, определить категории военнослужащих, которые в отличие от остальных увольняются с военной службы без постановки на воинский учет.
С целью согласования предложенной новой редакции пункта 2 статьи 50 и исключения внутренних противоречий и излишнего дублирования законопроектом предложены изменения и в статьи 35 и 52 того же Федерального закона.
В частности, поскольку новой редакций пункта 2 статьи 50 определяется исчерпывающий перечень категорий военнослужащих, не подлежащих после увольнения с военной службы постановке на воинский учет, в статье 35 предлагается исключить указания на то, в каких случаях военнослужащие, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, подлежат постановке на воинский учет и в каких нет.
В пункте 1 статьи 52 предлагается установить, что в запасе состоят не "граждане, уволенные с военной службы с зачислением в запас", а те, кто уволен с военной службы с постановкой на воинский учет, причем именно в военных комиссариатах, так как речь в данном пункте идет о запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Этот же пункт предлагается дополнить новой категорией граждан, составляющих запас Вооруженных Сил Российской Федерации, - граждане, уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах. В данном случае речь идет о таких гражданах, как, например, вернувшиеся на постоянное жительство в Российскую Федерацию либо отбывшие наказание в виде лишения свободы.
Одновременно с решением концептуальных с точки зрения законопроекта задач, в том же пункте предлагается объединить абзацы пятый и шестой (в действующей редакции) в один абзац с целью уточнения, что граждане, не призванные на военную службу по причинам, не связанным с освобождением от призыва на военную службу или предоставлением отсрочек, также как и последние, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации именно по достижении возраста 27 лет.
Принятие законопроекта без каких бы то ни было дополнительных затрат из федерального бюджета и организационных изменений позволит упорядочить правовые нормы, посвященные вопросам воинского учета граждан, уволенных с военной службы, и их пребывания в запасе.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 212978-4 "О внесении изменений в
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе ",
внесенный депутатом Государственной Думы А.А.Сигуткиным
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается уточнение положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по вопросу увольнения с военной службы отдельных категорий граждан.
Предложенная редакция статьи 50 и изменения, вносимые в статьи 35 и 52, касающиеся увольнения с военной службы военнослужащих женского пола, а также военнослужащих мужского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования и не достигших возраста 18 лет, представляются вполне логичными.
Кроме того, законопроект предусматривает нормативное регулирование вопроса увольнения с военной службы военнослужащих, в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы, а также военнослужащих, являющихся иностранными гражданами.
Вместе с тем считаем необходимым из законопроекта исключить абзац второй пункта 1, так как при исключении из абзаца шестого пункта 4 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" слов: "и направляются в военный комиссариат для постановки на воинский учет" может быть создана законодательная предпосылка для уклонения граждан от постановки на воинский учет.
Также представляется целесообразным внести в пункт 2 законопроекта следующее изменение:
абзац второй заменить абзацами следующего содержания:
"2. Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе, а также являющиеся иностранными гражданами, - в отставку.
Военнослужащие увольняются с военной службы с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:".
Законопроект может быть поддержан Правительством Российской Федерации при условии устранения указанных замечаний до рассмотрения его в первом чтении.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков
Текст документа сверен по:
рассылка