Недействующий

     

Проект N 300813-4*
____________________________
* Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение
в Государственную Думу. -
Примечание "КОДЕКС".  


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 50 и 56
Бюджетного кодекса Российской Федерации

Статья 1


Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2004, N 34, ст. 3535) следующие изменения:

1) в абзаце девятом статьи 50 цифры "100" заменить цифрами "50";

2) пункт 2 статьи 56 дополнить абзацем восьмым следующего содержа-ния:

"акцизов на табачную продукцию - по нормативу 50 процентов",

абзацы восьмой - двадцать третий считать соответственно абзацами девятым - двадцать четвертым.

     

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

     Президент
     Российской Федерации
 В.Путин



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 50
и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации"


Тенденция централизации доходных источников в федеральный бюджет, сложившаяся в результате проводимой налоговой и бюджетной реформ, сводит на нет практические инициативы регионов в наращивании экономического потенциала и повышении эффективности региональной экономической политики, обусловленной ее главным критерием - ростом уровня жизни населения.

Предлагаемые изменения касаются распределения налоговых доходов от акцизов на табачные изделия между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.

Общая схема разграничения налоговых доходов была предусмотрена Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584. В рамках этой схемы налоговые поступления от части акцизов, в том числе на табачные изделия, полностью поступали в региональные бюджеты.

Но Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" было произведено существенное перераспределение нормативов отчислений от акцизов. Для табачных изделий установлен стопроцентный норматив зачисления в доходы федерального бюджета, что повлекло значительное снижение доходов ряда субъектов Российской Федерации. Если в 2003 году потери региональных бюджетов частично были компенсированы, то в 2004 и 2005 годах дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение потерь по акцизам на табачные изделия не предусматривалось.

В Ленинградской области с 2000 по 2004 год объем промышленного производства увеличился в два раза (в сопоставимых ценах), услуги предприятий транспорта и инвестиции в основной капитал - более чем в семь раз. Но социальная эффективность успешного развития экономики существенно ниже ожидаемой, что связано с сокращением доли налоговых платежей, зачисляемых в бюджет Ленинградской области, с 63,7 процента в 2000 году до 48,3 процента в 2004 году и, как следствие, возрастанием налоговых платежей за этот период лишь в 2,5 раза (при этом платежи в федеральный бюджет увеличились в 7 раз).

Только централизация акцизов на табачные изделия привела к снижению в 2004 году доходов Ленинградской области на сумму 4,3 миллиарда рублей. В соответствии с изменениями федерального налогового и бюджетного законодатель-ства в 2005 году бюджет Ленинградской области потерял около 800 миллионов рублей из-за снижения на 1,5 процента ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, централизации водного налога в доход федерального бюджета в размере 100 процентов, замены лицензионных сборов государственной пошлиной, полностью зачисляемой в федеральный бюджет.

Следует отметить, что на протяжении нескольких лет для областного бюджета Ленинградской области характерна социальная направленность. В целях концентрации ресурсов на приоритетных направлениях в Ленинградской области широко применяется целевое программное финансирование бюджетных расходов. Региональные целевые программы Ленинградской области в сфере социальной политики, здравоохранения, образования, культуры составляли в 2003-2004 годах более 65 процентов общего числа программ Ленинградской области.

В целях мобилизации дополнительных доходов в областной бюджет и подъема экономики в Ленинградской области прилагаются большие усилия по формированию благоприятного инвестиционного климата, обуславливающего приток на территорию области инвесторов благодаря гибкой налоговой политике.

Некомпенсированное изъятие акцизов на табачные изделия из доходной части областного бюджета не позволит сохранять прежние темпы развития Ленинградской области и уже привело к росту дефицита бюджета.

Сложившаяся ситуация не позволяет субъектам Российской Федерации финансировать в должной мере социальные программы, поскольку акцизы на табачные изделия являлись существенным источником формирования региональных бюджетов. Например, в Ленинградской области доля акциза на табачные изделия превышала 10 процентов бюджетных поступлений. В то же время в налоговых доходах федерального бюджета доля поступлений от акцизов на табачные изделия не превышает одного процента, то есть не позволяет решить принципиальных задач бюджетной обеспеченности в рамках Российской Федерации в целом.

В целях реализации одной из основных задач бюджетной политики на 2006 год и среднесрочную перспективу, поставленной Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании, - практическому переходу к распределению бюджетных ресурсов исходя из поставленных перед ними целей, - предлагаем начиная с 2006 года предусмотреть норматив зачисления акцизов на табачные изделия по 50 процентов в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации.

     

     На N 4303-05/вх. 19 от 23 января 2006 г.

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 50
и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
, вносимый
 в Государственную Думу Законодательным собранием Ленинградской области


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом (статья 1) предлагается в статьях 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), определяющих виды налоговых доходов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, изменить нормативы отчислений от акцизов на табачную продукцию, уменьшив долю поступлений от акцизов в федеральный бюджет со 100 процентов до 50 процентов, передав 50 процентов от указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" предусмотрено поступление в доходы федерального бюджета средств от уплаты акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации в сумме 33,8 млрд. рублей.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к представленному законопроекту его принятие приведет к снижению доходов федерального бюджета. Вместе с тем, разработчиками законопроекта не приведена оценка влияния принятия данного решения на исполнение расходных обязательств, финансирование которых предусмотрено за счет федерального бюджета.

Согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не допускается введение в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов. В представленном проекте закона источники компенсации снижения доходов федерального бюджета не предусмотрены.

Кроме того, в рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления, Федеральными законами от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничены предметы ведения и полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти. В целях реализации указанных законов и обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ внесены изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, направленные на формирование новой системы межбюджетных отношений, в том числе предусматривающие четкое разграничение источников доходов федерального, регионального и местных бюджетов, исходя из возложенных на соответствующий уровень власти полномочий.

Учитывая вышеизложенное, Правительство Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.

  Заместитель Председателя
     Правительства Российской Федерации
 А.Жуков




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»