Недействующий

Специальный технический регламент "О питьевой воде и питьевом водоснабжении"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона - специального технического регламента
"О питьевой воде и питьевом водоснабжении"



Проект Федерального закона - специального технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" является частью общего технического регламента "Об экологической безопасности", разработка которого предусмотрена Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Действующая в стране система водообеспечения населения находится в крайне неудовлетворительном состоянии.

Это обусловлено неэффективной системой управления, неудовлетворительным финансовым положением, убыточными тарифами, недостатком дотационности, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство питьевой воды и ее реализации и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, большими потерями воды, электроэнергии и других ресурсов.

Техническое состояние инженерных сетей и сооружений характеризуется высоким уровнем износа (более 60 %), ежегодно возрастающей аварийностью и низким к. п .д. мощностей. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2 - 3 раза выше.

Устаревшие технологии и оборудование для водоподготовки не позволяют добиваться соответствия качества воды гигиеническим требованиям существующих в России САНПИН.

Из-за износа оборудования заметно ухудшается качество питьевой воды. В России более 40 % населения потребляет питьевую воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям, особенно в сельской местности. В ряде регионов население страдает от нехватки воды. С потреблением некачественной питьевой воды в значительной мере связаны демографические проблемы и, прежде всего, низкая продолжительность жизни.

Более 97 % предприятий водопроводно-канализационного хозяйства являются муниципальными унитарными предприятиями, у которых полностью отсутствует мотивация эффективного труда. Назрела необходимость срочного совершенствования организационно-правовой формы этих организаций.

Деятельность организаций по питьевому водоснабжению регламентируется в настоящее время более 150 нормативными и методическими документами: ГОСТами, САНПиНами, СНиПами, техническими условиями, правилами и т.д. Многие из них носят противоречивый характер и не соответствуют нормативам Европейского Союза. Все они не имеют статуса законодательного акта и поэтому не выполняются.

В то же время эти документы не предусматривают требований гигиенической и технической безопасности при водоснабжении населения домовыми распределительными системами, автономными и нецентрализованными системами водоснабжения.

Население практически не имеет никакой информации о качестве потребляемой им питьевой воды, ее соответствия гигиеническим требованиям безопасности.

Назрела необходимость в законодательном плане упорядочить все эти вопросы путем принятия специального технического регламента.

Проект Федерального закона устанавливает требования гигиенической и технической безопасности и единые нормы безопасности питьевой воды для всех систем, применяемых для водоснабжения населения, в том числе: централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных систем, автономных систем и систем водоснабжения на транспортных средствах.

Проектом закона установлены также требования безопасности (более жесткие) качества питьевой воды, расфасованной в емкости, а также требования к консервантам и таре.

В гигиенических нормативах качества питьевой воды установлено 98 обязательных показателей с соответствующим классом опасности, из которых должна составляться рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды.

При установлении вышеуказанных нормативов качества питьевой воды использованы действующие в Российской Федерации санитарные нормы и правила, директивы Европейского Союза и рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.

Проектом закона определены также гигиенические и технические требования, которые должны соблюдаться при выборе источников питьевого водоснабжения, установлении зон санитарной охраны, проектировании, строительстве и эксплуатации систем питьевого водоснабжения.

Проектом технического регламента предусмотрено обязательное подтверждение соответствия качества питьевой воды, подаваемой потребителям всеми системами водоснабжения, и бутылированной воды соответствующим требованиям, установленным техническим регламентом.

Проектом закона впервые в России вводится контроль качества питьевой воды, у крана потребителя. Устанавливаются также требования по количеству и периодичности проб воды в местах водозаборных сооружений, отбираемых для лабораторных исследований, а также виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед поступлением ее в распределительную сеть и в местах передачи абонентам.

Особое внимание проектом закона уделено требованиям по обеспечению потребителей питьевой водой при нарушениях функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения и требованиям к обеспечению потребителей питьевой водой при чрезвычайных ситуациях в питьевом водоснабжении.

Принятие законопроекта позволит упорядочить и совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере питьевого водоснабжения, гармонизировать ее с нормативами Евросоюза, улучшить качество питьевой воды, подаваемой населению, и довести услуги по водоснабжению до европейского уровня. Одновременно потребуется внести некоторые изменения и уточнения в водный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и в другие федеральные законы, касающиеся вопросов питьевого водоснабжения.

Федеральной целевой программой "Обеспечение населения России питьевой водой предусматривалось 202 млрд. рублей (в ценах 2003 года) инвестиций для достижения действующих в России гигиенических нормативов качества питьевой воды (с учетом модернизации систем водоснабжения и обустройства санитарно-защитных зон).

Принятие данного законопроекта потребует дополнительных инвестиций в размере 12,2 млрд. рублей, в том числе: на реконструкцию реагентного хозяйства станций водоподготовки, использующих поверхностные источники водоснабжения - 5,9 млрд. рублей, модернизацию станций водоподготовки с забором подземных вод - 2,7 млрд. рублей, устройство и модернизацию опреснительных и обезжелезивающих установок для сельских поселений - 1,8 млрд. рублей. Эти затраты могут компенсироваться за счет собственных средств предприятий водоснабжения, из местных бюджетов и бюджетов Российской Федерации.

Второй вариант компенсации этих расходов может быть достигнут путем включения в тариф на услуги водоснабжения инвестиционной составляющей. С учетом сроков введения в действие законопроекта и средней стоимости услуги по водоснабжению, определяемой на начало 2005 года в размере 54,45 рублей на 1 человека в месяц, включение в тариф инвестиционной составляющей приведет к увеличению стоимости услуги на 1,47 рубля или на 2,7 %.

И в том и в другом случае дополнительных средств из Федерального бюджета на реализацию законопроекта не потребуется.

Принятие данного проекта закона также не потребует увеличения численного состава федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.