Недействующий

     

Проект N 371680-4

Вносится
Законодательным собранием
Иркутской области

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"



Статья 1.


Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст.834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.823; 1999, N 7, ст.879; 2000, N 2, ст.141; 2001, N 21, ст.2061; N 33, ст.3429; 2002, N 22, ст.2026; 2003, N 23, ст.2174; 2004, N 35, ст.3607) следующие изменения:

1) часть первую статьи 13.1 изложить в следующей редакции:

"Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, за исключением конкурсов или аукционов по предоставлению права пользования участками недр для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), о составе и порядке работы конкурсных и аукционных комиссий, а также определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов в отношении каждого участка недр или группы участков недр, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, а в отношении каждого участка недр или группы участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации - Правительством Российской Федерации. Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов по предоставлению права пользования участками недр для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), о составе и порядке работы конкурсных и аукционных комиссий, а также определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов в отношении каждого участка недр или группы участков недр, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона.

2) часть первую статьи 41 дополнить следующим предложением:

"За геологическую информацию о недрах, предоставляемую федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в связи с осуществлением ими полномочий в сфере регулирования отношений недропользования; а также организациям, исполняющим государственный или муниципальный контракт, заключенный в связи с осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления полномочий в сфере регулирования отношений недропользования; плата не взимается".

Статья 2.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений
в Закон Российской Федерации "О недрах"



1. Статьей 10_1 Закона Российской Федерации "О недрах" не предусмотрена правовая возможность приобретения права пользования участками недр для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых по совмещенной лицензии.

Развитие строительной индустрии, расширение сырьевой базы строительных материалов напрямую связано с геологическим изучением участков недр, разведкой и добычей общераспространенных полезных ископаемых. Необходимость оптимизации процедуры предоставления прав пользования участками недр для названных целей актуализировалась в связи с реализацией национального проекта "Доступное жилье". Эта задача может быть решена посредством включения в полномочия субъектов Российской Федерации права распоряжения участками недр в случае предоставления на конкурсной или аукционной основе прав пользования участками недр для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

В связи с чем предлагается внести соответствующие изменения в статьи 10_1, 13_1, 16 Закона Российской Федерации "О недрах".

2. Платность геологической информации о недрах является сдерживающим фактором в вопросах реализации органами государственной власти, органами местного самоуправления полномочий в сфере регулирования отношений недропользования. Например, разработка территориальной программы развития и использования минерально-сырьевой базы требует затраты на получение только необходимой геологической информации на сумму около 5 млн. рублей. В условиях остродефицитных бюджетов такие расходы, как правило, финансируются по остаточному принципу или не финансируются вообще.

Более того, источником финансирования расходов федеральных органов исполнительной власти на плату за геологическую информацию о недрах является федеральный бюджет, куда впоследствии эта плата зачисляется. В силу статей 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации у субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не возникают расходные обязательства по исполнению полномочий в сфере регулирования отношений недропользования, за исключением полномочий субъектов Российской Федерации по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Освобождение от платы за геологическую информацию федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предоставляемую им в связи с осуществлением полномочий в сфере регулирования отношений недропользования; а также освобождение от платы организаций, исполняющих государственный или муниципальный контракт, заключенный в связи с осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления полномочий в сфере регулирования отношений недропользования, позволило бы активизировать деятельность уполномоченных органов по развитию и рациональному использованию минерально-сырьевой базы.

Предлагаемый метод регулирования нашел закрепление в статье 75 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядке предоставления гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде, являющейся федеральной собственностью, утвержденном Постановлением Правительством Российской Федерации от 29.09.1997 N 1252, согласно которым информация о лесных участках предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления на безвозмездной основе.

И.о.председателя
Законодательного собрания
Г.В.Истомин

     

     

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 371680-4 "О внесении изменений в Закон
 Российской Федерации "О недрах"
, внесенный в Государственную Думу
 Законодательным Собранием Иркутской области



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается внести в статьи 10_1, 13_1, 16 Закона Российской Федерации "О недрах" изменения, предусматривающие наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по принятию решений о проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), а также по установлению порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование такими участками недр.

Законопроектом предлагается также предоставить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочие по подготовке и утверждению перечня объектов, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов Российской Федерации и предлагаемых для предоставления в пользование, и условий их предоставления.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в часть первую статьи 41 Закона Российской Федерации "О недрах", устанавливающие предоставление на безвозмездной основе геологической информации о недрах федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в связи с осуществлением ими полномочий в сфере регулирования отношений недропользования, а также организациям, исполняющим государственный или муниципальный контракт, заключенный в связи с осуществлением указанными органами полномочий в сфере регулирования отношений недропользования.

По законопроекту необходимо отметить следующее.

Частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О недрах" установлено, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча полезных ископаемых может производиться как в процессе геологического изучения недр, так и по его завершению.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Российской Федерации "О недрах" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.

Частью первой статьи 18 Закона Российской Федерации "О недрах" предусматривается, что порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Одним из оснований возникновения права пользования участками недр согласно пункту 7 статьи 10_1 Закона Российской Федерации "О недрах" является решение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О недрах" полномочия по определению региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона Российской Федерации "О недрах" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения.

Таким образом, указанными нормами уже урегулированы отношения в сфере недропользования, предусмотренные положениями законопроекта по внесению изменений в статьи 10_1, 13_1, 16 Закона Российской Федерации "О недрах".

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает указанный законопроект в представленной редакции.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»