Недействующий

О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе"

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 325547-3 "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе"

(о месте и сроке прохождения альтернативной гражданской службы
и порядке направления на данную службу), внесенный
 Законодательным Собранием Республики Карелия



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.

1. Предлагаемая пунктом 1 статьи 1 законопроекта норма о направлении граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в качестве гражданского персонала в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск воинских формирований и органов только с их согласия ставит граждан, призванных на военную службу и не имеющих подобного права выбора, в неравные условия по отношению к гражданам, направляемым на альтернативную гражданскую службу.

Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 59) предоставляет гражданам право замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, но не право выбора условий ее прохождения. Нормы международного права по альтернативной гражданской службе предусматривают, что формы этой службы не будут связаны со службой в боевых частях или будут иметь гражданский характер, но при этом не предусматривают согласия граждан при определении для них форм этой службы (документ Копенгагенского совещания по человеческому измерению ОБСЕ 1990 года, пункт 18.4).

Кроме того, прохождение гражданами альтернативной гражданской службы в качестве гражданского персонала в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск воинских формирований и органов не влечет какого-либо ущемления или ограничения прав указанных граждан, так как их трудовая деятельность в данных организациях регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации на общих основаниях. Замещение должностей и исполнение трудовых обязанностей в указанных организациях не предписывает гражданам, замещающим данные должности, приведения их к военной присяге и не принуждает к ношению оружия, на что ссылаются авторы законопроекта в пояснительной записке.

2. Разработчиками законопроекта предлагается сокращение сроков альтернативной гражданской службы в зависимости от места ее прохождения (пункт 2 статьи 1 законопроекта). При этом четкого обоснования необходимости внесения таких изменений в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Закон) в пояснительной записке к законопроекту не дается. Приводимые мотивировки не содержат анализа экономических и социальных последствий принятия этих поправок.

Установленные Законом сроки альтернативной гражданской службы, от 1,5 до 1,75 раза превышающие сроки военной службы по призыву, являются наиболее сопоставимыми со сроками военной службы по призыву с учетом ее напряженности и времени исполнения служебных обязанностей военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.

Исключение принципа экстерриториальности и его замена преимущественно территориальным принципом прохождения гражданами альтернативной гражданской службы сводит ее статус к региональной службе и может привести к заинтересованности органов власти на местах в увеличении числа граждан, изъявивших желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. Это не позволит наиболее полно обеспечить применение труда граждан, проходящих эту службу, в приоритетных для государства сферах деятельности.

3. В пунктах 3-6 статьи 1 законопроекта предусматриваются изменения редакции отдельных положений статей 10, 11, 12 и 13 Закона по вопросам, связанным с принятием решений о направлении граждан на альтернативную гражданскую службу. Эти изменения, как указано в пояснительной записке, вносятся в целях приведения данного Закона в соответствие с пунктом 1 статьи 28 и пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также пунктом 13 "Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".

Необходимых оснований для внесения этих поправок не имеется, так как положения Закона, в которые предлагается внести изменения, не противоречат нормам Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

В частности, в соответствии со статьями 10 и 13 Закона призывная комиссия в отношении граждан может выносить решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу, что полностью корреспондируется с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в котором предусматривается возложение на призывную комиссию обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан и принятию решений, связанных с призывом на военную службу, в том числе о направлении граждан на альтернативную гражданскую службу. Указанные решения в соответствии со статьей 13 Закона принимаются только после прохождения гражданином в установленном порядке медицинского освидетельствования и достижения им возраста 18 лет.

Приведение Закона в соответствие с "Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 года N 587, представляется юридически некорректным.

4. Пунктом 7 статьи 1 законопроекта предлагается возложить функции по направлению граждан на альтернативную гражданскую службу на территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В пояснительной записке к проекту закона приводится утверждение о том, что данные изменения призваны устранить необоснованное возложение обеспечения направления граждан на альтернативную гражданскую службу на военного комиссара.

Направление граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы военным комиссаром в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Закона) не ущемляет прав этих граждан.

Специфика и практика деятельности военных комиссариатов позволяет им в полной мере осуществлять функции по направлению граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Создание каких-либо дополнительных учреждений по проведению этой работы вызовет значительные организационные проблемы и потребует дополнительных финансовых затрат.

5. Вносимые пунктом 8 статьи 1 законопроекта изменения в статью 21 Закона, предусматривающие возможность совмещения прохождения альтернативной гражданской службы с работой в иных организациях, являются неприемлемыми в виду полного отсутствия оснований для внесения данных поправок.

Основной целью прохождения гражданином альтернативной гражданской службы является исполнение им трудовых обязанностей в той организации, в которую он был направлен для прохождения альтернативной гражданской службы. Работа по совместительству не позволит гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, в полной мере и с полной отдачей выполнять свои обязанности перед государством и обществом, возложенные на него Конституцией Российской Федерации.

Гражданам, проходящим военную службу по призыву, запрещено исполнение обязанностей либо выполнение работ, не предусмотренных воинскими уставами. Предоставление гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, права совмещать работу по исполнению обязанностей по альтернативной гражданской службе с работой в других организациях поставит их в более привилегированное положение по сравнению с гражданами, проходящими военную службу по призыву.

6. Пункт 9 статьи 1 предлагаемого законопроекта дополняет содержание статьи 22 Закона (об ответственности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу) определением понятия "уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы", ответственность за которое, как отмечается в пояснительной записке, предусмотрена статьей 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указанное дополнение по существу уточняет положение пункта 2 упомянутой статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации и может быть рассмотрено при внесении в нее соответствующих изменений и дополнений. При этом следует отметить, что нормы, предусмотренные в статье 22 Закона и в пункте 2 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, позволяют определить ответственность граждан за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы.

Учитывая изложенное, проект федерального закона N 325547-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" Правительство Российской Федерации не поддерживает.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
Г.Карелова

     

Текст документа сверен по:
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка