Недействующий

     

Проект N 378971-4


Вносится Законодательным
Собранием Нижегородской области



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статью 276 Таможенного кодекса
Российской Федерации


Внести в статью 276 Таможенного кодекса Российской Федерации следующие изменения:

1) в пункте 1:

абзац первый после слов "по переработке" дополнить словами "(включающим модернизацию и (или) переоборудование)";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"операций по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в исправном состоянии;";

2) в абзаце первом пункта 2 слова "по ремонту и (или) другие операции" заменить словами "по переработке".

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статью 276 Таможенного кодекса Российской Федерации"



После межрейсового ремонта судов Российского флота на заграничных верфях российские таможенные органы требуют оформления этого ремонта с уплатой пошлины, НДС и сборов, составляющих до четверти стоимости ремонта при возврате судов в Российскую Федерацию.

Например, ежегодно только у ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" не менее 15 единиц грузовых судов осуществляют за пределами Российской Федерации различные ремонтные операции между выполнением заграничных рейсов. При средней стоимости ремонта одного судна около 300 тыс. долларов США российским собственникам судов с такого ремонта необходимо заплатить таможенным органам 5 процентов пошлины (15 тыс. долларов США), 18 процентов НДС (54 тыс. долларов США) и 10 тыс. рублей сборов за таможенное оформление этого ремонта. Для ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" это оборачивается дополнительным налогообложением в размере свыше 1 млн долларов США.

В среднем у судоходных компаний европейской части России, эксплуатирующих суда смешанного "река-море" плавания, ремонтным операциям разной степени сложности подвергается не менее 100 судов в год. Компании вынуждены дополнительно резервировать в своем ежегодном бюджете суммы пошлин, НДС и сборов, требуемые таможенными органами и составляющие более 8 млн долларов США в год.

Такая система налогообложения резко снижает конкурентоспособность Российского торгового флота при основной массе имеющихся судов, эксплуатирующихся более 10-15 лет, построенных в СССР и других странах. У крупных российских морских судоходных компаний, которые имеют крупнотоннажные суда, указанные цифры на несколько порядков выше, так как они осуществляют ремонт судов за границей на сумму 20-25 млн долларов США.

Оформление таможенными органами ремонта судов производится с остановкой судов с грузом и без него до тех пор, пока не будут уплачены все таможенные платежи. Судно сутками простаивает. Убытки несет судовладелец, убытки терпит грузовладелец, судно занимает место в порту. Размер ущерба только от простоя судов составляет значительную сумму. Например, сутки простоя судна грузоподъемностью 3 000 т стоят 3-5 тыс. долларов США, не считая потерь грузовладельцев.

Таким образом, усиливая финансовую нагрузку на российского судовладельца, Федеральная таможенная служба способствует переходу Российского флота под юрисдикцию других стран. Российские судовладельцы вынуждены идти таким путем в целях сохранения конкурентоспособности на мировом рынке перевозок.

Судебная практика по спорам судовладельцев с таможенными органами в отношении ремонтных операций с судами за пределами Российской Федерации складывается в пользу судовладельцев в 95 процентах случаев. От Дальневосточного федерального округа до Северо-Западного федерального округа судовладельцами выиграны многочисленные судебные дела по ремонту судов за границей, и обжалования таможенными органами решений в вышестоящих инстанциях оставлены без удовлетворения.

Складывающаяся судебная практика подтверждает несовершенство законодательства, допускающего различное трактование его норм, и указывает на неправомерность требований таможенных органов по уплате пошлины, НДС и сборов с ремонта российских судов.

Принятие предлагаемого проекта федерального закона устранит двойное толкование норм права, внесет четкие критерии определения характера ремонтных операций и определит применение таможенного налогообложения в каждом конкретном случае, согласует нормы Таможенного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и положений по бухгалтерскому учету в части ремонтных операций, модернизации и переоборудования.

Неоднозначная трактовка Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не способствует организации производства качественного и своевременного ремонта Российского флота, осуществляющего морское торговое мореплавание.

В то время, когда российские торговые суда работают за границей, осуществляя фактический экспорт услуг, проведение плановых ремонтных операций - это производственная необходимость, а не способ минимизации налогообложения.

Возврат российских судов из-за границы специально для проведения планового ремонта в Российской Федерации во исполнение сомнительного довода таможенных органов о защите интересов страны экономически не обосновано.

Упоминание о ремонте в обоих пунктах статьи 276 ТК РФ делает статью трудной для однозначной трактовки. К пункту 2 статьи 276 ТК РФ следует четко отнести только операции по переоборудованию и/или модернизации транспортных средств, когда судно видоизменяется.

В настоящее время пункт 9 Положения об особенностях правового регулирования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года N 517 "О временном ввозе (вывозе) транспортных средств", где критерием определения характера ремонта обозначено изменение балансовой стоимости, с началом действия нового ТК РФ более не воспринимаются таможенными органами как основа.

Таможенные органы в настоящее время полагают, что любые ремонтные операции (кроме аварийного и гарантийного ремонта) улучшают состояние судна по сравнению с тем, в котором оно находилось на день помещения его под таможенный режим временного вывоза, когда судно уходило в последний раз из российского порта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 и пунктом 2 статьи 279 ТК РФ запрещается при убытии из Российской Федерации транспортного средства проводить дополнительный таможенный контроль, и, следовательно, невозможно требовать представления сведений о техническом состоянии с целью фиксации этого состояния на предмет возможного проведения ремонта за границей.

Осуществлять таможенный контроль за техническим состоянием судов нецелесообразно, так как таможенные органы вместе с таможенными лабораториями некомпетентны в вопросах оценки технического состояния российских торговых судов. Контроль за техническим состоянием судов осуществляется единственными уполномоченными органами в Российской Федерации, которые имеют право выдавать компетентное техническое заключение о характере ремонта судна, - это Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС) и Российский Речной Регистр (РРР).

РМРС и РРР через свои инспекции, в том числе и за границей, осуществляют контроль за ремонтом всех российских судов на всех стадиях проведения такого ремонта. РМРС и РРР по просьбе судовладельца выдают соответствующие заключения о характере ремонта в существующей терминологии для целей таможенного оформления, но таможенные органы игнорируют данные заключения, так как их применение не регламентировано таможенной нормативной базой.

Из-за обозначившегося пробела в оценке характера ремонта таможенные органы на местах требуют уплаты таможенных платежей со всех операций по ремонту российских судов.

Введение во второй абзац пункта 1 статьи 276 ТК РФ формулировки "в исправном состоянии" подчеркивает назначение ремонтных операций и дополняет внесение уточнения в первый абзац, касающегося модернизации и/или переоборудования. Обсуждение данных поправок в отдельности нецелесообразно. Внесение данных формулировок в совокупности позволит исключить необоснованное освобождение от налогообложения операций по модернизации и/или переоборудованию российских судов за границей.

Существуют предпосылки доработки норм, регулирующих рассматриваемые вопросы, с использованием принципов Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в которой Россия пока не является участницей.

Предлагаемые поправки направлены в том числе на приведение в соответствие норм статьи 276 ТК РФ, регламентирующей применение таможенного режима временного вывоза для транспортных средств, с вышеуказанными конвенциями.

Рекомендуемое правило 3 главы 3 специального приложения J к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в редакции Брюссельского протокола 1999 года) и статья 3 приложения С к Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 года) допускают проведение ремонта транспортных средств, в том числе планового, если такая необходимость возникла и/или совпала с нахождением транспортных средств в коммерческой эксплуатации и если в результате таких ремонтных операций транспортные средства не претерпят никаких изменений. Изменения возникают только при модернизации или переоборудовании транспортных средств.

Внесение в первый абзац пункта 2 статьи 276 ТК РФ формулировки "по переработке" будет корректно по отношению к используемому такому же термину в пункте 1 статьи 276 ТК РФ. Это позволит устранить некорректное использование термина "ремонт" в данном случае, так как в результате ремонта транспортные средства не претерпевают никаких изменений, а если изменения присутствуют, то это уже будет модернизация, что подпадает под определение "переработка". Кроме того, присутствие формулировки "другие операции" в той части статьи, где регламентируется применение пошлин и налогов, ведет к необоснованному расширенному толкованию правовых норм.

Необходимо срочно законодательно отделить налогооблагаемые модернизацию и переоборудование от прочих ремонтных операций с целью приведения в соответствие всех норм и ликвидации неопределенностей в отношении ремонта российских судов за границей, во исполнение чего предлагается внести изменения в статью 276 ТК РФ.

Законодательное Собрание Нижегородской области
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N 15.4-02/243 от 13 марта 2006 г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений
в статью 276 Таможенного кодекса Российской Федерации"
,
вносимый в Государственную Думу Законодательным
Собранием Нижегородской области



В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 276 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), определяющую порядок обратного ввоза временно вывезенных транспортных средств, в отношении которых за пределами таможенной территории Российской Федерации совершались операции по переработке.

Пунктом 1 законопроекта предлагается дополнить первый абзац пункта 1 действующей редакции статьи 276 Кодекса после слов "операциям по переработке" словами "(включающим модернизацию и (или) переоборудование)".

Внесение указанного дополнения изменяет определение операции по переработке, содержащееся в статье 200 Кодекса, и может привести к возникновению правового несоответствия между статьями 200 и 276 Кодекса.

Законопроектом предусматривается также внесение изменений во второй абзац пункта 1 статьи 276 Кодекса, в части замены слов "а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза" словами "а также поддержания его в исправном состоянии".

Следует отметить, что понятие "исправное состояние" транспортных средств не содержится в Кодексе, может иметь произвольную трактовку и, как следствие, привести к непредсказуемо широкому применению льгот, предоставляемых при обратном ввозе временно вывезенных транспортных средств. При этом финансово-экономическое обоснование не содержит расчетов возможных потерь федерального бюджета.

Пунктом 2 законопроекта предлагается в первом абзаце пункта 2 действующей редакции статьи 276 Таможенного кодекса Российской Федерации слова "по ремонту и (или) другие операции" заменить словами "по переработке".

Указанные изменения не соответствуют предлагаемой редакции пункта 1 данной статьи, поскольку, по мнению авторов законопроекта, операции по переработке должны включать модернизацию и (или) переоборудование, тогда как в предлагаемой редакции пункта 2 такое уточнение отсутствует.

На основании вышеизложенного Правительство Российской Федерации, данный законопроект в представленной редакции не поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
Жуков




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»