Недействующий

     

                                                                Проект N 428195-4

 Вносится депутатом
                                                                                      Государственной Думы
                                                                                       Ивановым С.В.



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменений в закон Российской Федерации
"О средствах массовой информации"


Статья 1


Внести в закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст.300) следующие изменения:

1) статью 35 дополнить абзацем следующего содержания:

"Редакции государственных и муниципальных средств массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы соответствующих избирательных комиссий, в порядке установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ";

2) главу 3 дополнить статьей 35.1 следующего содержания:

"Статья 35.1.Материалы не подлежащие редактированию.


Информация содержащаяся в обязательных сообщениях; агитационных материалах, размещаемых в период избирательной кампании, зарегистрированным кандидатом, зарегистрированным избирательным объединением, и в иных материалах предусмотренных законодательством Российской Федерации не подлежит редактированию.

Изменения, дополнения и иная правка редакцией, главным редактором, журналистом может осуществляться только с письменного согласия лица, размещающего данный материал.";

3) в статье 57:

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в материалах, не подлежащих редактированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в закон Российской Федерации
"О средствах массовой информации""


Данный законопроект направлен на устранение противоречий в действующем законодательстве по вопросу участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов и референдумов, выявленных в ходе проведения региональных выборов в 2006-2007 годах.

В соответствии с положениями законодательства о выборах одной из форм участия СМИ в информационном обеспечении выборов и референдумов является предоставление эфирного времени (печатной площади) зарегистрированным избирательным объединениям, кандидатам для размещения предвыборных агитационных материалов.

Согласно п.4 ст.48 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержание, формы и методы предвыборной агитации избирательное объединение, кандидат определяют самостоятельно.

Вместе с тем, как показал опыт региональных выборов 2006-2007 гг., организации СМИ отказываются предоставлять эфирное время (печатную площадь) для размещения тех или иных агитационных материалов. Основанием для отказа является тот факт, что, по мнению редакции СМИ, размещение предоставленных агитационных материалов может стать основанием для привлечения редакции СМИ к административной, уголовной, гражданской и иной юридической ответственности. При этом они ссылаются на статью 57 закона РФ "О средствах массовой информации", которая содержит исчерпывающий перечень сообщений, за распространение которых средство массовой информации не несет ответственности. Предвыборные агитационные материалы не включены в этот перечень.

Пункт 5 статьи 57 Закона "О средствах массовой информации" предусматривает, что организации СМИ не несут ответственность за распространение сведений, содержащихся в текстах не подлежащих редактированию в соответствии с законом о СМИ. Однако, Закон о СМИ не содержит перечня текстов не подлежащих редактированию.

Избирательное законодательство, не предусматривает возможности редактирования агитационных материалов избирательных объединений, кандидатов средствами массовой информации. Тем не менее предвыборные агитационные материалы не могут быть отнесены к текстам не подлежащим редактированию согласно действующей редакции закона "О средствах массовой информации". Следовательно, организации СМИ могут быть привлечены к ответственности за содержание распространенных предвыборных агитационных материалов.

Отношения между зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением и организациями средств массовой информации строятся на основании договора и так как законодательством не предусмотрена типовая форма договора, каждая организация СМИ самостоятельно определяет содержание и условия договора. В виду неоднозначности в вопросе ответственности СМИ за размещение предвыборных агитационных материалов, некоторые организации СМИ включают в договор о предоставлении эфирного времени (печатной площади) пункт, согласно которому "исполнитель (СМИ) вправе не принимать Материалы в случае, если их содержание и оформление противоречит положениям действующего законодательства РФ или они (Материалы) не отвечают требованиям морали и этики".

Фактически организации СМИ наделяют себя полномочиями цензора, закрепляя за собой право оценивать агитационные материалы на их соответствие как закону, так и нормам морали и этики.

Учитывая, что информационную политику СМИ определяет их собственник, отсутствие в действующем законодательстве однозначного толкования норм об ответственности СМИ за распространение предвыборных агитационных материалов создает условия для вмешательства в проведение предвыборной агитации избирательным объединением, кандидатом, в том числе осуществление цензуры предвыборных агитационных материалов со стороны СМИ. Такое положение дел, не только противоречит принципам закрепленным в избирательном законодательстве, но и ставит под сомнение саму возможность реализации принципа равенства прав избирательных объединений (кандидатов) на доступ к средствам массовой информации и, как следствие, демократичность и свободу выборов.

Положение усугубляется ещё и тем, что, по мнению региональных избирательных комиссий, споры возникающие между организациями средств массовой информации и зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением в рамках договорных отношений, в том числе и по вопросу размещения агитационных материалов, являются спорами о надлежащем исполнении договорных обязательств, т.е. не затрагивают избирательных прав, и должны рассматриваться судом на общих основаниях в порядке искового производства.

Для устранения данной коллизии законопроектом предлагается внести следующие изменения в закон РФ "О Средствах массовой информации":

- дополнить закон статьей 35.1, устанавливающий перечень материалов не подлежащих редактированию, включая агитационные материалы, распространяемые в период избирательной кампании, в этот перечень.

- пункт 5 статьи 57 изложить в новой редакции

"5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в материалах, не подлежащих редактированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;"

Кроме того, законопроектом предлагается расширить перечень сообщений подлежащих обязательному опубликованию государственными и муниципальными средствами массовой информации, дополнив его сообщениями избирательных комиссий. Обязательность опубликования сообщений избирательных комиссий в государственных и муниципальных средствах массовой информации установлена п.18 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

В целом данный законопроект призван устранить возможность неоднозначного толкования норм закона "О средствах массовой информации", а также обеспечить полноценную реализацию избирательных прав гарантированных законом.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»