Недействующий

     

Проект N 355631-4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫй ЗАКОН


О внесении изменения в статью 2 Федерального закона
"О статусе военнослужащих"


Принят
Государственной Думой
6 июня 2007 года

                        

Внести в пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст.2331; 2002, N 26, ст.2521; N 48, ст.4740; 2003, N 46, ст.4437; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 29, ст.3122; N 50, ст.5281) изменение, изложив его в следующей редакции:

"8. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих. Органы государственной власти и военное командование обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного права.

В случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.

За указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.".

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 2 Федерального закона
"О статусе военнослужащих"

  

Данный проект федерального закона (далее - законопроект) подготовлен с целью законодательного закрепления института "безвестного отсутствия" применительно к военнослужащим.

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим закреплен в статьях 42-45 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (статья 42 ГК РФ). Объявление гражданина умершим возможно, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (статья 45 ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим:

а) сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая;

б) двухгодичный срок, если лицо (в том числе и военнослужащий) пропало без вести в связи с военными действиями.

Факт признания гражданина умершим устанавливается только судом и влечет такие же последствия, какие наступают в случае факта смерти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Такие юридические факты установлены в статье 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

С окончанием военной службы на военнослужащего прекращает распространяться статус военнослужащих. В соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы является дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. В тоже время, законодательством установлен ряд юридических фактов, исключающих окончание военной службы, и, следовательно, сохранение за военнослужащими статуса военнослужащих. Так, военнослужащий не может быть исключен из списков части, когда он безвестно отсутствует - до момента признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим (абзац восьмой пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Таким образом, безвестно отсутствующий военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы (подпункт м) пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и за ним сохраняется статус военнослужащего до признания его судом безвестно отсутствующим или объявлением умершим. При этом период его безвестного отсутствия засчитывается в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет в календарном исчислении.

Вместе с тем, пунктом 8 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что статус военнослужащих сохраняется только за военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах.

При этом за ними сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними. Порядок предоставления указанных социальных гарантий и компенсаций определен в постановлениях Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 936, от 14 июля 2000 г. N 524 и ведомственных нормативных правовых актах (в частности, приказами Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 44 и от 14 июля 2000 г. N 524, приказом первого заместителя директора ФСО России от 2 июня 2004 г. N 108 и др.). Закрепленные в данных нормативных правовых актах нормы распространяются и на членов семей безвестно отсутствующих военнослужащих.

Таким образом, цель законопроекта состоит в законодательном закреплении в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" института "безвестного отсутствия" применительно к военнослужащим и, как следствие, признании на законодательном уровне за безвестно отсутствующими военнослужащими статуса военнослужащих.

Вносимое изменение не потребует отмены, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, заключения Правительства Российской Федерации не требуется, так как устанавливаемая законопроектом норма уже реализуется в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.


     Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

Исх. N 690п-П4 от 28 февраля 2007 года

На N 2.12-17/1115 от 15 ноября 2006 года
и N ААС-2191 от 18 декабря 2006 года



ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 355631-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона
"О статусе военнослужащих"
, внесенный депутатом Государственной Думы А.А.Сигуткиным


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается законодательно закрепить в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" институт "безвестного отсутствия" применительно к военнослужащим и признать за безвестно отсутствующими военнослужащими статус военнослужащих.

В соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы является дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, а согласно абзацу седьмому этого же пункта военнослужащий не может быть исключен из списков воинской части, если он безвестно отсутствует - до момента признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (пункт 8 статьи 2) статус военнослужащих сохраняется только за военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах.

В связи с этим предложение автора законопроекта привести статью 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в соответствие с положением пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" следует признать достаточно обоснованным.

С учетом изложенного Правительством Российской Федерации проект федерального закона поддерживается.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»