Недействующий

О биржах и организованных торгах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О биржах и организованных торгах"



Актуальность представленного проекта федерального закона "О биржах и организованных торгах" (далее - законопроект) обусловлена следующим.

В настоящее время в России не существует единого федерального закона, который регулировал бы деятельность бирж, и иных организаторов торговли по проведению организованных торгов, а также деятельность информационных брокеров по распространению ценовой информации. Кроме того, регулирование деятельности различных типов бирж отличается значительной сегментарностью. Данный подход в процессе разработки соответствующего законодательства был продиктован необходимостью учета специфики обращения соответствующего биржевого товара (инструмента биржевой торговли) при регулировании биржевой деятельности.

Результатом такого развития рынка стала неструктурированностъ понятийного аппарата, наличие несоответствующих друг другу определений одних и тех же понятий, отсутствие общепринятой терминологии, распыленность законодательства об организованных рынках, оформленного множеством не связанных друг с другом правовых актов затрудняет как применение действующих законов (в частности, разработку подзаконных актов), так и дальнейшее совершенствование законодательства (использование во вновь разрабатываемых нормативных правовых актах понятий, по-разному определенных разными регуляторами, приводит к возможности неоднозначной трактовки вводимых норм).

Действующая нормативная база, регулирующая деятельность бирж и организаторов торговли, охватывает лишь отдельные сегменты рынка. При этом за пределами регулирования остается целый ряд важнейших составляющих финансового рынка (валютный рынок, рынок производных инструментов, рынок складских свидетельств), что не просто повышает риски и затрудняет развитие внутреннего финансового рынка, но фактически является непреодолимым препятствием такому развитию.

Кроме того, в российском законодательстве фактически отсутствует полноценное законодательное регулирование так называемых информационных брокеров - организаций, осуществляющих распространение ценовой информации по определенным правилам.

Таким образом, существующее регулирование организации и осуществления торговли на финансовом и товарном рынках отличается одновременно наличием, как существенных пробелов, так и противоречивостью действующих норм.

Следует обратить внимание, что при разработке законопроекта возникла необходимость изменить его рабочее название на название "О биржах и организованных торгах" (прежнее название-"Об организованных рынках и биржевой торговле в Российской Федерации") поскольку, по нашему мнению, такое название более четко отражает содержание законопроекта.

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с проведением организованных торгов, а также с деятельностью информационных брокеров по распространению ценовой информации в Российской Федерации. В целом предлагаемый законопроект направлен на регулирование деятельности по организации торгов и распространению ценовой информации на финансовом и товарном рынках Российской Федерации, деятельности участников таких рынков, защита прав и интересов конечных пользователей этих рынков.

Целью законопроекта является установление:

единообразия основных понятий, используемых при осуществлении организованных торгов на любых сегментах рынка (в том числе определение единых общих признаков организованных торгов), а также распространению ценовой информации. Законопроектом определяются понятия и признаки биржевых торгов, внебиржевых организованных торгов, деятельности информационных брокеров по распространению ценовой информации;

принципов осуществления организации торгов, проводимых биржей, торговой системой, а также принципов распространения ценовой информации информационными брокерами, единых для всех сегментов рынка;

требований и условий для получения организаторами торгов лицензий на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов, лицензий на осуществление деятельности по проведению внебиржевых организованных торгов и государственной аккредитации (для информационных брокеров). В законопроекте четко определены основания отказа в выдаче лицензии и регистрации правил организованных торгов, а также основания для приостановления действия и аннулирования лицензий;

особенностей заключению договоров на организованных торгах;

требований к составу и содержанию внутренних документов организаторов торгов и информационных брокеров;

особенностей корпоративного управления бирж (взаимоотношения собственников и участников торговли, функции биржевого совета и совета секции и т.д.);

единых принципов регулирования указанной деятельности. В законопроекте принципиально изменен подход к государственному регулированию деятельности по проведению организованных торгов и деятельности информационных брокеров по распространению ценовой информации, поскольку определяется, что государственное регулирование указанной деятельности осуществляется одним федеральным органом исполнительной власти, имеющим возможность издавать нормативные правовые акты.

Одной из основных целей законопроекта является создание основы для качественной ценовой информации, так как такая информация является одним из важнейших ориентиров при формировании и выполнении экономической политики государства. Именно с этой целью развитые страны максимально стимулируют развитие собственных, находящихся под национальной юрисдикцией, бирж, как инфраструктурных организаций, формирующих эти цены.

С этой целью законопроектом устанавливается возможность, а также принципы осуществления расчета цен и индексов организаторов торгов и информационных брокеров.

Принятие представленного законопроекта позволит усовершенствовать деятельность по проведению организованных торгов и деятельность информационных брокеров, обеспечить переход их на качественно новый уровень, а также позволит биржам, торговым системам и информационным брокерам занять соответствующее место в российской экономике в качестве основной ценообразующей структуры.

При разработке настоящего законопроекта использовалась практика, применения нормативных актов ФСФР России (а также ФКЦБ России и комиссии по товарным биржам при МАП России), Банка России, судебная и арбитражная практика по спорам, связанным с биржевой деятельностью, договорам, заключенным на биржевых торгах, а также нормативные акты иностранных государств и международные соглашения и директивы.

Дополнительно необходимо отметить, что в случае принятия проекта федерального закона "О биржах и организованных торгах" потребуется разработка и принятие федерального закона, направленного на регулирование осуществления клиринга и клиринговой деятельности в Российской Федерации, поскольку положения проекта федерального закона "О биржах и организованных торгах" предусматривают в некоторых случаях обязательное осуществление клиринга по итогам совершения сделки на организованных торгах.


Депутату
Государственной Думы
 Федерального Собрания
Российской Федерации
В.М.Резнику

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


На № РВМ-617/2 от 5 апреля 2007 года