Недействующий

О биржах и организованных торгах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О биржах и организованных торгах",
вносимый депутатом Государственной Думы В.М.Резником



В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

В настоящее время регулирование организованной, в том числе биржевой, торговли различными инструментами и товарами различается: организованная торговля ценными бумагами осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона "О рынке ценных бумаг", торговля товарами - в соответствии с положениями Федерального закона "О товарных биржах и биржевой торговле", иностранной валютой - в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Отдельные сегменты финансового рынка, например торговля производными финансовыми инструментами, не имеют четкого и единообразного законодательного регулирования.

Законопроектом предусматривается установление единых принципов организации торгов на всех сегментах финансового и товарного рынков, включая регламентацию деятельности бирж и торговых систем, а также информационных брокеров, осуществляющих распространение ценовой информации.

Следует отметить, что идея представленного законопроекта заслуживает внимания. В то же время по законопроекту имеются следующие замечания.

В статьях 2, 4, 13, 31, 45 законопроекта употребляются понятия "ценовая информация", "торговые системы", "центральный контрагент", "информационный брокер", которые ранее не использовались в законодательстве. В связи с этим необходимо дополнительно рассмотреть вопрос о целесообразности включения в текст законопроекта глоссария используемых в законопроекте терминов.

Статьей 3 законопроекта определены признаки отнесения организованных торгов к биржевым и внебиржевым. Законопроектом допускается совпадение признаков внебиржевых торгов с признаками биржевых торгов, что может повлечь правовую неопределенность в вопросах определения вида организованных торгов в каждом конкретном случае.

Нуждаются в корректировке с учетом терминологии, используемой Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", редакция части 5 и абзаца пятого части 6 статьи 5 законопроекта.

Согласно части 1 статьи 7 законопроекта, договор на организованных торгах заключается на условиях, согласованных участниками торгов -сторонами договора. Законопроектом необоснованно не учитываются случаи, когда сторонами договора, заключаемого на организованных торгах, являются не участники торгов, а их клиенты.

В статье 23 законопроекта содержится требование о применении мер по снижению рисков, возникающих при совмещении организатором торгов различных видов деятельности. Вместе с тем риски у организатора торгов возникают и при осуществлении соответствующей деятельности без какого-либо совмещения, что не нашло необходимого отражения в законопроекте.

Статьями 27 и 29 законопроекта предусматриваются соответственно порядок регистрации федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам внутренних документов организатора торгов и порядок направления внутренних документов в указанный федеральный орган в уведомительном порядке. При этом внутренний документ, определяющий порядок расчета индексов и других показателей, рассчитываемых организатором торгов, включен как в перечень документов, подлежащих регистрации (часть 2 статьи 27 законопроекта), так и в перечень документов, направляемых в уведомительном порядке (часть 1 статьи 29 законопроекта).

Согласно части 2 статьи 30 законопроекта одному акционеру биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать более 10 процентов акций каждой категории (типа), а одному члену биржи - некоммерческого партнерства не может принадлежать более 10 процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. В целом необходимо согласиться с идеей установления ограничения на долю участия в капитале биржи одного лица (группы лиц), которая обусловлена необходимостью повышения стабильности деятельности биржи как юридического лица и минимизации влияния отдельных членов биржи на принимаемые ей решения. В то же время представляется необоснованным распространение соответствующих ограничений на действующие биржи, на которых на момент вступления в силу рассматриваемого законопроекта сложилось иное распределение долей участия в капитале биржи.

В соответствии с частью 7 статьи 30 законопроекта биржа вправе совмещать деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, за исключением строительной, оценочной, аудиторской деятельности, торговой деятельности, не связанной с проведением организованных торгов, и иных видов деятельности, запрет на совмещение которых с осуществляемыми биржей видами деятельности установлен законодательством Российской Федерации. Наделение биржи, наряду с осуществлением деятельности по проведению организованных торгов, правом на осуществление иных видов деятельности, является нецелесообразным, так как увеличивает риск нестабильности деятельности данного института.

Частью 2 статьи 38 законопроекта установлено, что к договору, заключенному на биржевых торгах, не применяются правила о последствиях недействительности сделок. Данная норма нуждается в уточнении, поскольку, как следует из Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 167 и статья 168), законом могут быть предусмотрены иные последствия недействительности сделки или иные последствия нарушения.

Законопроект содержит порядок лицензирования деятельности бирж и торговых систем. В то же время предлагаемый порядок лицензирования нуждается в корректировке. Так, статьей 41 законопроекта определены лицензионные требования и условия осуществления деятельности по проведению организованных торгов, несоответствие которым является основанием для отказа в выдаче лицензии (пункт 4 статьи 43 законопроекта). Вместе с тем устанавливаемые статьей 41 законопроекта лицензионные требования и условия требуют доработки. В частности, необходимо уточнить соблюдение каких федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам является лицензионным требованием и условием, так как предлагаемая редакция соответствующей нормы по сути дублирует положения статьи 15 Конституции Российской Федерации и не может являться лицензионным требованием и условием.

Кроме того, установленный порядок лицензирования не содержит требований к порядку переоформления лицензий на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов и лицензий на осуществление деятельности по проведению внебиржевых торгов.

Часть 2 статьи 53 законопроекта определяет, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения организованных торгов иностранной валютой, государственными ценными бумагами Российской Федерации и облигациями Банка России принимаются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам. При этом иные нормы законопроекта (например, статья 2 и часть 3 статьи 4 законопроекта), регулирующие проведение организованных торгов, не предусматривают соответствующих полномочий Банка России и не устанавливают ответственность организаторов торгов за нарушение нормативных актов Банка России. Таким образом, законопроект также нуждается в доработке по соответствующим направлениям.

Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка