ПРОТОКОЛ
Тридцать четвертой сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии
по рыболовству

1. Открытие сессии


Тридцать четвертая сессия Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству состоялась в г. Калининграде в период с 24 по 28 октября 2005 года.

Глава российской делегации - А.Н.Макоедов, представитель Российской Федерации в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, директор Департамента рыбохозяйственной политики Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Глава норвежской делегации - Й.Крог, представитель Королевства Норвегия в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, Постоянный заместитель Министра рыболовства и береговой службы Норвегии.

Составы делегаций обеих Сторон представлены в приложении 1.

2. Повестка дня


Стороны приняли Повестку дня (приложение 2).

3. Рабочие группы


В соответствии с параграфом 3 Правил процедуры Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны согласились создать следующие совместные рабочие группы:

- по статистике;

- по контролю;

- по тюленям северо-восточной части Атлантического океана;

- по научному сотрудничеству;

- по подготовке протокола.

4. Обмен Сторонами статистическими данными о промысле
 за 2004 год и истекший период 2005 года


Стороны обменялись промысловой статистикой в Баренцевом и Норвежском морях за 2004 год и истекший период 2005 года согласно единым формам отчетности. Стороны констатировали точность и соответствие представленных официальных данных.

Стороны обсудили информацию, касающуюся неучтенного вылова трески в Баренцевом и Норвежском морях и выразили обеспокоенность сложившейся ситуацией. Норвежская сторона в 2005 году, как и в 2004 году, представила на Рабочую группу ИКЕС по арктическому рыболовству аналитические отчеты о неучтенном вылове трески в Баренцевом море. Российская Сторона проинформировала о проведенном анализе неучтенного вылова трески в Баренцевом море.

С учетом обоюдного признания существования значительного неучтенного вылова трески в Баренцевом море, в качестве приоритетной цели было решено использовать все возможные средства для выявления и предотвращения подобных незаконных действий.

Российская Сторона указала на то, что Норвегия в последние несколько лет в соответствии с официальной статистикой перелавливала свою квоту трески.

Норвежская Сторона проинформировала о том, что в результате изменения в системе регулирования прибрежного промысла в 2005 году перелова квоты не ожидается.

Стороны обменялись данными о выгрузках норвежских и российских судов в портах третьих стран за 2004 год и 9 месяцев 2005 года. Стороны согласились сотрудничать в целях получения информации и обмена данными о выгрузках рыбопродукции в порты третьих стран.

Норвежская Сторона указала на то, что в 2005 году Российской Стороне ежемесячно передавались данные с нарастающим итогом о выгрузках российских судов в Норвегии, и повторно выразила желание и далее получать информацию о выгрузках норвежских судов в России.

Стороны согласились обмениваться по запросам статистическими данными о вылове квотируемых видов водных биоресурсов.

Стороны представили информацию о своем научном вылове по районам ИКЕС I и II.

Стороны согласились, что данные по научному вылову в таблицу IV и в дальнейшем будут представляться по районам ИКЕС, так же как и для промышленного вылова.

Стороны договорились о продолжении регулярного обмена ежемесячными промысловыми данными о добыче рыбы и креветки по районам ИКЕС I и II.

Норвежская Сторона проинформировала, что в Норвегии проводится большая работа по определению объема вылова при осуществлении спортивно-любительского и туристического лова в норвежских водах. Результаты этой работы будут переданы Российской стороне.

Стороны согласились производить обмен информацией о спортивно-любительском и туристическом лове в своих водах на ежегодной основе.

5. Регулирование промысла трески и пикши в 2006 году

5.1. Установление ОДУ и распределение квот


Стороны согласились с тем, что существуют элементы неопределенности в оценке запаса северо-восточной арктической трески и особо подчеркнули необходимость расширения исследований по всем районам распространения запаса с целью получения более точных данных. Стороны указали на то, что Международный Совет по морским исследованиям (ИКЕС) также отметил недостаток в съемках, что снижает достоверность обоснованности научных рекомендаций.

Стороны согласились с тем, что существует необходимость дальнейшей разработки согласованных долгосрочных стратегий по управлению общими запасами в Баренцевом и Норвежском морях. В связи с этим Стороны подчеркнули, что надежной основой для принятия управленческих решений являются "Основные принципы и критерии долгосрочного, устойчивого управления живыми морскими ресурсами в Баренцевом и Норвежском морях", принятые на 31-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.

Стороны согласились установить ОДУ трески, руководствуясь рекомендациями ИКЕС, основанными на стратегии эксплуатации запаса трески и правилах принятия решений, одобренных на 33-й сессии СРНК.

Стороны достигли принципиального согласия об использовании соответствующих правил принятия решений для пикши, но с более высоким пределом ежегодных процентных изменений ОДУ в связи с большими естественными флюктуациями запаса пикши.

В связи с тем, что научная экспертиза правил принятия решений для пикши еще не завершена, Стороны согласились применять их для определения ОДУ до тех пор, пока такая экспертиза не будет завершена.

Стороны установили ОДУ на треску и пикшу на 2006 год, а также согласовали распределение квот вылова между Россией, Норвегией и третьими странами (приложение 3). Распределение квот вылова третьих стран по зонам на 2006 год представлено в приложении 4.

Стороны согласовали взаимные квоты вылова трески и пикши в экономических зонах друг друга (приложение 5).

Стороны согласились о взаимном уведомлении относительно тех квот, которые будут выделяться третьим странам из общих запасов, в том числе о тех количествах, которые выделяются в рамках коммерческих проектов.

Стороны согласились проводить взаимные консультации о намерениях переноса квот третьих стран из зоны одной Стороны в зону другой Стороны.

5.2. Другие меры регулирования промысла


Постоянному российско-норвежскому комитету по вопросам управления и контроля в области рыболовства на 32-й сессии СРНК было поручено внести изменения в действующую Инструкцию по контролю сортирующих систем в тресковых тралах. Стороны с удовлетворением отметили, что Постоянный Комитет на заседании в г.Мурманске 3-7 октября 2005 года выполнил данное поручение (приложение 9).

Стороны согласились с тем, что в будущем для получения разрешения на использование новых типов сортирующих систем в акваториях под юрисдикцией другой Стороны достаточно, если их спецификации будут приняты Постоянным комитетом с последующим докладом на Комиссии.

Стороны согласились продолжить обмен информацией о биологическом обосновании закрытия и открытия районов промысла по согласованной форме, разработанной Постоянным Комитетом.

5.2.1. Технические меры регулирования промысла


Стороны считают, что долгосрочной целью является принятие единых технических мер регулирования промысла, включая размер ячеи, минимальный промысловый размер рыбы для всего ареала трески и пикши.

Технические меры регулирования промысла представлены в приложении 7.

6. Регулирование промысла мойвы в 2006 году


Стороны подтвердили принятую ранее стратегию управления запасом мойвы, при которой максимальный уровень ОДУ должен обеспечить 95% вероятность участия в нересте не менее 200000 тонн мойвы.

Стороны рассмотрели научные данные о состоянии запаса мойвы, которые свидетельствуют о том, что нерестовый запас мойвы, вследствие естественных колебаний численности, находится на низком уровне, и приняли решение не вести промышленный лов мойвы в 2006 году.

7. Вопросы по управлению запасом атланто-скандинавской
весенне-нерестующей сельди в 2006 году


Стороны договорились, что их целью является достижение многостороннего решения по управлению запасом атланто-скандинавской весенне-нерестующей сельди и на 2006 год.

Норвежская сторона проинформировала о своем подходе к управлению запасом атланто-скандинавской весенне-нерестующей сельди в рамках 5-сторонних консультаций прибрежных государств. Российская Сторона приняла к сведению эту информацию и отнеслась с пониманием к некоторым предложениям, не ухудшающим положение России при промысле сельди.

В случае если такое решение не будет найдено к началу 2006 года, Стороны намерены установить с 1 января 2006 года временный порядок ведения российского и норвежского промысла сельди в рамках традиционных режимов рыболовства.

Норвежская Сторона предложила сохранить в 2006 году порядок ведения российскими судами промысла атланто-скандинавской весенне-нерестующей сельди, в соответствии с которым Норвежская Сторона предоставляет Российской Стороне право на освоение российской квоты атланто-скандинавской весенне-нерестующей сельди в полном объеме в районах юрисдикции Норвегии, а Российская Сторона воздерживается от специализированного промысла сельди в открытой части Норвежского моря. Это предложение будет действовать до 20 декабря 2005 года.

8. Регулирование промысла других видов рыб в 2006 году


Квоты других запасов и технические меры регулирования промысла представлены в приложениях 6 и 7.

Стороны согласились с тем, что эксплуатация запасов рыб, которые не регулируются квотами, может производиться только в качестве прилова при промысле квотируемых видов рыб.

Стороны согласились о взаимных квотах прилова в экономических зонах друг друга. Эти квоты на прилов могут быть увеличены с учетом практического осуществления рыбного промысла. Стороны в возможно короткий срок будут рассматривать просьбы об увеличении квот на прилов.

8.1. Синекорый палтус


Стороны договорились о продолжении в 2006 году запрета на прямой промысел синекорого палтуса.

Норвежская Сторона проинформировала, что будет осуществлять ограниченный прибрежный промысел в традиционных объемах обычными орудиями лова в районах юрисдикции Норвегии.

Российская Сторона проинформировала, что будет проводиться экспериментальный лов синекорого палтуса с использованием различных орудий лова в прибрежной зоне Баренцева моря в районах юрисдикции России.

Стороны ознакомились с отчетом о результатах трехлетней (2002-2004 годы) совместной научно-исследовательской программы, осуществленной ПИНРО и Институтом морских исследований (приложение 14*), и высказали удовлетворение результатами данной работы, являющимися важной основой для определения статуса синекорого палтуса в Баренцевом море и сопредельных районах.

________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".


На основании данных, полученных в ходе реализации трехлетней совместной программы исследований, Стороны признали, что запас синекорого палтуса распространяется на всей акватории Баренцева моря.

Стороны решили создать рабочую группу по сопоставлению данных о географическом распределении запаса синекорого палтуса с данными об истории промысла этого вида и данными, полученными в ходе исследований этого запаса, с целью разработки предложений по совместным мерам регулирования. О результатах своей работы Рабочая группа будет докладывать на ежегодных сессиях СРНК.

Стороны поручили ученым подготовить и обсудить на встрече в марте 2006 года совместную научно-исследовательскую программу, направленную на усовершенствование методики оценки запаса синекорого палтуса и разработку оптимальной стратегии управления данным запасом.

Технические меры регулирования промысла представлены в приложении 7.

8.2. Морской окунь


Стороны обсудили состояние запаса окуня-клювача (S.mentella) и констатировали его крайне депрессивное состояние, которое вызывает опасение.

Размеры прилова и технические меры регулирования представлены в приложениях 6 и 7.

8.3. Сайда


Стороны отметили, что целенаправленное и рациональное управление запасом сайды в течение последних 10 лет привело к увеличению уровня запаса сайды и расширению ее ареала, в том числе на восток, включая акваторию исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Российская Сторона уведомила о том, что она будет вести прямой промысел сайды в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Норвежская Сторона приняла это к сведению.

Объемы вылова и технические меры регулирования промысла представлены в приложениях 6 и 7.

9. Управление запасом камчатского краба (Paralithodes camtschaticus)
в Баренцевом море в 2006 году


Стороны обменялись информацией о результатах исследований камчатского краба (Paralithodes camtschaticus) в Баренцевом море и приняли совместный отчет российских и норвежских ученых по результатам исследований в 2005 году и трехлетней программы исследований камчатского краба в Баренцевом море.

Стороны констатировали, что до сих пор существует недостаток знаний о взаимоотношениях краба с другими гидробионтами в экосистеме Баренцева моря и поручили ученым обеих стран продолжить исследования в этом направлении. Комиссия одобрила новую трехлетнюю программу совместных исследований камчатского краба на 2005-2007 годы (приложение 10). Результаты выполнения этой научной программы будут представлены Комиссии в 2008 году.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»