Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
и в статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования)
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 1, ст.1; N 30, ст.3029; 2003, N 27, ст.2700, 2708, 2717; N 46, ст.4434; N 50, ст.4847; 2004, N 31, ст.3229; N 34, ст.3529, 3533; N 44, ст.4265; 2005, N 1, ст.9, 13, 40, 45; N 13, ст.1077; N 10, ст.763; N 19, ст.1752; N 27, ст.2719, 2721; N 30, ст.3104, 3131; N 50, ст.5247; 2006, N 1, ст.10; N 10, ст.1067; N 17, ст.1776; N 18, ст.1907; N 19, ст.2066; N 23, ст.2380; N 31, ст.3420, 3438; N 45, ст.4634, 4641; N 50, ст.5279; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.21, 29; N 17, ст.1930; N 26, ст.3089; N 30, ст.3755; N 31, ст.4007, 4008, 4015; N 43, ст.5084; N 46, ст.5553; 2008, N 18, ст.1941) следующие изменения:
1) главу 5 дополнить статьей 5.57 следующего содержания:
"Статья 5.57. Нарушение права на образование, прав и свобод обучающихся,
воспитанников и работников образовательных учреждений (организаций),
предусмотренных законодательством Российской
Федерации в области образования
1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование либо иных прав, обеспечивающих реализацию права на образование в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, а равно незаконный отказ в приеме в образовательное учреждение (организацию) или отчисление (исключение) из образовательного учреждения (организации) -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (организаций), предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав педагогических работников на выбор и использование по своему усмотрению методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся и воспитанников -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.";
2) главу 19 дополнить статьей 19.28 следующего содержания:
"Статья 19.28. Нарушение обязательных требований к ведению образовательной
деятельности и организации образовательного процесса
1. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования обязательных требований к ведению образовательной деятельности, в том числе ведение образовательной деятельности представительствами образовательных учреждений (организаций), или правил оказания платных образовательных услуг -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Нарушение установленных требований к организации образовательного процесса, применяемым в образовательном процессе методам воспитания и обучения либо использование учебных пособий и материалов, опасных для здоровья обучающихся и воспитанников, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет; на юридических лиц - в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
3. Выдача образовательными учреждениями (организациями), не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными учреждениями (организациями), имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, которые не прошли государственной аккредитации, а равно умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и олимпиад школьников, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.";
3) часть 1 статьи 23.1 после цифр "5.56," дополнить цифрами "5.57,", а после цифр "19.26," - цифрами "19.28,";
4) пункт 2 статьи 28.3 дополнить подпунктом 89 следующего содержания:
"89) должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль в сфере образования, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.57 и 19.28 настоящего Кодекса, а также статьями 5.39, 13.11 и 13.14, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 настоящего Кодекса применительно к сфере образования.".
Пункт 7 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 2004, N 35, ст.3607; 2007, N 27, ст.3215; 2008, N 9, ст.913) дополнить абзацем следующего содержания:
"В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2008 года.
Президент
Российской Федерации
Основная идея разработки данного проекта федерального закона состоит в установлении административной ответственности за нарушение конституционных прав граждан на образование и иных смежных с ним прав в сфере образования.
Целью данного законопроекта является создание новых правовых механизмов реализации установленных Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об образовании" государственных гарантий реализации права граждан на образование посредством установления административной ответственности должностных лиц и организаций за нарушения прав граждан в сфере образования, в том числе таких значимых прав в сфере образования, как право на получение бесплатного образования, качественного образования и т.д.
Проверки уполномоченных государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации показывают, что в последние годы значительно увеличилось число нарушений прав граждан в сфере образования, часто выявляются серьезные нарушения законодательства Российской Федерации в области образования. Так, проверки организации приема в высшие учебные заведения позволяют выявлять различные нарушения, допускаемые последними при проведении приема граждан: устанавливаются дискриминационные условия приема граждан в образовательные учреждения - в зависимости от места жительства, пола, состояния здоровья (например, для лиц с ограниченными возможностями здоровья); незаконно вводится плата за оформление документов. В нарушение законодательства об образовании вузами проводятся разного рода "платные" конкурсы и олимпиады для выпускников общеобразовательных учреждений, результаты которых рассматриваются как результаты вступительных испытаний в высшие учебные заведения и т.д. Также встречаются случаи не обеспечения права граждан на бесплатное образование, например, посредством установления платы за учебные курсы, предусмотренные образовательной программой, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета, взимания платы с родителей (законных представителей) обучающихся на различные нужды учебного заведения и пр.
Кроме того, ежегодно в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки поступает большое количество обращений граждан, касающихся нарушения образовательными учреждениями закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа общедоступности общего образования, например, лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, не допускают к государственной (итоговой) аттестации или отказывают в выдаче документа государственного образца о соответствующем уровне образования.
Зачастую образовательными учреждениями умышленно нарушаются установленные требования к качеству образованию, в том числе не в полном объеме реализуются основные образовательные программы, не соблюдаются также установленные законодательством Российской Федерации в области образования нормативные сроки освоения образовательных программ в образовательных учреждениях (организациях), требования государственных образовательных стандартов.
Вместе с тем, имеющиеся полномочия государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, не позволяют должным образом реагировать на выявляемые нарушения законодательства Российской Федерации в области образования и требований государственных образовательных стандартов.
В связи с этим предлагается установить административную ответственность за нарушения конституционных прав граждан в области образования, а также за нарушения законодательства Российской Федерации в области образования.
Законопроектом будет установлена административная ответственность за совершение следующих правонарушений в области образования:
нарушения права на образование, прав и свобод обучающихся, воспитанников образовательных учреждений (организаций), предусмотренных законодательством об образовании, в том числе за нарушения, связанные с незаконным отказом в приеме граждан в образовательные учреждения (организации) или незаконным отчислением (исключением) граждан из образовательных учреждений (организаций);
нарушение прав и свобод педагогических работников образовательных учреждений (организаций), предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования;
нарушение требований к организации образовательного процесса, установленных законодательством об образовании, в том числе за нарушение аккредитованными образовательными учреждениями (организациями) установленных законодательством в области образования требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и к применяемым в образовательном процессе методам воспитания и обучения;
нарушение установленного порядка ведения образовательной деятельности, в том числе за ведение образовательной деятельности представительствами образовательных учреждений (организаций) и нарушение установленных законодательством в области образования правил оказания платных образовательных услуг,
нарушение порядка выдачи документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, связанное с выдачей образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, либо выдачей образовательными учреждениями (организациями), имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, по образовательным программам, которые не прошли государственной аккредитации, а также за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации.
_______________
В настоящее время Минобрнауки России подготовлены в соответствии Планом мероприятий по реализации Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ, реализуемого согласно поручению Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 06.04.2007 N ДМ-П44-1573, проекты нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, в которых будет установлен, в том числе порядок работы экзаменационных комиссий, порядок проверки экзаменационных работ, и порядок оформления результатов государственной (итоговой) аттестации. Помимо этого, для других уровней образования также определен порядок работы экзаменационных комиссий и порядок оформления результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, например, в приказе Минобразования России от 25.03.2003 N 1155 "Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации", в постановлении Госкомвуза РФ от 27.12.1995 N 10 "Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации" и т.д. Указанные нормативные правовые акты составляют законодательство Российской Федерации в области образования (статья 3 Закона Российской Федерации "Об образовании").
В качестве видов административного наказания за указанные правонарушения в сфере образования предполагается установить предупреждение, административный штраф, а также за отдельные наиболее существенные правонарушения, совершаемыми должностными лицами, - дисквалификацию.
Кроме того, отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уже устанавливается ответственность за административные правонарушения, характерные также и для сферы образования. С учетом этого предлагается наделить должностных лиц органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях не только за правонарушения в области образования, но за правонарушения, предусмотренных частью первой статьи 19.4, частью первой статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20, а также некоторыми другими статьями данного Кодекса.
Предлагаемые изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях позволят создать необходимые эффективные правовые механизмы недопущения и (или) ликвидации нарушений обязательных требований в сфере образования, осуществлять своевременное реагирование и устранение нарушений в сфере образования, а также обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и иных потребителей образовательных услуг.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка