Недействующий

     

Проект N 417711-4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"

     

Принят
Государственной Думой
2 июля 2008 года



Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ  "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4859; 2005, N 30, ст.3101; 2007, N 1,  ст.30; N 29, ст.3480; N 45, ст.5419) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 9 дополнить пунктами 18 и 19 следующего содержания:

"18) операций, предусматривающих переводы иностранной валюты на счета дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также на счета постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях со счетов, открытых в уполномоченных банках федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции, связанные с их деятельностью за пределами территории Российской Федерации через своих представителей или представительства, и организациями, имеющими на основании федерального закона право по использованию счетов указанных официальных представительств и постоянных представительств Российской Федерации, для выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с содержанием своих представителей или сотрудников своих представительств за пределами территории Российской Федерации, а также для оплаты и (или) возмещения расходов, связанных с их командированием;

19) операций, предусматривающих переводы иностранной валюты, переведенной в соответствии с пунктом 18 настоящей части, на счета, открытые в уполномоченных банках указанными в пункте 18 настоящей части федеральными органами исполнительной власти и организациями, со счетов дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также со счетов постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.";

2) в статье 12:

а) в абзаце первом части 5 слова "16 и 17" заменить цифрами "16-18", слова "абзацем шестым" заменить словами "абзацами шестым - восьмым";

б) в пункте 4 части 6(1) слова "11 и 16" заменить словами "11, 16, 18 и 19", слова "абзацем шестым" заменить словами "абзацами шестым - восьмым";

3) в статье 14:

а) часть 2 дополнить абзацами следующего содержания:

"Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте, переведенной в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, с представителями или сотрудниками представительств указанных в пункте 18 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами по операциям в соответствии с частью 6(1)  статьи 12 настоящего Федерального закона.";

б) в пункте 8 части 3 слова "пунктом 16 части 1 статьи 9" заменить словами "частью 6(1) статьи 12".

Президент
Российской Федерации
Д.Медведев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона
"О валютном регулировании и валютном контроле"



Основная идея законопроекта заключается в создании условий для осуществления финансовых операций, предусматривающих переводы и расчеты в целях осуществления деятельности представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Целью настоящего законопроекта является создание правовой основы для финансирования представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти и организаций, в том числе государственного посредника ФГУП "Рособоронэкспорт", в иностранных государствах с использованием банковских счетов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации за рубежом.

Для этого предлагается внести изменения в статью 9 и статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) в части регулирования валютных операций, осуществляемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации и иными официальными представительствами Российской Федерации, а также официальными представительствами Российской Федерации при межгосударственных и межправительственных организациях (далее загранучреждения).

Действие законопроекта будет распространяться на представителей (представительства) федеральных органов исполнительной власти и организаций, перечень которых будет утверждаться Правительством Российской Федерации.

Необходимость внесения дополнений в Федеральный закон обусловлена следующими причинами.

1. Финансирование заграничных представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти и организаций, в том числе государственного посредника ФГУП "Рособоронэкспорт", до 1 января 2007 года осуществлялось на основании разрешений Банка России, выданных соответственно Министерству иностранных дел Российской Федерации и Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. Однако срок действия разрешений Банка России истек 1 января 2007 г. Выдача новых разрешений Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" неразрешена.

2. В соответствии с Положением о посольстве Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 года N 1497, загранучреждения МИД России участвуют в подготовке и осуществлении межгосударственных обменов на высшем уровне, а также визитов официальных делегаций, включая делегации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и других государственных органов. По сложившейся практике федеральные органы государственной власти обращаются в МИД России с просьбой об использовании счетов для проведения безналичных расчетов в стране пребывания и используют их в целях сохранения государственной тайны.

Однако требования указанного Федерального закона запрещают федеральным органам исполнительной власти использовать банковские счета загранучреждений для оплаты расходов своих сотрудников.

Поскольку МИД России является федеральным органом исполнительной власти, имеющим монопольное право на аккредитацию в иностранных государствах, то осуществление расходов по обслуживанию делегаций возложено на загранучреждения Российской Федерации, а не на федеральные органы исполнительной власти. Использование же выделяемых МИД России средств федерального бюджета на обеспечение делегаций других органов государственной власти интерпретируется как нецелевое (ст.285.1 УК РФ и ст.15.14КоАП РФ).

Кроме того, МИД России обеспечивает выполнение стоящих задач совместно с федеральными органами исполнительной власти "силового блока", в том числе в режиме секретности, а также с организациями, подведомственными им.

3. ФГУП "Рособоронэкспорт" осуществляло финансирование своих представителей (представительств) в дипломатических представительствах, консульских учреждениях и торговых представительствах Российской Федерации с использованием счетов российских загранучреждений. В настоящее время указанные переводы запрещены, что привело к остановке выполнения ФГУП "Рособоронэкспорт" текущих задач в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Более сорока представителей (представительств) государственного посредника в иностранных государствах осуществляют свою деятельность в интересах всей системы военно-технического сотрудничества, а именно предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе и субъектов ВТС, государственных органов, осуществляющих координацию и контроль в области военно-технического сотрудничества.

Присутствие представителей государственного посредника в составе загранучреждений непосредственно связано:

а) с участием ФГУП "Рособоронэкспорт" в реализации внешнеэкономических и геополитических интересов государства в различных регионах мира в соответствии с Концепцией государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2010 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2001 года;

б) со спецификой решаемых представителями (представительствами) государственного посредника в области военно-технического сотрудничества задач;

в) с конфиденциальностью деятельности в сфере военно-технического сотрудничества, которая обеспечивается через посольства и торговые представительства Российской Федерации и выражается, в частности, в необходимости защиты сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.

Принятие данного законопроекта в 2007 году позволит государственному посреднику активизировать свою деятельность по проведению маркетинговой политики на мировом рынке оружия, своевременно реагировать на изменения в конъюнктуре рынка продукции военного назначения, а также расширить географию поставок российских вооружения и военной техники, которые в настоящее время поставляются более чем в 60 стран мира, в которых работают представители ФГУП "Рособоронэкспорт".

4. Считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон, предоставив загранучреждениям Российской Федерации возможность получения от федеральных органов исполнительной власти и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, валютных средств во временное распоряжение и использования их в целях выполнения функций в установленных для них сферах деятельности.

     

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 417711-4 "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона
"О валютном регулировании и валютном контроле"
, внесенный депутатом Государственной Думы М.В.Бабичем



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Предлагаемые законопроектом изменения, вносимые в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон), заключаются в создании условий для осуществления финансовых операций, предусматривающих переводы и расчеты в целях осуществления деятельности представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Однако предлагаемый перечень федеральных органов исполнительной власти и организаций, обладающих правом перечислять денежные средства в иностранной валюте со своих счетов на счета дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации за рубежом, а также постоянных представительств Российской Федерации при международных или межправительственных организациях (далее - загранучреждения), определяемый Правительством Российской Федерации, может рассматриваться как разрешение, выдаваемое органом валютного регулирования отдельной категории юридических лиц-резидентов на совершение валютных операций, в отношении которых для всех иных субъектов действует запрет, что противоречит части 3 статьи 5 Федерального закона, согласно которой установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений не допускается. Вместе с тем пункт 11 части 1 статьи 9 Федерального закона содержит норму, разрешающую резидентам совершать между собой операции, предусматривающие расчеты и переводы для осуществления деятельности загранучреждений.

В связи с этим представляется целесообразным внесение изменений в данную норму, дополнив ее положениями, устанавливающими возможность осуществления расчетов и переводов для финансирования представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих свою деятельность в загранучреждениях.

Предлагаемые изменения в статью 9 Федерального закона включают все операции, в том числе операции предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6_1 статьи 12 Федерального закона, что подразумевает широкий спектр финансово-хозяйственных операций, а возможно и операций, носящих коммерческий характер. Поэтому необходимо исключить из пункта 1 статьи 1 законопроекта слова "включая операции", изменив формулировку нормы, которая предполагала бы только осуществление операций по выплате заработной платы и по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием представителей российских организаций.

Кроме того, для достижения обозначенной в пояснительной записке цели необходимо дополнить законопроект следующими положениями:

в статье 9 Федерального закона, предусмотреть возможность осуществления возврата ранее переведенных средств на счета загранучреждений на банковские счета представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти и организаций;

в статье 12 Федерального закона, предусмотреть новые основания зачисления переводимых на счета загранучреждений средств (часть 5 статьи 12 Федерального закона), а также использования зачисленных на данные счета средств (часть 6_1 статьи 12 Федерального закона);

в статье 14 Федерального закона, предусмотреть возможность проведения в наличной форме валютных операций загранучреждений и представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти и организаций (часть 2 и 3 статьи 14 Федерального закона).

По законопроекту имеются также замечания юридико-технического и редакционного характера.

В абзаце первом статьи 1 законопроекта источники официального опубликования Федерального закона указаны не в полном объеме.

В законопроекте (пункт 1 статьи 1) не соблюдена терминология, используемая в Федеральном законе. Так, в законопроекте используется термин "за рубежом", тогда как Федеральный закон использует термин "находящиеся за пределами территории Российской Федерации". Кроме того, необходимо уточнить абзац второй пункта 1 статьи 1 законопроекта, указав, что речь идет об операциях по переводу с банковских счетов в иностранной валюте представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти и организаций, открытых в уполномоченных банках, на счета загранучреждений, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.

Кроме того, в используемой в статье 1 законопроекта формулировке "при международных межправительственных организациях" следует привести в соответствие с понятием, содержащемся в пункте 11 статьи 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Поскольку Федеральным законом от 5 июля 2007 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" часть 1 статьи 9 Федерального закона дополнена новым пунктом "17", законопроект должен предлагать дополнение части 1 статьи 9 Федерального закона новым пунктом "18".

С учетом изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»