ПРОТОКОЛ
Двадцать четвертой сессии Российско-Японской Смешанной комиссии по рыбному хозяйству

1. С 17 по 24 марта 2008 года в г.Токио состоялась Двадцать четвертая сессия Российско-Японской Смешанной комиссии по рыбному хозяйству (далее - "Смешанная комиссия"), ранее именовавшаяся Советско-Японской Смешанной комиссией по рыбному хозяйству и созданная в соответствии со статьей VII Соглашения между Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 12 мая 1985 года (далее - "Соглашение").

2. В работе Двадцать четвертой сессии Смешанной комиссии в качестве представителей и заместителей представителей Сторон приняли участие:

от Российской Стороны:

Беляев В.А.

- Заместитель Представителя Российской Стороны, начальник Управления науки и образования Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству;

Кузнецов В.Г.

- Заместитель Представителя Российской Стороны, начальник отдела Управления международного сотрудничества Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству;


от Японской Стороны:

Нагао Кадзухико

- Представитель Японской Стороны, заместитель начальника Управления контроля за ресурсами Департамента рыболовства Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии;

Муто Акира

- Заместитель Представителя Японской Стороны, начальник отдела России Департамента Европы Министерства иностранных дел Японии.


Составы российской и японской делегаций прилагаются (приложение 1).

3. На Двадцать четвертой сессии Смешанной комиссии председательствовал Представитель Японской Стороны НАГАО Кадзухико.

4. Смешанная комиссия согласилась с тем, что каждая из Сторон будет объективно информировать представителей прессы о ходе и результатах работы Комиссии.

5. Смешанная комиссия приняла повестку дня Двадцать четвертой сессии (приложение 2).

6. По пункту 4 повестки дня Смешанная комиссия в качестве своих вспомогательных органов создала научную, редакционную группы и группу по условиям промысла и контроля.

7. По пункту 5 повестки дня Стороны обменялись информацией о сотрудничестве между обеими Сторонами в области рыбного хозяйства в 2007 году, а также обсудили связанные с этим вопросы.

Стороны отметили, что предусмотренная Двадцать третьей сессией Программа научно-технического сотрудничества на 2007 год выполнена полностью и успешно.

Стороны подтвердили важность и целесообразность продолжения совместных исследований в водах обеих стран и согласились максимально способствовать их успешному проведению.

8. По пункту 6 повестки дня Стороны обменялись информацией о результатах промысла в 2007 году японскими судами лососей, образующихся в реках Российской Федерации, и обсудили связанные с этим вопросы.

Стороны обменялись информацией о результатах контроля за японскими рыболовными судами в 2007 году.

Стороны пришли к единому мнению о необходимости обсудить вопросы, связанные с промыслом лососей российского происхождения японскими рыболовными судами в 200-мильной зоне Российской Федерации в рамках Российско-Японских межправительственных консультаций, проводимых на основе Соглашения между Правительством СССР и Правительством Японии о взаимных отношениях в области рыболовства у побережий обеих стран от 7 декабря 1984 года и Соглашения между Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 12 мая 1985 года, и зафиксировать их итоги в протоколе межправительственных консультаций.

9. По пункту 7 повестки дня Стороны обсудили вопросы, связанные с запасами лососей в северо-западной части Тихого океана.

     

I. Обмен информацией о сохранении запасов и регулировании промысла лососей в северо-западной части Тихого океана

Российская Сторона предоставила информацию о мерах, предпринимаемых по сохранению и регулированию промысла лососей, включая данные о выпуске в 2007 году молоди лососевых российскими рыбоводными заводами, а также о мерах регулирования промысла лососевых в 2007 году во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации на Дальнем Востоке.

Японская Сторона предоставила предварительную информацию об искусственном воспроизводстве лососей в 2007 году, информацию о состоянии запасов лососей японского происхождения, информацию о промысле лососей японскими судами, информацию о мерах по осуществлению сохранения запасов лососей и управления ими. Японская Сторона сообщила, что запасы кеты и горбуши японского происхождения продолжают находиться на высоком уровне. Кета после прохождения Берингова моря возвращается в Японию вдоль островов, находящихся между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо.

При обмене материалами по тихоокеанским лососям Российская Сторона передала Японской Стороне материалы за 2007 год, а Японская Сторона передала Российской Стороне материалы за 2006 год и неполные материалы за 2007 год. Российская Сторона отметила необходимость обмена материалами на паритетной основе.

Японская Сторона в отношении материалов, касающихся статистики о японском промысле и искусственном воспроизводстве, отметила, что до сих пор передавала материалы с опозданием на один год в связи с существующей системой обработки статистики. Вместе с тем на предложение Российской Стороны Японская Сторона сообщила, что в скорейшие сроки рассмотрит, в какой степени и как быстро она сможет представлять данные.

Российская Сторона отметила, что в настоящее время в целом запасы российских стад тихоокеанских лососей находятся в хорошем состоянии.

Популяции горбуши восточного Сахалина, островов Итуруп и Кунашир, восточной Камчатки находятся в хорошем состоянии, численность горбуши нечетных лет западной Камчатки снизилась в 2007 году. Запасы горбуши других популяций российского происхождения находятся на низком уровне. Состояние запасов кеты Сахалина, Итурупа является стабильно хорошим благодаря искусственному воспроизводству.

Российская Сторона отметила, что в депрессивном состоянии находятся популяции кеты Приморья, рек Анадырь и Амур. Запасы нерки западного побережья Камчатки в настоящее время находятся на высоком уровне. Наметилась устойчивая тенденция улучшения запасов нерки восточного побережья Камчатки. Запасы кижуча Камчатки имеют тенденцию к увеличению. Популяции чавычи западной Камчатки находятся в депрессивном состоянии, запасы чавычи восточной Камчатки имеют тенденцию к увеличению. На промысел симы сохраняется многолетний запрет.

Японская Сторона проинформировала, что на основе анализа данных о прибрежном вылове России прогнозирует, что ожидаемый улов всех видов лососей у российского побережья в 2008 году будет выше среднего улова последних 5 лет, и запасы лососей российского происхождения в целом находятся на высоком уровне. Состояние запасов нерки, кеты и горбуши находится на уровне выше среднемноголетнего, кижуча - на уровне среднемноголетнего, чавычи - на уровне выше среднемноголетнего.

Японская Сторона отметила, что запасы лососей российского происхождения в последние годы в целом стабильны и находятся на высоком уровне, и если принимать во внимание состояние запасов, то морской промысел лососей японскими рыболовными судами отрицательного влияния на запасы не оказывает.

Стороны подтвердили, что в 200-мильной зоне Российской Федерации в различные сезоны года мигрируют лососи японского происхождения.

Стороны пришли к единому мнению, что из азиатских стад, мигрирующих в северо-западной части Тихого океана, запасы кеты и нерки продолжают оставаться на высоком уровне, запасы горбуши находятся на высоком уровне, но подвержены значительным колебаниям.

Стороны пришли к единому мнению осуществлять биологические исследования лососей, мигрирующих через 200-мильные зоны Российской Федерации и Японии.

После консультаций по вопросам японского промысла лососей российского происхождения Российская Сторона определила возможный вылов этих видов на 2008 год в объеме 3005 тонн (2431 тыс.штук) с разбивкой его по видам и районам промысла согласно нижеследующей таблице. При этом Российская Сторона отметила необходимость участия Японии в 2008 году в осуществлении мер по возобновлению запасов лососей, образующихся в реках Дальнего Востока Российской Федерации, и компенсации части расходов Российской Федерации на эти цели, в том числе путем поставок соответствующих машин и оборудования.

Горбуша

Кета

Нерка

Кижуч

Чавыча

Сима

Всего

тонн

тыс.шт

тонн

тыс.шт

тонн

тыс.шт

тонн

тыс.шт

тонн

тыс.шт

тонн

тыс.шт

тонн

тыс.шт

Район 7

2555

2116

300

150

0

0

0

0

0

0

0

0

2855

2266

Район 8

150

165

-

-

-

-

-

-

-

-

0

0

150

165

Общий объем

2705

2281

300

150

0

0

0

0

0

0

0

0

3005

2431


Примечание:
     
     Район 7 - тихоокеанский район, расположенный к берегу от внешней границы 200-мильной зоны Японии.


Район 8 - япономорский район, расположенный к берегу от внешней границы 200-мильной зоны Японии.

Промысел лососей должен вестись в пределах установленной общей квоты вылова, а также в пределах квот по видам рыб, которые определяются в тоннах и штуках с разбивкой по районам промысла. В случае выбора соответствующей квоты по любому из видов, промысел должен быть незамедлительно прекращен.

Японская Сторона заявила, что поскольку осуществляются российско-японские исследования по изучению симы, вылавливаемой при промысле горбуши в Японском море, включение симы в вышеуказанную таблицу не имеет основания.

Российская Сторона указала на то, что совместные исследования симы после 2000 года не проводились.

Смешанная Комиссия рассмотрела также другие вопросы, касающиеся промысла японскими рыболовными судами лососей российского происхождения в 2008 году.

     

     

II. О сотрудничестве по сохранению запасов лососей, образующихся в реках Российской Федерации,
при их миграциях в 200-мильной зоне Японии и управлению ими

Японская Сторона выразила намерение осуществлять в 2008 году сотрудничество с Российской Стороной в сохранении запасов лососей, образующихся в реках Российской Федерации и мигрирующих в воды или через воды к берегу от внешней границы 200-мильной зоны Японии, и управлении ими на следующей основе:

1) Объемы вылова для японских рыболовных судов представлены в нижеследующей таблице:

Горбуша

Кета

Нерка

Кижуч

Чавыча

Сима

Всего

тонн

тыс.шт

тонн

тыс.шт

тонн

тыс.шт

тонн

тыс.шт

тонн

тыс.шт

тонн

тыс.шт

тонн

тыс.шт

Район 7

2555

2116

300

150

0

0

0

0

0

0

0

0

2855

2266

Район 8

150

165

-

-

-

-

-

-

-

-

0

0

150

165

Общий объем

2705

2281

300

150

0

0

0

0

0

0

0

0

3005

2431


Примечание:

Район 7 - тихоокеанский район, расположенный к берегу от внешней границы 200-мильной зоны Японии.
     
     Район 8 - япономорский район, расположенный к берегу от внешней границы 200-мильной зоны Японии
.

Японская Сторона принимает необходимые меры для того, чтобы промысел лососей российского происхождения японским рыболовными судами велся в пределах вышеуказанного общего объема вылова, а также установленного объема по видам рыб, которые определяются в тоннах и штуках с распределением по районам промысла.

Японская Сторона принимает необходимые меры для того, чтобы при достижении установленных объемов вылова по любому из видов промысел был незамедлительно прекращен.

2) Японская Сторона будет представлять Российской Стороне соответствующие данные, которыми она располагает в отношении упомянутых выше запасов лососей, включая данные о промысле в вышеупомянутом пункте 1), а также о принимаемых ею мерах в целях сохранения и управления этими запасами. В частности, будет прилагать усилия к тому, чтобы представлять в возможно короткий срок, но не позднее чем через 20 дней, информацию о результатах вылова в 7 и 8 районах по состоянию на 15 число включительно и на конец каждого месяца промысла по нарастающему итогу в тоннах, по видам рыб и районам промысла. Окончательная информация об объемах общего вылова представляется Российской Стороне в срок до 31 июля 2008 года (включительно) в письменном виде.

3) Будут проведены скоординированные ресурсные исследования, предусмотренные Программой научно-технического сотрудничества между Россией и Японией в области рыбного хозяйства на 2008 год (приложение 4).

4) Стороны подтвердили важность продолжения сотрудничества в области сохранения и воспроизводства запасов лососевых и обменяются информацией по дипломатическим каналам об основаниях расходов на воспроизводство лососей.

5) Японская Сторона сообщила, что на основе п.6 Статьи II Соглашения, в качестве одного из видов сотрудничества по сохранению лососевых, образующихся в реках Российской Федерации и мигрирующих в воды или через воды к берегу от внешних границ 200-мильной зоны Японии, Всеяпонская ассоциация рыбопромышленников поставит заинтересованным организациям Российской Стороны машины и оборудование, приобретенные в Японии или другой стране по ценам, не превышающим цены на мировом рынке, на сумму в пределах 436 млн.иен. Однако, если общий вылов не превысит 2554 тонны уровень сотрудничества составит 371 млн. иен. При освоении квоты более 2554 тонн уровень сотрудничества увеличивается в пределах от 371 млн.иен до 436 млн.иен пропорционально увеличению вылова.

Японская Сторона будет информировать Российскую Сторону об общей сумме вышеуказанных поставок машин и оборудования до 31 июля 2008 года (включительно) в письменном виде.

При этом Стороны пришли к единому мнению оказывать по возможности содействие в достижении не позднее 30 сентября 2008 года договоренности между уполномоченной организацией Российской Федерации и уполномоченной организацией Японской Стороны о порядке вышеуказанных поставок.

     

     

III. О сотрудничестве в проведении научных исследований, необходимых для сохранения, воспроизводства,
оптимального использования и управления запасами лососей, образующихся в реках одной из Сторон,
а также в разработке и осуществлении совместных программ и обмене данными

Стороны разработали предложения по вопросу проведения научных исследований, необходимых для сохранения, воспроизводства, оптимального использования и управления запасами лососей, и включили их в Программу научно-технического сотрудничества между Россией и Японией в области рыбного хозяйства на 2008 год (приложение 4).

В ходе обсуждения указанных вопросов Стороны подтвердили важность и необходимость продолжения исследований морского периода жизни лососей с учетом положений Конвенции о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 года.

     

     

IV. О предотвращении рыболовной деятельности судами третьих стран в отношении запасов лососей,
образующихся в реках одной из Сторон, за пределами 200-мильных зон в северо-западной части Тихого океана

Стороны обменялись информацией о результатах контроля за рыболовными судами за пределами 200-мильных зон в период промысла лососей в 2007 году (приложение 3).

Стороны с удовлетворением отметили активную деятельность уполномоченных органов Российской Федерации и Японии по предотвращению промысла рыболовными судами третьих стран в отношении запасов лососей, образующихся в реках одной из Сторон, за пределами их 200-мильных зон в северо-западной части Тихого океана.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»