РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции"
Внести в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4553; 1999,
N 2, ст.245; 2001, N 53, ст.5022; 2005, N 30, ст.3113; 2007, N 1, ст.11) следующие изменения:
1) в абзаце двенадцатом статьи 5 слова "(за исключением розничной продажи)" исключить;
2) абзац пятый пункта 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"организация декларирования розничной продажи алкогольной продукции;";
3) в статье 14:
пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны осуществлять декларирование объемов ее продажи.";
в пункте 4 слова "(за исключением розничной продажи)" и слова "(за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции)" исключить;
пункт 5 признать утратившим силу;
4) в пункте 5 статьи 16 после слова "помещения" дополнить словами ", расположенные по одному адресу,".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.
Президент
Российской Федерации
Д.Медведев
На рассмотрение предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью принятия дополнительных мер по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" субъектам Российской Федерации предоставлено право введения декларирования розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, а также право определения порядка представления и формы декларации о розничной продаже алкогольной продукции.
По экспертным оценкам, доля нелегального оборота алкоголя в стране составляет 30-40 процентов. Одним из способов выявления нелегального оборота является сопоставление декларируемых объемов оборота алкогольной продукции в оптовом и розничном звене.
С принятием поправок декларирование розничной продажи алкогольной продукции во всех субъектах Российской Федерации будет обязательным. Для установления единой формы декларации о розничной продаже алкогольной продукции и порядка ее представления предлагается утвердить указанные форму и порядок постановлением Правительства Российской Федерации.
Без единообразия требований к форме и порядку декларирования невозможно вести достоверный учет движения алкогольной продукции на всей территории Российской Федерации.
Поскольку данные деклараций о розничной продаже алкогольной продукции будут унифицированы с показателями отчетности деклараций о производстве и обороте алкогольной продукции, станет возможным сопоставление данных об отгрузках алкогольной продукции производителями с оборотом оптовых и розничных организаций. Это позволит выявлять недостоверные сведения о движении алкогольной продукции и бороться с нелегальным оборотом. Поставки алкогольной продукции от производителя до конечного потребителя будут полностью контролируемыми с помощью технических средств.
Следует учесть, что сведения об объеме розничной продажи алкогольной продукции, передаваемые в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, представляются организациями розничной торговли один раз в год до 15 марта года, следующего за отчетным. В связи с чем, по материалам органов статистики, невозможно своевременно проводить мероприятия по контролю за оборотом алкогольной продукции. Декларации в отличие от сведений, представляемых в органы статистики, будут отражать не только розничную продажу (реализацию), но и все движение продукции: остатки на начало и конец отчетного периода, поступление и розничную продажу (реализацию) за отчетный период с разбивкой по производителям, поставщикам (оптовым организациям).
Кроме того, сведения, представляемые в органы статистики, сдаются в бумажном виде, что не позволяет заносить данные о движении алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Декларации о розничной продаже, как и декларации о производстве и обороте алкогольной продукции, будут представляться не только в бумажном, но и в электронном виде. Соответственно, единая государственная автоматизированная информационная система будет более действенно функционировать на всей территории России.
Принятие законопроекта позволит осуществить оперативный контроль за оборотом алкогольной продукции на территории Российской Федерации, а также снизить долю теневого оборота и увеличить поступление налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В законопроекте также конкретизируется требование к площадям торговых и складских помещений организаций торговли, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. Складские и торговые помещения общей площадью 50 квадратных метров должны располагаться по одному адресу. В настоящее время лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются и в случаях, когда склад находится в ином, территориально обособленном месте. При этом площади суммируются. Это позволяет организациям торговли продавать алкогольную продукцию в небольших торговых залах, что отрицательно сказывается на санитарном состоянии объектов торговли и создании надлежащих условий для потребителей.
Декларирование розничной продажи в Вологодской области введено уже более двух лет назад. За это время неоднократно выявлялись факты закупки алкогольной продукции в розничном звене (что не допускается согласно действующему законодательству) либо у поставщиков, действие лицензии которых прекращено.
Законодательное Собрание
Вологодской области
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
На N 2383/07 от 6 декабря 2007 года
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон), отнеся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
введение декларирования и установление порядка представления деклараций о розничной продаже спиртосодержащей непищевой продукции;
определение порядка лицензирования и выдачу лицензий на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции;
осуществление контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции.
Как следует из пояснительной записки, разработка законопроекта обусловлена необходимостью принятия дополнительных мер по усилению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Введение контроля за оборотом спиртосодержащей продукции через лицензирование и декларирование ее розничного оборота, предлагаемое законопроектом, позволит контролировать распространение спиртосодержащей непищевой продукции и уменьшить негативные тенденции ее потребления.
В отличие от алкогольной продукции спиртосодержащая непищевая продукция не относится к категории пищевых товаров и не предназначена для использования в пищевых целях, в связи с чем введение ограничений гражданских прав субъектов розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции в целях защиты здоровья населения является необоснованным.
Вместе с тем, учитывая наличие случаев потребления в пищевых целях спиртосодержащей непищевой продукции, Федеральным законом уже предусмотрен комплекс мер, направленных на их предупреждение. В частности, установлен перечень денатурирующих веществ (бензин, керосин, кротоновый альдегид, битрекс), не допускающий использование, в том числе случайное, денатурированного этилового спирта в пищевых целях.
В отношении спиртосодержащей непищевой продукции, изготовленной с использованием иных видов спиртов, Правительству Российской Федерации предоставлено право вводить требования к их денатурации.
Федеральным законом предусмотрено нанесение на лицевой стороне этикетки для спиртосодержащей непищевой продукции информации о недопустимости использования ее в пищевых целях с прямым указанием об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях.
В отношении нелегально производимой и реализуемой спиртосодержащей непищевой продукции действующее законодательство также предусматривает достаточные меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за такие правонарушения.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, установление порядка выдачи лицензий на производство и оборот спиртосодержащей продукции относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка