Недействующий


Проект N 60313-5

Приложение
к постановлению Государственной
Думы Ставропольского края
от 24 апреля 2008 года N 455-IV ГДСК


Вносится Государственной Думой
Ставропольского края

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"Об образовании"


Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации", 1996, N 3, ст. 150; 2002,  N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 30, ст. 3808) следующие изменения:

1) абзац третий пункта 5 статьи 55 изложить в следующей редакции:

"Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на получение мер социальной поддержки по их выбору в натуральной форме в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) либо в денежном выражении, исходя из установленных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, на первоочередное предоставление жилой площади.

Меры социальной поддержки указанной категории граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации.";

2) дополнить статьей 55.1 следующего содержания:

"Статья 55.1. Обеспечение мер социальной поддержки педагогических
работников образовательных учреждений в сельской
местности, рабочих поселках (поселках городского типа)
по оплате жилого помещения и коммунальных услуг


1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки).

2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из фактически понесенных организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, затрат на предоставление мер социальной поддержки; из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; из утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина, имеющего право на получение указанных мер социальной поддержки,  либо в натуральной форме в виде бесплатной жилой площади с освещением и отоплением, либо в денежном выражении, исходя из установленных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки. При необходимости дополнительные отчетные данные предоставляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

9. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, Счетной палатой Российской Федерации.

11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.     


 Президент
Российской Федерации

                                                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"Об образовании"


В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности, пользуются правом на "бесплатное жилье с отоплением и освещением". Данное право педагогических работников является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что подтверждено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 322-О-П, согласно которому "Российская Федерация … не устранялась до 1 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, и не устраняется после этой даты от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки". Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что обязательства по финансированию указанных мер отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации. Данное положение нашло отражение также и в судебной практике арбитражных судов, согласно которой расходы организаций, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг указанным категориям педагогических работников, взыскиваются за счет казны Российской Федерации. Вместе с тем имеется судебная практика судов общей юрисдикции, согласно которой финансовое обеспечение расходов по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан возлагается на бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований, ответы Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации о том, что расходные обязательства по предоставлению указанных мер относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, что ведет к неоднозначному пониманию абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части принадлежности полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с освещением и отоплением. Более того, начиная с 2005 года в федеральном бюджете не предусматривается финансирование расходов, связанных с реализацией абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части предоставления бесплатной жилой площади с освещением и отоплением указанной категории граждан.

Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности федеральным законом до настоящего времени Российской Федерацией не передавались субъектам Российской Федерации. В соответствии с требованиями  пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября  1999  года  N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должны содержать положения, определяющие:

порядок представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей и расходовании субвенций из федерального бюджета;

права и обязанности федеральных органов исполнительной власти по осуществлению указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по осуществлению переданных полномочий, в том числе права и обязанности по назначению руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих соответствующие полномочия;

права и обязанности федеральных органов исполнительной власти и (или) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с определением структуры органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контроля и надзора за осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий, а также порядок изъятия соответствующих полномочий у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возмещения субвенций, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий;

способ (методику) и (или) федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предо-ставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий.

Ни Закон Российской Федерации "Об образовании", ни Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не содержат норм о наделении субъектов Российской Федерации полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории педагогических работников, а также положений, определенных пунктом 7 статьи 26.3 вышеназванного Федерального закона. В этой связи проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" предлагается ввести новую статью 55.1.

Данным проектом федерального закона наряду с мерой социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением предлагается гражданину по его выбору воспользоваться и такой мерой социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата. Предлагаемая норма согласуется как с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, так и с вышеназванным определением Конституционного Суда Российской Федерации, определившими, что переход от предоставления натуральных льгот к предо-ставлению субсидий (компенсаций) не должен снижать уровень социальной поддержки данной категории педагогических работников. Кроме того, правоприменительная практика Ставропольского края при реализации Закона Ставропольского края от 01 августа 2005 г. N 42-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", устанавливающего дополнительную меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств бюджета Ставропольского края указанной категории граждан, показала, что большинство граждан указанной категории выбирают ежемесячную денежную выплату.

В целях законодательного закрепления порядка разграничения полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации на основании требований Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также исходя из целей и задач, определенных в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предлагается принять Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании".


Государственная Дума Ставропольского края

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N 1-1/834 от 13 мая 2008 г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", вносимый в Государственную Думу Государственной Думой Ставропольского края     



В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предлагается абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон), изложить в новой редакции, предусмотрев, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на получение мер социальной поддержки по их выбору в натуральной форме в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) либо в денежном выражении, исходя из установленных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, на первоочередное предоставление жилой площади.

Законопроектом также предлагается дополнить Закон статьей 55.1, в соответствии с которой полномочия Российской Федерации по предоставлению указанных мер социальной поддержки передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением на их реализацию субвенций из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете.

Законопроектом сохраняется действующая норма, согласно которой педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на первоочередное предоставление жилой площади.

Вместе с тем, Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) не предусматривает возможность предоставления жилых помещений в первоочередном порядке. Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса определяет только перечень категорий граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Педагогические работники образовательных учреждений в этот перечень не включены.

Абзацем вторым пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Учитывая изложенное, положения вводимой статьи 55.1 не актуальны.

Законопроект также не учитывает, что действующее пенсионное законодательство, в частности, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает пенсий за выслугу лет. Согласно статье 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривается трудовая пенсия по старости.

Кроме того, законопроект предусматривает дополнительные расходы федерального бюджета, однако в финансово-экономическом обосновании   потребность в дополнительных бюджетных средствах приведена только применительно к Ставропольскому краю, что не дает возможности в полном объеме оценить размер дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
     С.Собянин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка


















Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»