Недействующий

  

Проект N 101108-5  


Внесен Законодательным
Собранием Оренбургской области


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"


Внести в пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; N 12, ст. 1093; N 50, ст. 4925; 2003, N 2, ст. 169; N 9, ст. 805; N 11, ст. 956; N 13, ст. 1178; N 52, ст. 5037; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 11; N 31, ст. 3455; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 7, 15; N 7, ст. 834; N 30, ст. 3748, 3749, 3750) следующие изменения:

дополнить подпунктом 62.1 следующего содержания:

"62.1) перевозки опасных грузов автомобильным транспортом";

дополнить подпунктом 105 следующего содержания:

"105) реализация нефти, газа и продуктов их переработки".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон) следующими видами деятельности:

перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

реализация нефти, газа и продуктов их переработки.

Статьей 4 Федерального закона предусмотрено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Норма о лицензировании реализации нефти, газа и продуктов их переработки ранее содержалась в Федеральном законе, но была исключена Федеральным законом от 9 декабря 2002 года N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В настоящее время сложилась обстановка, позволяющая осуществлять практически бесконтрольный оборот нефти, газа и продуктов их переработки. Отсутствует эффективный государственный контроль за качеством реализуемого топлива на автозаправочных станциях, что способствует реализации топлива, не соответствующего установленным нормам, в том числе полученного путем переработки похищенного углеводородного сырья. В свою очередь, использование некачественного топлива приводит к ухудшению экологической обстановки, повреждению транспортных средств, что влечет за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан. Увеличивающееся число хищений углеводородного сырья из продуктопроводов угрожает безопасности государства.

Автозаправочные станции относятся к пожароопасным производственным объектам и подлежат лицензированию. Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов предусмотрены лицензионные требования, направленные на обеспечение пожарной и производственной безопасности, но не на обеспечение качества реализуемых продуктов.  

Так, правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) предусмотрен ряд требований к резервуарам, оборудованию, приему и хранению нефтепродуктов, направленных на сохранение качества нефтепродуктов, реализуемых на АЗС, но контроль за соблюдением данных требований практически не осуществляется.

Эффективный контроль за качеством реализуемого топлива на АЗС не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки.

Наличие административной ответственности по статье 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений само по себе не приводит к улучшению качества реализуемого топлива на АЗС. Предусмотренный статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф является незначительной мерой ответственности для данного вида деятельности и не может способствовать улучшению качества реализуемого топлива.     

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона предусмотрено лицензирование перевозок грузов железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом. Также предусмотрено лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном, внутреннем водном транспорте и в морских портах.

Перевозка грузов потенциально связана с возможностью возникновения транспортных происшествий, а происшествия, возникшие при перевозке опасных грузов, могут с большей вероятностью повлечь за собой человеческие жертвы,   причинение вреда здоровью, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера.

При необходимости лицензирования деятельности по перевозке грузов на всех указанных видах транспорта отсутствует обязанность лицензирования перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, хотя по количеству происшествий данный вид транспорта наиболее опасен.

Кроме того, приказом от 08.08.95 N 73 Министерства транспорта Российской Федерации утверждены правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Данными правилами предусмотрено, что лицензирование перевозок опасных грузов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о лицензировании.

Также следует отметить, что установление лицензирования перевозки автомобильным транспортом опасных грузов будет способствовать уменьшению фактов хищения углеводородного сырья из продуктопроводов, так как перевозка нефти и газа именно автомобильным транспортом является составляющей частью процесса легализации похищенного сырья.

     

Законодательное Собрание
Оренбургской области
21 августа 2008 г.
N 3707п-П9

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


На N 23-01/185-и от 3 марта 2008 г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", вносимый Законодательным Собранием
Оренбургской области



В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - проект федерального закона).

Проектом федерального закона в целях уменьшения фактов хищения углеводородного сырья и нефтепродуктов и повышения качества топлива, реализуемого на автозаправочных станциях, предлагается дополнить перечень лицензируемых видов деятельности следующими видами:

реализация нефти, газа и продуктов их переработки;

перевозка опасных грузов автомобильным транспортом.

Статьей 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлены критерии определения лицензируемых видов деятельности.

Учитывая, что регулирование деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием, Правительством Российской Федерации и Правительственной комиссией по проведению административной реформы приняты решения о признании автозаправочных станций, осуществляющих розничную торговлю бензином и дизельным топливом, непроизводственными объектами, в связи с чем контроль за их деятельностью должен осуществляться на основании других федеральных законов и актов Правительства Российской Федерации.

В частности, согласно Федеральному закону "О пожарной безопасности" МЧС России осуществляет государственный пожарный надзор в части соблюдения автозаправочными станциями требований пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона "О техническом регулировании" постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 утвержден технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", которым установлены ответственность сбытовых организаций и государственный контроль за качеством реализуемого топлива.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за хищения чужого имущества, включая кражи, совершенные из нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов.

Необходимо отметить, что целью лицензирования не являются обеспечение качества продукции и защита от хищения имущества. Лицензирование занимает особое положение в системе государственного регулирования и должно применяться в тех случаях, когда невозможно в силу разных причин (сложного технологического процесса, комплексного характера осуществления деятельности) или затруднено использование других способов регулирования деятельности.

Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом осуществляются в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", которыми установлены в том числе скоростные ограничения для таких перевозок, а также предусмотрено наличие специальных проблесковых маячков для предупреждения других участников движения об опасности.

В соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевозка опасных грузов допускается при наличии специального разрешения, порядок выдачи которого утверждается Правительством Российской Федерации. Разрешения выдаются на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более 6 месяцев.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372 "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом" Минтрансом России издан приказ от 8 августа 1995 г. N 73, которым утверждены Правила перевозки опасных грузов (далее - Правила). Правила определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, а также регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов. В частности, перевозка "особо опасных грузов" осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органами внутренних дел грузоотправителю (грузополучателю); перевозка грузов других классов, поименованных в настоящих Правилах, а также опасных грузов независимо от класса опасности, перевозимых в цистернах, съемных контейнерах - цистернах, батареях сосудов общей вместимостью более 1000 литров, осуществляется по специальным разрешениям, выдаваемым Минтрансом России. Контроль за соблюдением Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Минтрансом России также был издан приказ от 6 декабря 1994 г. N 92 "Об организации подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов".

Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяются специальные маршруты для осуществления перевозок опасных грузов в городах и других населенных пунктах.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 12.21.2) установлена ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов (например, отсутствие свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, несоответствие конструкции транспортного средства требованиям, установленным Правилами, несоблюдение условий перевозки).

Таким образом, действующим законодательством установлен комплекс мер, позволяющих обеспечить качество реализуемого топлива на автозаправочных станциях и безопасность перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, сократить число хищений углеводородного сырья.

Учитывая изложенное, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации не поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
     С.Собянин


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»