Недействующий

О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством ...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на своевременную реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации, а также на устранение правовой неопределенности в процессе применения отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статья 1 законопроекта предусматривает внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации следующих изменений.

1. Уточнение принципа подведомственности расходов бюджетов.

Под подведомственностью расходов бюджетов (бюджетно-правовой подведомственностью) понимается подчиненность бюджетного учреждения, как получателя бюджетных средств, главному распорядителю  (распорядителю) бюджетных средств.

При этом полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного ему бюджетного учреждения установлены статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принцип определения подведомственности бюджетного учреждения, как получателя бюджетных средств, главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств установлен статьей 38_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что существующая редакция части четвертой этой статьи создает возможность возникновения коллизии, при которой подведомственность бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств), установленная в соответствии с законом, нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, может не совпадать с его подведомственностью учредителю этого учреждения.

Для устранения возможности возникновения такой коллизии предлагается изменить редакцию части четвертой статьи 38_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации таким образом, чтобы подведомственность получателя бюджетных средств (бюджетного учреждения) главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникала только в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В отношении федеральных бюджетных учреждений вопрос об их подведомственности предполагается решить изменениями, вносимыми в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений", в силу которых установление подведомственности бюджетных учреждений - как получателей бюджетных средств будет основано на решении Правительства Российской Федерации о закреплении подведомственности бюджетных учреждений за соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

2. Компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от изменений налогового законодательства.

Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменено налоговое законодательство с целью снижения фискальной нагрузки на реальный сектор экономики.

Указанным законом с 2009 года снижена с 6,5 до 2,5 процентов ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет. Предусмотрена возможность включения налогоплательщиком налога на прибыль организаций в состав расходов отчетного периода расходов на капитальные вложения в размере до 30 процентов (в зависимости от амортизационной группы) стоимости основных средств. Увеличен предельный размер имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц, предоставляемого в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилья с 1 млн. рублей до 2 млн. рублей.

В этой связи, в 2009 году в распоряжение предприятий дополнительно поступит около 550 млрд. рублей. В то же время, выпадающие доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оценочно составят по налогу на прибыль организаций (увеличение предельной амортизационной премии) около 44,5 млрд. рублей, по налогу на доходы физических лиц (увеличение имущественного вычета) - 39,3 млрд. рублей.

В целях реализации принципа самостоятельности бюджетов, установленного статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части недопустимости введения в действие в течение текущего финансового года изменений законодательства о налогах и сборах, приводящих к снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений, предусматривающих компенсацию снижения доходов, а также в целях повышения финансовой самостоятельности регионов и обеспечения сбалансированности их бюджетов, законопроектом предлагается внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Предлагаемые изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают увеличение с 60 до 100 процентов доли акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Дополнительные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации составят по оценке 59,4 млрд. рублей в 2009 году.

Кроме того, предлагается одновременно принять отдельный проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и  статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий передачу субъектам Российской Федерации 0,5 процентных пункта ставки налога на прибыль организаций. Таким образом, максимальная ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, составит 18 процентов. По оценке, в условиях 2009 года, это обеспечит дополнительное поступление доходов в бюджеты регионов в сумме около 43,1 млрд. рублей.

Таким образом, принятие законопроектов  увеличит доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в целом на 102,5 млрд. рублей и в полной мере компенсирует выпадающие доходы от изменения налогового законодательства.

3. Уточнение порядка предоставления субсидий юридическим лицам из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) по решениям, принимаемым соответственно Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 25 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Правительству Российской Федерации предоставлено право направить в 2009 году средства федерального бюджета в размере до 175 млрд. рублей на реализацию мер по поддержке финансового рынка Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Вместе с тем, пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает обязательное утверждение федеральным законом о федеральном бюджете (законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации) случаев и порядка предоставления субсидий юридическим лицам из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации).

В этой связи предлагается устранить коллизию между указанными нормами и установить норму, которая позволит приостанавливать отдельные положения пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации до 1 января 2010 года в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в целях реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации по решениям соответствующих высших исполнительных органов государственной власти.

Данная поправка является аналогичной приостановлению пункта 2 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которое предусмотрено Федеральным законом  от 24 ноября 2008 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом  "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

4. Закрепление положения о порядке предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Поскольку некоммерческие организации, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, являются юридическими лицами, предоставление субсидий некоммерческим организациям из бюджетов бюджетной системы РФ  может осуществляться в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом статьей 78_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий автономным учреждениям и государственным корпорациям.

Кроме того, в данной статье определено, что в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации.

Однако указанное обстоятельство не является препятствием для возможности предоставления субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) соответствующим организациям на основании положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.