Недействующий

     

Проект N 452067-4  


Вносится
Законодательным Собранием
Челябинской области


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный закон
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5037; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2722; 2007, N 7, ст. 834) следующие изменения:

1) дополнить статьей 9_1 следующего содержания:

"Статья 9_1. Приостановление государственной регистрации


1. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей   может   быть  приостановлена  регистрирующим  органом в случае:

а) появления у регистрирующего органа оснований, свидетельствующих о недостоверности представленных сведений, - на срок не более одного месяца со дня принятия регистрирующим органом решения о приостановлении государственной регистрации;

б) подачи заявления о приостановлении государственной регистрации заинтересованным лицом, в отношении которого проводится внесение изменений в учредительные документы юридического лица или в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, при условии одновременной подачи соответствующего заявления в судебный орган - до  вступления решения суда в законную силу.

2. Решение о приостановлении государственной регистрации должно содержать основания приостановления государственной регистрации.

3. Решение о приостановлении государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона для государственной регистрации.

4. Решение о приостановлении государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, и (или) заинтересованному лицу с уведомлением о вручении такого решения.";

2) статью 12 дополнить подпунктами "е" и "ж" следующего содержания:

"е) документ, подтверждающий формирование в соответствии с законодательством Российской Федерации уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации;

ж) документ, подтверждающий намерение размещения юридического лица по указанному в представленных документах адресу.";

3) пункт 1 статьи 14 дополнить подпунктом "ж" следующего содержания:

"ж) документ, подтверждающий намерение размещения или размещение юридического лица по указанному в представленных документах адресу.";

4) пункт 1 статьи 17 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:

"д) документ, подтверждающий размещение юридического лица по указанному в представленных документах адресу.";

5) статью 18 дополнить пунктом 2_1  следующего содержания:

"2_1. Представление документов для регистрации изменений, вносимых в  учредительные документы юридического лица, в связи с переменой места нахождения юридического лица, изменением состава его участников и (или) внесением в единый государственный реестр юридических лиц  изменений, не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в связи с переменой лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, осуществляется не  ранее чем через один месяц со дня опубликования соответствующих изменений  в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.";

6) пункт 1 статьи 23 дополнить подпунктами "г", "д", "е", "ж" следующего содержания:

"г) представления документов, не соответствующих  требованиям действующего законодательства;

д) назначения дисквалифицированного лица лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица;

е) размещения организации по несуществующему адресу;

ж) представления документов для государственной регистрации создаваемого юридического лица, руководителем которого выступает физическое лицо, являющееся руководителем одной или нескольких организаций, не представляющих в налоговые органы налоговую отчетность в течение последних двенадцати месяцев.".

Статья 2.   Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

     Президент
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей"



Представленный законопроект направлен на создание правовых барьеров для недобросовестных заявителей при государственной регистрации   юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы) в целях недопущения случаев регистрации так называемых "фирм-однодневок", а также пресечения  случаев внесения изменений в учредительные документы с целью "захвата" организаций.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) основанием для осуществления регистрации является представление документов, предусмотренных данным Законом.  При этом  регистрирующий орган не вправе  требовать  от  заявителя представление иных документов, а также проводить проверку их достоверности.

Такая ситуация приводит к тому, что недобросовестные заявители представляют для государственной регистрации недостоверные и подложные документы, на основании которых осуществляется как регистрация  организаций, так и регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, что приводит к возникновению "фирм-однодневок", осуществляющих одну или несколько сделок, а также  к хищению имущества, в том числе в рамках "корпоративных войн", "недружественных поглощений", а также при переделе собственности.

По данным Управления федеральной налоговой службы по Челябинской области, за весь период осуществления функции государственной регистрации юридических лиц (с 1 июля 2002 года) в Челябинской области зарегистрированы 8304 "фирмы-однодневки", что составляет 9,4 процента от общего числа зарегистрированных юридических лиц.

Налоговыми органами Челябинской области (далее - налоговые органы) за указанный период установлены 36 случаев "захвата" организаций. При этом только в  11 случаях заинтересованными лицами были поданы заявления в Арбитражный суд Челябинской области и приняты соответствующие решения  о запрете проведения регистрационных действий.  В остальных  случаях налоговые органы, имея информацию  о недостоверности представленных заявителем сведений, а также  данных о возможном "захвате" организации,  вынуждены были произвести процедуру регистрации, не имея  на законодательном уровне рычагов воздействия на недобросовестных заявителей.

Все это в конечном итоге приводит к снижению поступлений в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации за счет "недружественного поглощения" организаций одного региона головными организациями,  зарегистрированными в других регионах, а также за счет изменения профиля работы организаций.

В целях исключения таких случаев законопроектом предлагается дополнить Закон новой статьей, предусматривающей процедуру приостановления государственной регистрации при появлении у регистрирующего органа оснований, свидетельствующих о недостоверности представленных сведений, а также в случае подачи заинтересованным лицом заявления о приостановлении государственной регистрации.

Кроме того, Законом не предусмотрено представление документов, подтверждающих:

формирование уставного капитала юридического лица, что приводит к существованию организации с неоплаченным уставным капиталом;

местонахождение юридического лица, указанного в учредительных документах, что позволяет учредителям указывать любое местонахождение, даже по несуществующему адресу, и приводит к осложнению поиска данного юридического лица как налоговыми органами, так и кредиторами.

В результате возникают организации  для совершения одной или нескольких сделок,  которые, не заплатив в бюджет  налоги,  исчезают.

В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается   дополнить перечень документов, представляемых при государственной регистрации, документом, подтверждающим формирование на момент государственной регистрации уставного капитала, а также документом, подтверждающим размещение организации по указанному в представленных документах адресу.

Существующие нормы Закона  не позволяют регистрирующим органам принимать решения об отказе в государственной регистрации в случае представления заявителем документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства, в случае размещения организации по несуществующему адресу,  назначения   дисквалифицированного лица лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также при назначении руководителем создаваемой организации лица, являющегося  руководителем организации, не представляющей в налоговые органы налоговую отчетность в течение одного года.

Все это крайне негативно сказывается на криминальной  обстановке в стране, способствуя процветанию незаконной деятельности в области незаконного оборота алкогольной продукции, наркотических средств и других запрещенных законодательством видов деятельности.

Поэтому   законопроектом предлагается расширить перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации.

При этом все предлагаемые законопроектом изменения  не создадут административных барьеров для предпринимателей,  целью которых  является действительное осуществление производства продукции,  оказание услуг населению, а не сиюминутное получение прибыли от незаконной деятельности.

     

     

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


     На N 2.12-17/1008 от 3 октября 2007 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 452067-4 "О внесении изменений в
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
, внесенный Законодательным
Собранием Челябинской области


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предусматривается внести изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направленные на создание правовых барьеров от недобросовестных заявителей при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьей 1 законопроекта решение о приостановлении регистрирующим органом государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принимается при появлении оснований, свидетельствующих о недостоверности представленных сведений. Однако остается неясным, на основании каких действий регистрирующего органа могут быть установлены факты, подтверждающие недостоверность предоставляемых сведений, так как регистрирующий орган не наделен полномочиями по проведению правовой экспертизы документов, полученных от заявителей, на предмет их достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрена обязанность заявителя представить документ, подтверждающий намерение размещения юридического лица по указанному в представленных документах адресу. При этом законопроектом не определены требования к такому документу, что может привести к неоднозначному толкованию предлагаемой нормы. Неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразного понимания, создает возможность злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями, порождает противоречивую правоприменительную практику.

Также законопроектом предлагается расширить перечень оснований для отказа в государственной регистрации, дополнив его представлением заявителем документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства, назначением дисквалифицированного лица лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, размещением организации по несуществующему адресу, предоставлением документов для государственной регистрации создаваемого юридического лица, руководителем которого выступает физическое лицо, являющееся руководителем одной или нескольких организаций, не представляющих в  налоговые органы налоговую отчетность в течение последних 12 месяцев.

Расширение перечня оснований для отказа в государственной регистрации отсылкой на все действующее законодательство противоречит концепции законодательства о государственной регистрации юридических лиц, согласно которой все основания для отказа должны содержаться непосредственно в законе.

Введение основания для отказа в регистрации юридического лица в случае, когда его руководитель, являясь одновременно руководителем другой организации, не представил в налоговые органы налоговую отчетность, необоснованно ограничивает права учредителей.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков

     

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»