Недействующий

     

Проект N 392350-4

Вносится депутатом
Государственной Думы
А.А. Губкиным

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменения в статью 263 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации


Внести в подпункт 3 пункта 1 статьи 263 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2002, N 22, ст.2026) изменение, изложив его в следующей редакции:

"3) добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных), а также страхование от убытков из-за полного или частичного приостановления (перерыва) производственно-хозяйственной деятельности, вызванного утратой или повреждением застрахованного имущества;".

 Президент
Российской Федерации  


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 263 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации"


Страхование имущества предприятий широко применяется крупнейшими компаниями для защиты своих финансовых интересов. Все чаще страхование имущества дополняется страхованием от убытков из-за перерыва производственно-хозяйственной деятельности, поскольку последствия, в случае наступления страхового случая, могут быть весьма ощутимы для предприятия, приводя не только к замедлению реализации планов развития, но и к существенным убыткам, в том числе способным привести предприятие к банкротству.

Страхование от убытков из-за перерыва производственно-хозяйственной деятельности постепенно получает распространение и в России, однако национальная статистика по урегулированным убыткам по этому виду страхования практически отсутствует.

По сводной статистической информации западных страховых компаний, убытки от перерыва производственно-хозяйственной деятельности предприятия более чем в 1,5 раза превышают убытки от нанесенного ущерба имуществу. Основываясь на статистике убытков за 15 лет (1990-2004 гг.) по 449 крупнейшим страховым случаям на предприятиях химической и нефтехимической промышленности, нефте- и газоперерабатывающих заводах, объектах нефтедобычи, нефте- и газохранилищах и в металлургии в таких странах как Австралия, Австрия, Алжир, Антильские Острова (Нидерланды) Аргентина, Аруба (Нидерланды), Бахрейн, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Виргинские Острова (США), Германия, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Кувейт, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Норвегия, ОАЭ, Польша, Португалия, Пуэрто-Рико, Россия, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сингапур, Словакия, США, Таиланд, Тайвань, Тринидад и Тобаго, Турция, Филиппины, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швеция, Югославия, Южная Африка, Южная Корея, Ямайка, Япония процентное соотношение выплаты по риску "убытки от перерыва в производстве" к общей сумме страхового возмещения по каждому страховому случаю в среднем составляет 60,35%.

Опыт некоторых крупных аварий, а также проведенные оценки возможных последствий страховых событий на ряде крупных предприятий свидетельствуют, что для восстановления производства после серьезной аварии требуется один - два года. Действительно, в связи с уничтожением или повреждением сложного оборудования, зданий и сооружений требуется выполнить большой объем строительных и проектных работ, изготовить и выполнить монтаж, пуско-наладку и запуск в эксплуатацию оборудования (зачастую уникального), вследствие чего, убытки из-за перерыва производственно-хозяйственной деятельности могут измеряться для крупных предприятий десятками миллиардов рублей.

При этом убытки предприятия можно разделить на прямые, выражающиеся в стоимости уничтоженного или поврежденного имущества, и косвенные - связанные с наступившим вследствие страхового события вынужденным простоем производства и необходимостью проведения восстановительных работ. Следует отметить, что косвенные убытки от гибели или повреждения имущества могут во много раз превышать прямые убытки, а в наиболее тяжелых случаях приводить к невозможности дальнейшего осуществления предприятием своей деятельности, с возможной последующей ликвидацией предприятия.

В целом убытки из-за перерыва производственно-хозяйственной деятельности как экономическое последствие материального ущерба, нанесенного застрахованному имуществу предприятия, складывается из текущих расходов предприятия по продолжению его деятельности в период перерыва производственно-хозяйственной деятельности, в том числе, заработной платы рабочих и служащих, платежей органам социального страхования и другие аналогичные платежи, платы за аренду помещений, оборудования или иного имущества, арендуемого (получаемого в лизинг) предприятием для своей производственно-хозяйственной деятельности, налогов и сборов, выплаты процентов по кредитам или иным привлеченным средствам, амортизационных отчислений и потери прибыли, то есть потери тех доходов, которые предприятие получило бы за счет выпуска продукции, оказания услуг или продажи товаров в течение времени, на которое была прервана деятельность.

Страхование от убытков из-за перерыва производственно-хозяйственной деятельности позволяет полностью покрыть производственные риски и, при наступлении страхового случая, возместить компании убытки от полного или частичного прекращения производственно-хозяйственной деятельности.

К сожалению, сдерживающим фактором развития страхования от убытков из-за перерыва производственно-хозяйственной деятельности, является тот факт, что в соответствии с действующим Налоговым кодексом предприятие не может относить страховые премии по этому виду страхования на себестоимость и уменьшить базу налогообложения по налогу на прибыль.

Так, статья 263 Налогового кодекса Российской Федерации содержит ограниченный перечень видов добровольного страхования, расходы по которым включаются в состав расходов предприятия при определении налогооблагаемой прибыли, где расходы по страхованию производственного имущества включаются в состав расходов предприятия, а расходы на страхование от убытков из-за перерыва производственно-хозяйственной деятельности нет.

В связи с этим законопроектом предлагается относить расходы по добровольному страхованию от убытков из-за перерыва производственно-хозяйственной деятельности, вызванного повреждением или уничтожением застрахованного имущества в состав прочих расходов в размере фактических затрат. Включение данных видов расходов в перечень, определенный пунктом 1 статьи 263 части второй Налогового кодекса, будет стимулировать компании более широко использовать данный вид страхования, что в свою очередь создаст гарантии стабильной работы и развития предприятий, позволит снизить экономические риски регионов и муниципальных образований, в которых основная доля налоговых поступлений приходится на градообразующие предприятия, а также обеспечит более надежную социальную защиту работникам данных предприятий. Кроме того, за счет развития данного вида страхования законопроект позволит создать предпосылки для качественного повышения уровня безопасности и страховой защиты предприятий, улучшения инвестиционной привлекательности предприятий, нуждающихся в обновлении основных фондов и привлечении долгосрочных инвестиционных ресурсов, а также значительно увеличить налоговые поступления в бюджет от страховых компаний.

Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 263 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Более того, принятие данного законопроекта обеспечит дополнительную гарантию его пополнения и минимизацию рисков, связанных с сокращением налоговых поступлений в федеральный бюджет вследствие полного или частичного приостановления производственно-хозяйственной деятельности крупных предприятий.

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


На N 2.12-17/465 от 23 апреля 2007 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 392350-4 "О внесении изменения
в статью 263 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
,
внесенный депутатом Государственной Думы А.А.Губкиным


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона (далее - законопроект).

Законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 263 Налогового кодекса Российской Федерации, направленного на включение в перечень расходов, сокращающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в части добровольного страхования имущества, дополнительного вида страхования - от убытков из-за перерыва производственно-хозяйственной деятельности, вызванного утратой или повреждением застрахованного имущества.

Вместе с тем такое основание для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций как убытки налогоплательщика из-за перерыва производственно-хозяйственной деятельности в результате повреждения или уничтожения застрахованного имущества, уже предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс). Так, потери от аварий, включая затраты, связанные с их предотвращением или ликвидацией последствий, приравниваются к убыткам, полученным за налоговый (отчетный) период и относятся к внереализационным расходам налогоплательщика в соответствии со статьей 265 Кодекса.  Любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах относятся к расходам на оплату труда и закреплены в статье 255 Кодекса. Суммы налогов и сборов, а также арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, отнесены к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией согласно статье 264 Кодекса, и  включаются в состав расходов, на величину которых налогоплательщик уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.  

Реализация проекта повлечет сокращение налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Частичное приостановление производственно-хозяйственной деятельности, вызванное утратой или повреждением застрахованного имущества может наступать по разным причинам, например, в результате ошибок в собственной деятельности или действий третьих лиц. Возмещение убытков в таком случае будет осуществляться в рамках деликтных правоотношений, а реализация положений законопроекта лишь создаст условия для необоснованного уменьшения налоговых платежей.

Кроме того, в законопроекте отсутствует положение о его вступлении в силу и неверно указаны источники официального опубликования Кодекса.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
     А.Жуков

     

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»