Недействующий

     

Проект N 224979-5

Вносится членами
Совета Федерации
С.Ю.Орловой,
Е.В.Бушминым,
Д.Н.Ананьевым.



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 295 и 296
части второй Налогового кодекса Российской Федерации

     

     

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 1, ст.18; N 23, ст.2289; N 33, ст.3413; N 49, ст.4564; 2002, N 1, ст.4; N 22, ст.2026; N 30, ст.3021, 3027, 3033; 2003, N 1, ст.2, 6; N 19, ст.1749; N 21, ст.1958; N 28, ст.2874, 2879, 2886; N 50, ст.4849; N 52, ст.5030; 2004, N 27, ст.2711, 2715; N 31, ст.3220, 3221; N 34, ст.3518, 3520, 3522, 3525, 3527; N 35, ст.3607; N 41, ст.3994; N 45, ст.4377) следующие изменения:

1) Абзац второй пункта 2 статьи 295 исключить.

2) Подпункт 4 пункта 2 статьи 296 изложить в следующей редакции:

"4) отчисления на формирование пенсионных резервов, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Президент
Российской Федерации


Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 295 и 296 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Законопроект направлен на налоговое стимулирование формирования негосударственных пенсионных накоплений граждан посредством уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль от размещения пенсионных резервов, направляемых на формирование резервов покрытия пенсионных обязательств.

Пенсионные резервы представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности негосударственного пенсионного фонда  и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами, то есть по сути это средства, которые негосударственный пенсионный фонд выплатит гражданам в качестве негосударственной пенсии.

Действующей редакцией части 2 статьи 295 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено включение дохода, полученного от размещения пенсионных резервов в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль негосударственных пенсионных фондов. Получается, что средства, которые должны быть направлены гражданину в качестве негосударственной пенсии, облагаются налогом на прибыль организации. Учитывая особую природу такого вида инвестиционного дохода, как доход от размещения пенсионных резервов, а также потребность в развитии и стимулировании долгосрочных финансовых ресурсов для экономики страны, которыми являются пенсионные накопления, по нашему мнению, не следует взимать налог на прибыль с дохода от их размещения, превышающего действующую ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Перенос налоговых преференций на ранние этапы пенсионного накапливания (взносы и получение дохода от инвестирования) способствует ускоренному росту сбережений по сравнению со льготным налогообложением при выплате пенсии.

Весь доход, полученный от размещения пенсионных резервов, направляется исключительно на цели негосударственного пенсионного обеспечения для формирования обязательств перед вкладчиками фонда - в резерв покрытия пенсионных обязательств, страховой резерв и на обеспечение уставной деятельности.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 296 часть расходов по формированию страхового резерва и на обеспечение уставной деятельности включены в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, а средства, направляемые на счета вкладчиков (формирование резерва покрытия пенсионных обязательств), не считаются расходом.

Действующая редакция статьи 296 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что отчисления на формирование страхового резерва, включаются в расходы в размере не более 50 процентов величины резервов покрытия пенсионных обязательств. Поскольку пенсионные резервы представляют собой сумму страховых резервов и резервов покрытия пенсионных обязательств, а соотношение этих составляющих негосударственный пенсионный фонд определяет самостоятельно, следовательно, Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что до 1/3 пенсионных резервов (в зависимости от решения негосударственного пенсионного фонда) может не облагаться налогом на прибыль.

Законопроектом предлагается изложить пункт 4 части 2 статьи 296 Налогового кодекса Российской Федерации в новой редакции, включив в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, пенсионные резервы на 100 процентов, то есть отчисления на формирование страховых резервов и резервов покрытия пенсионных обязательств. Это позволит повысить эффективность управления пенсионными резервами путем их перераспределения между страховым резервом и резервом покрытия пенсионных обязательств без учета налоговых последствий. Кроме того, пенсионные резервы представляют собой деньги, которые будут направлены на исполнение обязательств негосударственного пенсионного фонда по договорам негосударственного пенсионного страхования, то есть негосударственную пенсию граждан. Включение этих средств в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций нецелесообразно.

Важно также отметить, что суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным работодателями, а также физическими лицами в пользу других лиц попадают под двойное налогообложение. Как пенсионные резервы они облагаются налогом на прибыль организаций, а затем, как выплачиваемая пенсия попадают под обложение налогом на доходы физических лиц в соответствии с частью 2 статьи 213_1 Налогового кодекса Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит устранить двойное налогообложение пенсионных денег граждан.

Потери для бюджета от недоначисленного налога на прибыль организаций будут незначительны. Часть потерь компенсируется за счет увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц, который начисляется на суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу других лиц физическими, а также в пользу физических лиц юридическими лицами.

Стимулирование процесса заключения договоров негосударственного пенсионного страхования, то есть формирования долгосрочных сбережений граждан, является основным условием повышения участия граждан в формировании своей пенсии. Принятие законопроекта явилось бы ясным сигналом для населения в заинтересованности государства в личных пенсионных накоплениях граждан.

Также значение проекта федерального закона состоит в том, чтобы показать заинтересованность государства в формировании "длинных денег", в которых нуждается российская экономика.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»