СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Соединенных Штатов Америки в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан

Ратифицировано

Федеральным законом
от 9 марта 2011 года N 36-ФЗ

          

Правительство Российской Федерации (Российская Сторона) и Правительство Соединенных Штатов Америки (Американская Сторона), ниже совместно именуемые Сторонами,

руководствуясь положениями Резолюций 1368 (2001), 1373 (2001), 1386 (2001) и 1444 (2002) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций,

в целях содействия международным усилиям по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

1. Настоящее Соглашение определяет порядок осуществления транзита Американской Стороной через территорию Российской Федерации вооружения, военной техники, военного имущества и персонала в целях поддержки международных усилий по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан.

2. Для целей настоящего Соглашения используемые в нем понятия означают следующее:

а) "вооружение, военная техника и военное имущество" - оружие, комплексы различных видов оружия и средства обеспечения их боевого применения, в том числе средства доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства и иные грузы, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения, специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;

b) "транзит" - осуществляемое воздушными судами перемещение по воздуху через территорию Российской Федерации вооружения, военной техники и военного имущества и персонала, начинающееся и заканчивающееся за пределами территории Российской Федерации;

с) "воздушное судно" - американское военно-транспортное воздушное судно, другое государственное транспортное воздушное судно и воздушное судно, взятое в наем по чартеру Американской Стороной; и

d) "идентификационная карточка военнослужащего" - удостоверение личности с фотографией, выданное направляющим государством, с указанием фамилии, имени, даты рождения, звания, личного номера (в случае наличия такового) и рода войск.

Статья 2

1. а) Транзит воздушных судов, перемещающих персонал с личным оружием и индивидуальными средствами защиты и экипировки, может осуществляться без совершения промежуточной посадки на территории Российской Федерации.

b) Транзит воздушных судов, перемещающих вооружение, военную технику и военное имущество, может осуществляться на основании генерального разрешения. Такой транзит осуществляется без промежуточной посадки на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в подпункте с) пункта 1 настоящей статьи.

с) Промежуточная посадка на территории Российской Федерации обязательна при транзите вооружения, военной техники и военного имущества, перечень которых согласовывается отдельно. Воздушному судну, совершающему промежуточную посадку, дается возможность продолжить следование в возможно короткие сроки, обычно в течение 24 часов с момента посадки.

2. Американская Сторона запрашивает в письменном виде генеральное разрешение у компетентных российских органов. Генеральное разрешение, выданное компетентными российскими органами, разрешает транзит вооружения, военной техники, военного имущества и персонала Американской Стороны на двенадцатимесячный срок. Данное разрешение автоматически продлевается на дополнительные двенадцатимесячные периоды, если не произошло изменений в сведениях по условиям полетов, предоставляемых Американской Стороной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Генеральное разрешение автоматически аннулируется в случае прекращения действия настоящего Соглашения. Компетентные российские органы выдают генеральное разрешение в течение одного месяца с момента получения запроса Американской Стороны при условии соблюдения положений пункта 3 настоящей статьи.

3. Для получения генерального разрешения Американская Сторона направляет запрос на русском и английском языках. В нем должны быта указаны следующие сведения:

а) общее описание предполагаемых назначений;

b) общее описание грузов и персонала, предполагаемых к транспортировке;

с) общий адрес и общее указание реквизитов получателя вооружения, военной техники и военного имущества;

d) планируемые сроки осуществления транзита;

e) общие предполагаемые маршруты транзита; и

f) пункты пропуска, а также, при необходимости, места промежуточной посадки воздушного судна на территории Российской Федерации (аэропорты и аэродромы, открытые для международных сообщений), выбранные из предоставляемого Российской Стороной списка.

4. В случае возникновения ситуации, не предусмотренной генеральным разрешением, как, например, необходимость транспортировки вооружения, военной техники, военного имущества или персонала, не указанных в генеральном разрешении, либо принадлежащих иным государствам, которым Американская Сторона оказывает тыловое обеспечение в Афганистане, транзит осуществляется на основании разового разрешения, которое запрашивается Американской Стороной у компетентных российских органов и которое действует в течение одного месяца с даты выдачи. Разовое разрешение выдается в течение 21 дня с момента получения письменного запроса Американской Стороны компетентными российскими органами при условии соблюдения положений пункта 5 настоящей статьи.

5. Для получения разового разрешения на транзит Американская Сторона направляет запрос на русском и английском языках. В нем должны быть указаны следующие сведения:

а) пункт назначения, общее описание перевозимого груза и персонала;

b) перевозимые вооружение, военная техника, военное имущество и персонал;

с) адрес и реквизиты получателя вооружения, военной техники и военного имущества;

d) планируемые сроки транзита;

е) маршрут транзита;

f) пункты пропуска, а также, при необходимости, места промежуточной посадки воздушного судна на территории Российской Федерации (аэропорты и аэродромы, открытые для международных сообщений); и

g) государство, которому принадлежит груз и персонал, в случае осуществления транзита для иных государств, которым Американская Сторона оказывает тыловое обеспечение в Афганистане.

6. Количество полетов воздушных судов, взятых Американской Стороной в наем по чартеру, не ограничено. Количество полетов американских военно-транспортных и других государственных транспортных воздушных судов определяется дополнительно по согласованию Сторон.

7. Для получения разрешения на полет Американская Сторона не позднее 4 рабочих дней до каждого предполагаемого осуществления транзита в соответствии с настоящим Соглашением направляет запрос по дипломатическим каналам. Российская Сторона сообщает о своем решении не позднее чем за 24 часа до планируемого полета. В случае необходимости выполнения срочного рейса Американская Сторона направляет запрос не позднее чем за 48 часов до планируемого полета. Ответ Российской Стороны дается как можно скорее до планируемого времени вылета. Любой запрос на получение разрешения на полет должен содержать следующие сведения:

а) государство, в котором зарегистрировано воздушное судно;

b) тип воздушного судна, максимальная взлетная масса (МТОW и его регистрационный (хвостовой) номер;

с) позывной сигнал;

d) номер рейса, если он присваивается;

е) предполагаемый командир (фамилия и звание) воздушного судна и предполагаемое число членов экипажа;

f) наличие на борту воздушного судна пассажиров и их предполагаемое число;

g) общее описание состава груза с указанием веса и размера грузовых контейнеров или, в соответствующих случаях, мест багажа и их количество в общепринятых единицах измерения и в случае, если груз относится к категории опасных грузов, данные в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО); и

h) маршрут движения воздушного судна и время осуществления полета.

8. Российская Сторона вправе отказать в разрешении на транзит, которое Американская Сторона запросила по настоящему Соглашению, в случае, если будет установлено, что перемещение груза и персонала не соответствует целям настоящего Соглашения или может представлять угрозу для национальной безопасности Российской Федерации.

9. Российская Сторона вправе аннулировать выданное ранее разрешение на транзит, если Американской Стороной нарушаются условия транзита. В случае аннулирования разрешения на транзит Американская Сторона обеспечивает за свой счет возвращение за пределы Российской Федерации находившихся на территории Российской Федерации в момент аннулирования разрешения на транзит вооружения, военной техники, военного имущества и персонала, разрешение на транзит которых аннулировано, в направлении пункта, откуда воздушное судно вылетело, прежде чем войти на территорию Российской Федерации, через пункт входа на территорию Российской Федерации или, по техническим причинам, через пункт, расположенный рядом, без завершения транзита в запланированный пункт назначения воздушного судна.

10. Разрешение на полет, выданное Российской Стороной, предусматривает конкретную дату и время транзита. Тем не менее разрешение на полет действует в течение 24 часов после разрешенных даты и времени вылета.

Статья 3

1. Транзит персонала на воздушном судне через территорию Российской Федерации в соответствии с настоящим Соглашением осуществляется на безвизовой основе при наличии заграничных паспортов, или, в соответствующих случаях, идентификационной карточки военнослужащего (без визы и без заграничного паспорта).

2. Транзит воздушного судна, осуществляющего транзит через территорию Российской Федерации в соответствии с настоящим Соглашением, осуществляется в возможно короткие сроки. В случае промежуточной посадки Стороны взаимодействуют по всем вопросам, связанным с пребыванием такого персонала на территории Российской Федерации.

3. В случае промежуточной посадки Российская Сторона может заранее запросить сведения об именах и фамилиях персонала, находящегося на борту воздушного судна. Если Американская Сторона отказывается предоставить запрашиваемую информацию, Российская Сторона имеет право отказать в выдаче разрешения на полет или отменить разрешение на полет, если оно было уже выдано. Порядок действий Сторон, оговариваемый в настоящем пункте, может быть пересмотрен по согласованию Сторон по истечении первых шести месяцев с даты начала временного применения Соглашения.

Статья 4

1. Персонал, осуществляющий транзит через территорию Российской Федерации в соответствии с настоящим Соглашением, находясь на территории Российской Федерации, соблюдает законодательство Российской Федерации. Американская Сторона информирует персонал, осуществляющий транзит через территорию Российской Федерации в соответствии с настоящим Соглашением, о необходимости соблюдать законодательство Российской Федерации.

2. Находясь на территории Российской Федерации, персонал без разрешения компетентных российских органов не может покидать воздушное судно, имея при себе оружие.

3. Находясь на территории Российской Федерации, военный персонал может носить военную форму.

4. В случае промежуточной посадки и по запросу командира воздушного судна компетентные российские органы санкционируют предоставление пассажирам и экипажу воздушного судна стандартного медицинского обслуживания и бытовых услуг на основе возмещения поставщикам стоимости оказанных ими услуг.

Статья 5

1. На персонал в период его пребывания на территории Российской Федерации распространяется юрисдикция Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Юрисдикция Российской Федерации не распространяется на американский персонал в период его пребывания на территории Российской Федерации в связи с настоящим Соглашением:

а) в случае совершения персоналом преступлений или правонарушений, которые наносят ущерб безопасности или имуществу Американской Стороны или другому члену американского персонала или его имуществу;

b) в случае совершения персоналом преступлений или правонарушений при исполнении им служебных обязанностей.

Статья 6

1. Американская Сторона соглашается с тем, что при транзите в соответствии с настоящим Соглашением вооружения, военной техники, военного имущества и персонала она будет соблюдать законодательство Российской Федерации, касающееся пограничного и таможенного контроля, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

2. В случае промежуточной посадки на территории Российской Федерации документация, относящаяся к вооружению, военной технике, военному имуществу и персоналу, может инспектироваться только в целях пограничного и таможенного контроля. Истребование и проверка документов и сведений, необходимых для осуществления пограничного и таможенного контроля, являются обязательными и предусматривают сверку документов, транзитных таможенных деклараций на вооружение, военную технику и военное имущество с ранее заявленными в запросе данными на транзитную перевозку вооружения, военной техники и военного имущества. Если у пограничных и таможенных органов Российской Федерации имеются основания полагать, что указанное имущество фактически не является имуществом, на транзит которого выдано разрешение, они могут обращаться с запросом о проведении физической инспекции груза или персонала. В этом случае Американская Сторона либо сгружает груз и/или персонал для инспекции за пределами воздушного судна, либо в качестве альтернативы выбирает вариант, при котором воздушное судно покидает территорию Российской Федерации и возвращается в направлении пункта, откуда воздушное судно вылетело, прежде чем войти на территорию Российской Федерации, через пункт входа на территорию Российской Федерации или, по техническим причинам, через пункт, расположенный рядом, без завершения транзита в запланированный пункт назначения воздушного судна.

3. Пропуск вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через государственную границу Российской Федерации осуществляется без взимания таможенных пошлин, сборов за лицензию, ненадлежащих ограничений, налогов и других аналогичных сборов.

Статья 7


В случаях возникновения обстоятельств, угрожающих безопасности полета и требующих немедленной посадки или прекращения полета воздушного судна, Российская Сторона разрешает доступ к воздушному судну американского персонала, а также оборудования и запасных частей, освобождаемых от таможенных и лицензионных платежей, ненадлежащих ограничений, налогов и других аналогичных сборов для целей осуществления ремонта. Такой американский персонал прибывает на территорию Российской Федерации на безвизовой основе при наличии заграничных паспортов, или, в соответствующих случаях, идентификационной карточки военнослужащего (без визы и без заграничного паспорта) и покидает территорию Российской Федерации сразу после завершения ремонта. Условия пребывания американского персонала на территории Российской Федерации регламентируются статьей 4 настоящего Соглашения.

Статья 8


При нахождении в воздушном пространстве в пределах территории Российской Федерации полеты выполняются с соблюдением законов Российской Федерации, правил, установленных ИКАО, и настоящего Соглашения.

Статья 9

1. Американская Сторона оплачивает аэропортовые сборы с американских военно-транспортных и других государственных транспортных воздушных судов в гражданских аэропортах на территории Российской Федерации. Американская Сторона и подрядчики-поставщики воздушных судов, взятых в наем Американской Стороной, каждый оплачивают топливо, наземное обслуживание и другое аэропортовое обслуживание, запрошенное и полученное в аэропортах на территории Российской Федерации.

2. Вопросы оплаты аэронавигационных сборов рассматриваются и согласовываются отдельно на принципах взаимности.

3. Гражданские воздушные суда, взятые в наем Американской Стороной, подпадают под обязательства о внесении платежей за таможенный досмотр, таможенных сборов, посадочных и стояночных сборов, аэронавигационных сборов и любых других определенных Российской Стороной или компетентными российскими органами сборов в той же мере, в какой другие гражданские воздушные суда подпадают под обязательства о внесении таких сборов согласно законам и правилам Российской Федерации.

Статья 10


Информация, получаемая одной Стороной в связи с транзитом, не может быть передана третьей стороне без письменного согласия другой Стороны.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»