Новая бухгалтерия,

N 10, 2009 год

И.Макалкин     



Транспортный налог за давно проданное авто



Именно сейчас не искушенные в юриспруденции граждане стали пожинать плоды порочной практики 90-х годов - так называемой продажи автомобиля по генеральной доверенности. Через много лет после такого действа они вдруг оказываются обязаны государству кругленькую сумму транспортного налога, разумеется, с пенями и штрафами.

Ситуация. В 1991 году я приобрела и зарегистрировала в МРЭО Санкт-Петербурга автомобиль. Мой сын пользовался им по доверенности. В 1995 году сын продал автомобиль по доверенности, следы нового владельца были утеряны. Поскольку копий документов на автомашину у меня не осталось, я благополучно забыла о ее существовании.

Вдруг бывшие соседи по питерской квартире (в которой ни я, ни сын давно не проживаем) сообщают мне по телефону, что к ним (по адресу регистрации автомобиля) пришло извещение на мое имя о необходимости уплатить транспортный налог и штраф в большой сумме. И это при том, что до 2009 года никаких напоминаний от налоговой инспекции не поступало!

Правомерны ли в данной ситуации действия налоговой инспекции? Помогите разобраться и подскажите последовательность моих дальнейших действий. Существует ли какой-либо срок исковой давности, ведь с момента продажи автомобиля прошло уже 14 лет?

Продажа по доверенности - казус


Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Об этом говорится в ст.210 ГК РФ.

В отношении личного авто это бремя велико, а в прошлом веке было еще больше. Огромные очереди в ГАИ, чтобы снять с учета и поставить на учет, стали главной причиной распространения в 90-х годах полулегального способа продажи автомобилей - по генеральной доверенности. Кроме того, продажа по доверенности была выгодна в плане налогообложения: отпадала необходимость декларировать доход от продажи автомобиля. Те, кто машины продавал не часто, теряли при нормальном оформлении продажи только время (сначала была налоговая льгота, потом имущественные вычеты по НДФЛ). Те же, кто зарабатывал на продаже подержанных машин, были кровно заинтересованы в продаже по доверенности, чтобы не платить подоходный налог.

Так или иначе примерно треть подержанных авто в России продавалась по доверенности.

Родственнику для пользования автомобилем можно выдать без всякой траты денег простую доверенность на право пользования. Когда выдавалась генеральная доверенность (с правом распоряжения и на осуществление регистрационных действий), подразумевалось, что поверенный в конце концов снимет машину с учета в ГАИ и перерегистрирует ее через комиссионный магазин на себя или на другое лицо.

Классическая схема: доверенность составляли у нотариуса, сначала продавец держал ее у себя, потом покупатель передавал деньги и получал расписку продавца, далее продавец отдавал машину, ключи, доверенность и документы на машину, получая взамен расписку покупателя. Все делали в один день. Очень редко составляли письменный договор купли-продажи. Выдача доверенности явно противоречила существу фактической сделки купли-продажи, которая, как правило, имела устную форму. Из доверенности, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации следовало, что собственником является гражданин, выдавший доверенность. Но при этом он полностью терял всякий контроль над автомобилем и уже не чувствовал себя собственником. Выдача доверенности перед продажей - абсурд, поскольку сразу после продажи она теряет силу, становится попросту незаконной.

Кто-то может возразить, что до снятия с учета в ГАИ автомобиль продолжал оставаться собственностью продавца. Но это не так. Сделки с воздушными, морскими и речными судами регистрируются в едином государственном реестре как сделки с объектами недвижимости, и без их регистрации право собственности не переходит (ст.ст.130, 131 и 164 ГК РФ). В то же время автомобили к недвижимости не относятся. Их регистрация предусмотрена исключительно в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ (п.3 ст.15 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") и не связана с переходом права собственности.

До тех пор пока согласно документам ГАИ (ГИБДД) собственник прежний, новый не может ездить на машине по дорогам, проходить техосмотр и совершать регистрационные действия без доверенности. Однако он имеет право разобрать автомобиль на запчасти. Можно купить автомобиль и поставить на крышу своего дома в качестве интерьера, при этом регистрировать его не нужно.

Сделка по отчуждению автомобиля может быть совершена в простой письменной форме путем подписания одного документа сторонами (договора) или путем обмена односторонними документами (например, две расписки) (ст.160, пп.2 п.1 ст.161 и п.2 ст.434 ГК РФ). Если же сделка по отчуждению автомобиля исполняется при ее совершении (то есть передача автомобиля и денег происходит одновременно), то она может быть совершена и в устной форме независимо от суммы сделки (п.2 ст.159 и п.2 ст.161 ГК РФ).

Без бумажки ты букашка


Как вообще стала возможна подобная ситуация?

Жизнь показала, что устное заключение сделки по продаже авто хотя и законно, но неприемлемо для продавца, поскольку лишает его важнейших доказательств. К сожалению, расписки составлялись не всегда и хранились недолго, продавец не снимал копии с доверенности и с документов на машину и вскоре вообще забывал все, даже место нахождения нотариуса. А зря.

Как доказать, что продавец не находился за рулем, когда на авто было совершено уголовно наказуемое преступление или по причине аварии причинен крупный ущерб чужому имуществу, особенно когда истек срок действия доверенности? Правильно, с помощью документов, подтверждающих фактическую продажу автомобиля. Если их нет - беда. Ведь владельцем транспортного средства, по мнению следственных органов, в этом случае придется считать того, за кем последним автотранспортное средство было зарегистрировано в ГАИ.

Аналогичный подход применяют многие суды при рассмотрении налоговых споров, связанных с транспортным налогом. Оказалось, что огромное количество машин, много лет назад переданных по доверенности, новые хозяева не снимали с учета. Когда же срок доверенности истекал, они не могли с машиной совершить никаких регистрационных действий. Поэтому они либо обращались к продавцу за новой генеральной доверенностью, либо подделывали его подпись и ездили с поддельной простой доверенностью, либо разбирали машину на запчасти. А иногда просто бросали ее, и она где-то стояла и ржавела годами. А тем временем автомобиль продолжал числиться в ГАИ (ГИБДД) за прежним владельцем.

Почему же налоговые последствия необдуманной выдачи доверенности незнакомому лицу стали проявляться только в последние несколько лет? Все очень просто. До введения в Налоговый кодекс РФ главы 28 "Транспортный налог" существовал другой аналогичный налог - с владельцев транспортных средств. Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств в ГАИ без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате данного налога не производились (п.3 ст.6 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", п.6 Положения о проведении государственного технического осмотра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.07.98 N 880). Фактически за уплатой налога владельцами транспортных средств, являющимися физическими лицами, следили не налоговые органы, а органы ГАИ (ГИБДД). Причем им было совершенно не важно, кто и как уплачивает налог. Главное, чтобы при предоставлении водителем машины на техосмотр квитанции об оплате налога за период после предыдущего осмотра были в наличии. Пока приобретатель авто по доверенности был заинтересован в получении талона техосмотра законным образом, он уплачивал налог сам. Когда он переставал проходить техосмотр, то не уплачивал налог, но этим особенно никто и не интересовался.

С 2003 года место налога с владельцев транспортных средств занял транспортный налог. За его уплатой стали следить налоговики, и ситуация кардинально изменилась. Правда, не сразу (из-за отсутствия полной информации от ГИБДД и ясности в новых налоговых нормах).

Кто платит транспортный налог?


По общему правилу плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ (ч.1 ст.357 НК РФ).

Автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч регистрируют подразделения ГИБДД МВД России (п.2 постановления Правительства РФ от 12.08.94 N 938 в редакции от 26.07.2008). С 27 января 2009 года действуют Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденные приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (ранее действовали Правила, утвержденные приказом от 27.01.2003 N 59).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п.3 ст.363 НК РФ). А информацию налоговики получают ежегодно до 1 февраля от территориального органа ГИБДД (п.5 ст.362 НК РФ). Причем в течение десяти дней после новой регистрации или снятия с учета орган ГИБДД обязан сообщать об этом в налоговую инспекцию (п.4 ст.362 НК РФ).

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного средства у налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ. На это указывает Минфин России в письмах от 26.11.2008 N 03-05-06-04/71 и от 01.04.2008 N 03-05-05-04/05. Добавим: и не от наличия права собственности на авто. Этот вывод, правда в отношении налогоплательщиков-организаций, подтверждает арбитражная практика (постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2007 N А56-50465/2006 и Уральского округа от 27.10.2008 N Ф09-7763/08-С3).

Даже если зарегистрированный автомобиль фактически прекратил свое существование и документов на него не сохранилось, налог придется платить до снятия автомобиля с учета лицу, указанному последним владельцем в ПТС (паспорте транспортного средства).

Исключение из общего правила


Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs