Недействующий

Проект N 547123-5

Вносится депутатом
Государственной Думы

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"


Статья 1


Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491; 2003, N 2, ст. 167; 2007, N 7, ст. 833; 2009, N 26, ст. 3121) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:

""туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом, сведения о котором содержатся в едином федеральном реестре туроператоров (далее - туроператор);";

б) дополнить абзацами двадцать пятым и двадцать шестым следующего содержания:

"маршрут (туристский маршрут) - установленный путь следования туристов (экскурсантов), включающий посещение и (или) использование туристских ресурсов;

маршрут, представляющий повышенную опасность, - туристский маршрут, связанный с повышенным риском причинения вреда жизни и здоровью туристов (экскурсантов), их имуществу, окружающей среде (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).";

2) в статье 4_1:

а) часть шестую дополнить предложением следующего содержания: "Осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре, а также осуществление туроператорской деятельности индивидуальным предпринимателем не допускается.

б) часть восьмую изложить в следующей редакции:

"Реестр является федеральной информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма на бумажном и электронном носителях. При несоответствии сведений на бумажном носителе записям на электронном носителе приоритет имеют записи на бумажном носителе. Ведение реестра на электронном носителе осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.";

в) в части девятой:

слова "федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма" заменить словами "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма";

дополнить предложением следующего содержания: "Заявление туроператора, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов и направлены с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. Порядок представления электронных документов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма.".

г) в части одиннадцатой:

слова "федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма" заменить словами "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма";

дополнить предложением следующего содержания:

"Документы, подтверждающие достоверность этих изменений, могут быть представлены также в форме электронных документов и направлены с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.";

д) часть восемнадцатую дополнить абзацем следующего содержания:

"вступления в законную силу решения арбитражного суда, вынесенного на основании обращения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о туроператоре из реестра в связи с грубым нарушением туроператором настоящего Федерального закона и (или) иных федеральных законов, - не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу соответствующего решения.";

е) дополнить частью следующего содержания:

"В случае принятия судом решения об исключении сведений о туроператоре из реестра в связи с грубым нарушением туроператором законодательства соответствующий туроператор не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о нем в реестр в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о туроператоре из реестра.":

3) в части шестой статьи 9 слова ", а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени" исключить;

4) статью 10:

а) в абзаце шестом части второй после слова "маршруте" дополнить словами "(туристском маршруте), в том числе маршруте, представляющем повышенную опасность,";

б) дополнить частью восьмой следующего содержания:

"Туроператоры и турагенты ведут регистрацию туристских путевок на бумажных и электронных носителях в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма.";

б) дополнить частью девятой следующего содержания:

"Туроператоры направляют информацию о зарегистрированных туристских путевках в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма.";

5) статью 10_1 признать утратившей силу;

6) в статье 14:

а) часть четвертую после слов "соответствующими решениями" дополнить словом "(рекомендациями)";

б) в части восьмой слова "для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие" исключить;

в) в части девятой слова "для жизни и здоровья туристов (экскурсантов)" исключить;

7) в части девятой статьи 17_1 слова "(если в соответствии с договором, заключенным между туроператором и турагентом, турагенту поручается от своего имени реализовывать туристский продукт, сформированный туроператором)" исключить;

8) в статье 17_2:

а) в абзаце третьем части первой слова "10 миллионов рублей" заменить словами "500 тысяч рублей";

б) дополнить новой частью второй следующего содержания:

"Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют более 100 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 30 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года проводят обязательный аудит и представляют копию указанной отчетности в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, в установленном им порядке.";

в) части вторую - четвертую считать соответственно частями третьей - пятой;

9) в абзаце шестом части второй статьи 17_5 слова ", действующим по поручению туроператора, но от своего имени" исключить;

Статья 2


Пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 5 февраля 2007 года N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 833) признать утратившим силу.

 Президент
Российской Федерации



Пояснительная записка к проекту "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" разработан в целях защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг в Российской Федерации.

Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) изменения, направленные на совершенствование государственного регулирования туристской деятельности. В частности, законопроектом предлагается:

- снизить размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма, с 10 миллионов рублей до 500 тысяч рублей. С момента вступления в силу норм Федерального закона, касающихся финансового обеспечения надлежащего исполнения туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, за три с половиной года не зафиксировано ни одного страхового случая в сфере въездного туризма;

- уточнить понятие "туроператорская деятельность", установить новые понятия "маршрут (туристический маршрут)" и "маршрут, представляющий повышенную опасность";

- ввести запрет на осуществление реализации туристского продукта от своего имени;

- установить дополнительное основание для исключения сведений о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров - по решению арбитражного суда. При этом в случае принятия такого решения туроператор в течение одного года будет не вправе повторно обратиться с заявлением о внесении сведений о нем в реестр.

- установить обязанность туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма с годовым оборотом более 100 миллионов проводить обязательный аудит своей деятельности.

В целях устранения неоднозначности правоприменения предлагается четко разграничить два федеральных органа исполнительной власти в сфере туризма - Минспорттуризм России и Ростуризм.

Предлагаемые изменения позволят повысить защиту интересов потребителей туристических услуг, а также будут способствовать повышению качества предоставляемых услуг. Кроме этого, снижение размера финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма, снизит финансовое давление на организации развивающие одно из приоритетных направлений туризма.


Официальный отзыв на проект федерального закона N 547123-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы В.А.Головневым и другими, принятый Государственной Думой в первом чтении 6 июля 2011 г.



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) с целью уточнения: условий осуществления туроператорской деятельности, механизма ведения единого федерального реестра туроператоров, а также определения федерального органа исполнительной власти, на который возлагаются полномочия по ведению единого федерального реестра туроператоров. Кроме того, предусмотрено снижение размера финансового обеспечения с 10 миллионов рублей до 500 тысяч рублей для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма.

Реализация указанных предложений позволит обеспечить безопасность и дополнительную защиту прав потребителей, существенно облегчить деятельность туроператоров в условиях снижения размера финансового обеспечения.

Вместе с тем к законопроекту имеются замечания.

Законопроектом предусматривается установить запрет на осуществление туроператорской деятельности индивидуальным предпринимателем. Указанное дополнение представляется излишним, так как подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта определено, что туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом, сведения о котором содержатся в едином федеральном реестре туроператоров.

Учитывая, что статья 4_1 Федерального закона регулирует вопросы, связанные с условиями осуществления туроператорской деятельности, и содержит общий порядок ведения единого федерального реестра туроператоров, изменения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта (в части определения федерального органа исполнительной власти, на который возлагаются полномочия по ведению единого федерального реестра туроператоров), следует внести в части десятую, двенадцатую, восемнадцатую и девятнадцатую указанной статьи Федерального закона.

Кроме того, предлагается дополнительно проработать вопрос о формировании единого федерального реестра туроператоров как информационной системы, заменив положение законопроекта о запрете осуществления туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в указанном реестре, с целью исключения дополнительного административного барьера для осуществления данной деятельности.

Законопроектом устанавливается, что основанием для исключения сведений о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров является решение арбитражного суда в случае грубого нарушения туроператором Федерального закона и (или) иных федеральных законов. Однако, исходя из положений законопроекта, определить, какое нарушение будет считаться "грубым", представляется затруднительным.

Требует уточнения положение о ведении регистрации туристских путевок туроператорами и турагентами и направлении указанной информации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии его доработки перед вторым чтением с учетом высказанных замечаний.

 Заместитель Председателя
 Правительства Российской Федерации -
 Руководитель Аппарата Правительства
 Российской Федерации
В.Володин

    
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»