Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 ноября 2011 года N ЕД-20-3/1517


Об использовании электронного документооборота при внешнеэкономической деятельности



Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение Союза нефтеэкспортеров России, представленное письмом Минфина России, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право применить налоговую ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта. При этом для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС, в соответствии со статьей 165 Кодекса, налогоплательщик должен представить, кроме прочего, таможенную декларацию (ее копию) с соответствующими отметками таможенного органа.

В соответствии с абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

В то же время при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны в соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Более того, в соответствии с пунктом 4 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного Союза выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа ("выпуск разрешен").

Следовательно, при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом, проставление на таможенных декларациях отметок, свидетельствующих о фактическом вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного Союза, таможенными органами не осуществляется и их обязательное наличие на таможенных декларациях ни налоговым, ни таможенным законодательством не установлено.

Таким образом, утверждение заявителем об особой актуальности поставленного им вопроса в связи с "ликвидацией с 01.07.2011 таможенных постов на внутренних границах Таможенного союза" не состоятельно.

В части вопроса, касающегося представления налогоплательщиками в налоговые органы таможенных деклараций в электронном виде, сообщаем.

Пунктом 3 статьи 80 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.

Федеральной налоговой службой письмом от 05.10.2011 N ЕД-4-3/16368 было сообщено, что легитимно составленные документы на бумажном носителе и в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи являются равнозначными (имеют одинаковую юридическую силу) и возлагают идентичные права и обязанности на субъекты хозяйственной деятельности.

Таким образом, представление в налоговый орган таможенных деклараций в электронном виде не должно иметь преференций по отношению к действующему порядку представления документов на бумажных носителях.

В существующем нормативно-правовом поле налогоплательщики для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС формируют пакет документов в соответствии со статьей 165 Кодекса на бумажных носителях.

При этом практика делового оборота, в результате которого у налогоплательщика имеется в наличии необходимый пакет документов, выглядит следующим образом.

1. Налогоплательщик заключает с иностранным лицом контракт на поставку товаров.

2. Налогоплательщик осуществляет декларирование своего товара в таможенном органе Российской Федерации. При этом таможенный орган осуществляет выпуск товара в соответствующей таможенной процедуре, оформляет таможенную декларацию (ТД), на которой проставляет отметку "Выпуск разрешен". Данные, указанные в ТД, заносятся в АИС таможенных органов, а сам документ выдается налогоплательщику.

3. Налогоплательщик обеспечивает доставку товара соответствующим видом транспорта (в зависимости от условий поставки, оговоренных в контракте, организацией транспортировки может заниматься как любая из договаривающихся сторон, так и третье лицо, специально привлеченное на договорной основе). В результате перевозчик (экспедитор) передает налогоплательщику транспортные и (или) товаросопроводительные документы первичного учета.

4. При пересечении границы Таможенного союза, таможенный орган в пункте пропуска, при оформлении разрешения на убытие товаров проставляет на транспортных, товаросопроводительных документах отметку "Вывоз разрешен". При этом данные о вывозе товара (дата, количество и т.д.) заносятся в АИС таможенных органов.

5. В соответствии с Приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327 "Об утверждении порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" по письменному запросу налогоплательщика, на приложенных ТД пограничный таможенный орган на основании сведений, имеющихся в АИС таможенных органов, проставляет дату и количество фактически вывезенных товаров, заверяет личной номерной печатью (ЛНП) и подписью (отметка "Товар вывезен").

7*. Налогоплательщик одновременно представляет в налоговый орган налоговую декларацию по НДС и пакет документов в соответствии со статьей 165 Кодекса.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


В зависимости от тех или иных особенностей осуществления налогоплательщиками внешнеэкономической деятельности алгоритм формирования пакета документов может варьироваться, сохраняя при этом общую концепцию.

Таким образом, таможенные органы проставляют соответствующие отметки (т.е. фактически заверяют информацию) как на ТД, так и на транспортных, товаросопроводительных документах.

В то же время разрешительным таможенным документом в указанном перечне является только ТД.

Следовательно, при представлении в налоговые органы таможенные декларации в электронном виде должны быть заверены ЭЦП должностного лица таможни оформления, ЭЦП должностного лица таможенного поста на границе и ЭЦП самого налогоплательщика.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы осуществляют аналитические и контрольные мероприятия, направленные на установление правомерности применения налогоплательщиками налоговой ставки 0 процентов по НДС. При этом исследуются и сопоставляются документы, представленные как самим налогоплательщиком, так и иные документы и информация, полученные налоговым органом у третьих лиц.

Таким образом, налоговые органы испытывают необходимость в получении достоверной и полной информации и сведений от таможенных органов, оформляющих таможенную декларацию и регистрирующих факт убытия товаров с таможенной территории Таможенного Союза.

В целях повышения качества и оперативности подтверждения налоговыми органами обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС, избежания большого объема взаимных запросов на бумаге, ФТС России и ФНС России заключили новое двухстороннее Соглашение о сотрудничестве Служб (от 21.01.2010 N 01-69/1/ММ-27-2/1@).

В соответствии с данным соглашением ФТС России централизованно представляет:

а) ежедекадно сведения об оформленных ТД;

б) ежемесячно сведения о фактически вывезенных товарах.

При этом, в настоящее время не в полном объеме передаются данные:

1) об оформленных таможенных декларациях (отсутствуют сведения, составляющие государственную тайну, например, 71 группа ТНВЭД-драгоценности);

2) сведения о фактически вывезенных товарах с таможенных постов на границе (менее 25%).

Введение электронного документооборота ТД потребует сопутствующие организационные мероприятия, например, таких как:

1. Разработка электронных форматов документов. При этом электронные форматы ТД должны быть едиными для использования ФТС России и ФНС России;

2. Стопроцентное представление таможенными органами сведений о фактически вывезенных товарах.

3. Установления единого с ФТС России доверительного поля применения ЭЦП.

Дополнительно сообщаем.

В целях повышения качества и оперативности подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2002 N 1854-р поручено создать в 2003-2007 годах единую государственную автоматизированную информационную систему контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации (далее - ЕГАИС КВ).

Следует отметить, что для целей информационного взаимодействия не требовалось дополнительного создания сегмента налоговых органов. ФНС России на протяжении всего времени технически и организационно готова к внедрению систем информационного взаимодействия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 2225-р одобрена Концепция развития таможенных органов, предусматривающая внедрение новых информационно-технических средств и средств программного обеспечения, модернизацию уже действующих, развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов, совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля, внедрение ЕГАИС КВ.

В соответствии с Федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002-2010 годы)" было запланировано направление средств федерального бюджета на приобретение оборудования для ФТС России, в том числе в целях создания ЕГАИС КВ.

В целях совершенствования системы межведомственного информационного взаимодействия ФТС России и ФНС России по контролю вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контролю правомерности применения ставки 0 процентов по НДС, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2008 N 288-р была утверждена Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по НДС (далее - СКВВ). Ответственным координатором проекта по созданию СКВВ являлась Минкомсвязь России. Ввод СКВВ в эксплуатацию планировалось осуществить до конца 2010 года. Фактически СКВВ и ЕГАИС КВ являлись аналогичными системами и предназначались для одних и тех же целей.

В то же время Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.05.2008 N 622-р утверждена Концепция создания межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - МИАИС), в соответствии с которой, предусмотрено создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей межведомственное информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, как между собой, так и с другими заинтересованными ведомствами. ФНС России является одним из государственных заказчиков МИАИС и предполагает получение требуемых сведений о фактическом вывозе товаров от ФТС России, используя данную систему. В соответствии с концепцией, создание межведомственной системы и переход к ее тиражированию и эксплуатации были запланированы на конец 2010 года.

Учитывая, что СКВВ и МИАИС выполняют схожие функции, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 N 2062-р в Концепцию МИАИС внесены ключевые положения об СКВВ, а Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.03.2008 N 288-р утратило силу.

Таким образом, Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по НДС, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2008 N 288-р фактически отменена.

В то же время, Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 19.11.2010 утверждена концепция создания интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - ИИСВВТ), которая предусматривает информационное взаимодействие межведомственных сегментов (МИАИС) стран-участников Таможенного союза.

В этой связи Минкомсвязью России предполагается реализация МИАИС, как национальной компоненты ИИСВВТ.

В соответствии с проектом финансово-экономического обоснования работ 2011 года по созданию МИАИС как российского сегмента ИИСВВТ (письмо Минкомсвязи России от 04.08.2011 N НМ-П9-14391) сроки начала и окончания работ по созданию подсистем: МИАИС - 2011-2014 год; ИИСВВТ - 2011-2013 год.

Таким образом, ни одна из концепций построений систем не перешла этап составления проектной документации и не была введена в эксплуатацию, а сроки окончательного создания МИАИС перенесены на 2014 год.

В этой связи, ФНС России по настоящее время осуществляет информационное взаимодействие с ФТС России на основе двухстороннего Соглашения о сотрудничестве от 21.01.2010 N 01-69/1/ММ-27-2/1 и получает от таможенных органов неполные данные о фактически вывезенных товарах.

Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 2 класса
Д.В.Егоров




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»