ПИСЬМО
от 30 июня 2011 года N ЕД-4-3/10449
О предложениях по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в отношении участников проекта "Сколково"
Федеральная налоговая служба направляет предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) в части положений, касающихся участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее - участники проекта).
Предложения направлены на решение вопросов:
- о порядке признания участниками проекта доходов и расходов (метод начисления или кассовый метод) при определении годового объема выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) для применения права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, а также при определении совокупного размера прибыли для применения налоговой ставки 0 процентов.
В настоящее время для участников проекта в различных статьях НК РФ предусмотрено определение выручки в соответствии с главой 21 НК РФ, при этом подтверждается объем выручки выпиской из книги учета доходов и расходов, которая ведется по кассовому методу, а совокупный размер прибыли рассчитывается в соответствии с главой 25 НК РФ, согласно которой при выручке свыше 4 млн.руб. предусматривается применение метода начисления.
Предлагаемые поправки позволят четко установить, что участники проекта определяют доходы и расходы по кассовому методу в соответствии с положениями главы 25 НК РФ и ведут учет в книге учета доходов и расходов;
- о документах, подтверждающих право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, если право возникло в течение календарного года (т.е. если до получения статуса участника проекта организация не вела книгу учета доходов и расходов);
- об унификации порядка представления участниками проекта в налоговые органы документов, подтверждающих право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС и налога на прибыль, на льготы по налогу на имущество организаций. Согласно действующему порядку участник проекта должен представить в налоговый орган в различные сроки в одном и том же году документ, подтверждающий статус участника, - 5 раз, выписку из книги доходов и расходов - 3 раза.
Предлагается ограничиться представлением документа, подтверждающего статус участника проекта, - только при постановке организации на учет в налоговом органе в качестве участника проекта, а выписки из книги учета доходов и расходов - один раз в год - до 20 января;
- о представлении в налоговый орган уведомлений, выписки из книги доходов и расходов, расчета совокупного размера прибыли в электронном виде;
- о периоде, с которого участник проекта начинает исчислять НДС и налог на прибыль при получении совокупного размера прибыли свыше 300 млн.рублей. Предлагается исчислять налоги начиная с налогового периода, следующего за тем, в котором произошло указанное превышение, а не восстанавливать налоги за налоговый период, в котором произошло это превышение прибыли;
- о предоставлении участникам проекта, применяющим упрощенную систему налогообложения, права перехода на общий режим налогообложения с момента получения статуса участника проекта и, соответственно, применения с этого периода права на освобождение от обязанностей налогоплательщика;
- другие предложения, носящие технический характер.
Предложения изложены в прилагаемой таблице с приведением подробных обоснований, а также в виде кодифицированного текста соответствующих статей НК РФ.
Советник
государственной гражданской
службы Российской
Федерации 2 класса
Д.В.Егоров
Предложения по внесению изменений в главу 21 "Налог на добавленную стоимость", главу 25 "Налог на прибыль организаций", главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и главу 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в части налогообложения участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"
N п/п | Действующая редакция НК РФ | Предлагаемая редакция НК РФ | Обоснование |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | О порядке исчисления годового объема выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) для применения права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, а также определения совокупного размера прибыли для применения налоговой ставки 0 процентов | ||
1.1 | Абзац 3 пункта 2 статьи 246.1 | ||
"если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса и полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение". | "если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса и полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение". | В качестве критерия освобождения организаций от исполнения обязанностей налогоплательщика установлен годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере до 1 млрд. рублей. При этом: | |
1.2 | |||
Дополнить пункт 1 абзацем следующего содержания: | 2) согласно абзацу 4 пункта 5.1 статьи 284 НК РФ участники проекта ведут налоговый учет в порядке, установленном статьей 346.24 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, доходы учитывают в Книге учета доходов и расходов (приказ Минфина России от 31.12.2008 N 154н) по кассовому методу; | ||
2. | О документах, подтверждающих право на освобождение от обязанностей налогоплательщика | ||
2.1 | Абзац 3 пункта 6 статьи 145.1 | ||
Дополнить абзац 3 пункта 6 статьи 145.1 НК РФ текстом следующего содержания: | |||
2.2 | Абзац 3 пункта 7 статьи 246.1 | ||
Дополнить абзац 3 пункта 7 статьи 246.1 НК РФ текстом следующего содержания: | Участник проекта, начавший использовать право на освобождение не с начала налогового периода, не может представить выписку из книги учета доходов и расходов о годовом объеме выручки от реализации товаров, если до получения статуса участника проекта он учитывал доходы и расходы по правилам главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ и книгу учета доходов и расходов не вел. | ||
3. | Об унификации представления документов, подтверждающих право на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и на льготы по налогу на имущество организаций | ||
3.1 | Абзац 2 пункта 3 статьи 145.1 | ||
"Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, указанные в абзаце втором пункта 6 настоящей статьи, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение." | "Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение." | Действующие положения НК РФ предусматривают неоднократное представление в налоговый орган одних и тех же документов в течение года. В частности: | |
3.2 | право на свобождение от обязанностей | ||
"5. По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, представляет в налоговый орган: | "5. По истечении календарного года не позднее 20-го января следующего года участник проекта, использовавший право на освобождение, представляет в налоговый орган: | налогоплательщиков налога на добавленную стоимость и налога на прибыль и представляет вместе с уведомлениями документ, подтверждающий статус; | |
3.3 | Абзац 2 пункта 6 статьи 145.1 | документ, подтверждающий статус, и выписка из книги | |
"документы, подтверждающие статус участника проекта и предусмотренные Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково";" | "документы, подтверждающие статус участника проекта и предусмотренные Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", представленные в налоговый орган при постановке организации на учет в качестве участника проекта;" | доходов и расходов; | |
3.4 | Абзац 2 пункта 4 статьи 246.1 | Таким образом, документ, подтверждающий статус | |
"Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, указанные в абзаце втором пункта 7 настоящей статьи, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение." | "Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение." | участника, представляется в налоговый орган 5 раз, выписка из книги доходов и расходов - 3 раза (за один и тот же год). | |
3.5 | Абзацы 1, 2 пункта 6 статьи 246.1 | статус участника - при постановке организации на | |
"6. По окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, направляет в налоговый орган: | "6. По окончании налогового периода не позднее 20-го января участник проекта, использовавший право на освобождение, направляет в налоговый орган: | учет в качестве участника проекта (см. пункт 1 Рекомендаций по организации работы налоговых органов по учету российских организаций, получивших (утративших) статус участников проекта - письмо ФНС России от 17.03.2011 N ПА-4-6/4202@); | |
3.6 | Абзац 2 пункта 7 статьи 246.1 | содержать данные о годовом объеме выручки). | |
"документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково";" | "документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", представленные в налоговый орган при постановке организации на учет в качестве участника проекта;" | ||
3.7 | |||
Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", а также данные учета доходов (расходов). | Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", а также данные учета доходов (расходов), если они не представлены в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 145.1 и (или) пунктами 6 и 7 статьи 246.1 настоящего Кодекса. | ||
4. | О налогообложении прибыли при утрате статуса участника проекта или после прекращения права на освобождение от обязанностей налогоплательщика | ||
4.1 | |||
3. Сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или имело место указанное в пункте 2 настоящей статьи превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней. | 3. Сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или имело место превышение, указанное в абзаце третьем пункта 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней. | 1. Пункт 3 статьи 246.1 НК РФ предусматривает уплату налога после получения выручки в 1 млрд.руб. за год, что не соответствует пункту 5.1 статьи 284, пункту 18 статьи 274 и пункту 6 статьи 289 НК РФ, поскольку после достижения указанного объема выручки прибыль участника проекта облагается по ставке 0 процентов. | |
4.2 | Абзац 4 пункта 6 статьи 246.1 | статьи, в котором также идет речь о превышении годового объема выручки в 1 млрд. ублей. | |
В случае, если участником проекта не направлены документы, указанные в пункте 7 настоящей статьи (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения), а также при наличии одного или нескольких обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней. | В случае, если участником проекта не направлены документы, указанные в пункте 7 настоящей статьи (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней. |
| |
4.3 | Абзац 1 пункта 18 статьи 274 | РФ речь идет о "прекращении использования права на освобождения". Из редакций | |
Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящем пункте - участник проекта) и прекратившая использовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, определяет нарастающим итогом совокупный размер прибыли, полученной за истекшие налоговые периоды с начала того налогового периода, в котором годовой объем выручки, полученной участником проекта, превысил один миллиард рублей. | Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящем пункте - участник проекта) и прекратившая использовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса, определяет нарастающим итогом совокупный размер прибыли, полученной за истекшие налоговые периоды с начала того налогового периода, в котором годовой объем выручки, полученной участником проекта, превысил один миллиард рублей. | указанных статей не ясно, что имеется в виду из указанного выше. | |
4.4 | Абзац 1 пункта 5.1 статьи 284 | ||
Прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящем пункте - участник проекта), облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 246.1 настоящего Кодекса. | Прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящем пункте - участник проекта), облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса. | ||
5. | Об отмене утверждения формы расчета налоговой базы | ||
Абзац 3 пункта 5.1 статьи 284 | |||
"Форма расчета налоговой базы по налогу участника проекта и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.". | Исключить абзац третий пункта 5.1 статьи 284 НК РФ полностью. | Налоговая база участниками проекта определяется в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. Расчет налоговой базы и суммы налога на прибыль производится в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. | |
6. | О представлении в налоговый орган уведомлений, документов и расчета совокупного размера прибыли в электронном виде | ||
6.1 | |||
"7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи, участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма." | "7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи, участник проекта вправе представить в налоговый орган уведомление и документы лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. | Участниками проекта являются организации, созданные в целях осуществления исследовательской деятельности, в т.ч. в области ядерной и космической технологии, стратегических компьютерных технологий и программного обеспечения и др. | |
в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это уведомление, или его представителя. | |||
6.2 | |||
"8. В случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 настоящей статьи, участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этих случаях днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма." | "8. В случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 настоящей статьи, участник проекта вправе представить в налоговый орган уведомление и документы лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. | ||
Если указанное уведомление с приложенными к нему документами передано в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это уведомление, или его представителя. | |||
6.3 | |||
Пункт 6 статьи 289 НК РФ дополнить абзацем следующего содержания: | |||
7. | О переходе на общий режим налогообложения организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и получившей статус участника проекта. | ||
6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. | 6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. | Статус участника проекта может получить организация, применяющая упрощенную систему налогообложения. | |
8. | О переходе участников проекта на уплату НДС и налога на прибыль начиная с налогового периода, следующего за тем, в котором совокупный размер прибыли превысил 300 млн. рублей. | ||
8.1 | Абзацы 3 и 4 пункта 2 статьи 145.1 | ||
совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил 300 миллионов рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли. | совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил 300 миллионов рублей, с 1-го числа налогового периода, следующего за тем, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли. | Действующими положениями статей 145.1, 246.1 и пункта 5.1 статьи 284 НК РФ при утрате права на освобождение в связи с получением совокупного размера прибыли более 300 млн.руб. участник проекта должен восстановить и уплатить в бюджет НДС и налог на прибыль за налоговый период, в котором произошло указанное превышение. | |
8.2 | Абзац 4 пункта 5 статьи 145.1 | ||
В случае, если участником проекта не представлены документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, или представлены документы, содержащие недостоверные сведения, а также в случае наличия обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней. | В случае, если участником проекта не представлены документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, или представлены документы, содержащие недостоверные сведения, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней. | ||
8.3 | Вместо редакции, приведенной в пункте 4.1 предложений | ||
3. Сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или имело место указанное в пункте 2 настоящей статьи превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней. | 3. Сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней. | ||
8.4 | Абзац 2 пункта 5.1 статьи 284 | ||
В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, превысил 300 миллионов рублей и (или) в котором участник проекта утратил статус участника проекта, полученная таким участником проекта прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 1 настоящей статьи, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. | В налоговом периоде, следующем за тем, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, превысил 300 миллионов рублей, полученная таким участником проекта прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 1 настоящей статьи. | ||
9. | Технические поправки | ||
"3. Организации, указанные в пункте 1 статьи 246.1 настоящего Кодекса" | Пункт 3 статьи 246 НК РФ исключить. | Статьей 246 НК РФ установлены организации, которые признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций (пункт 1) и организации, которые не признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций (пункт 2). Пункт 3 не относится ни к пункту 1, ни к пункту 2, то есть непонятен. |
1. Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящей статье - участник проекта), имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом.
Предусмотренное настоящей статьей освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.