Недействующий

     

      Проект N 70631-6

Вносится депутатами
Государственной Думы
А.Г.Сидякиным,
Д.Ф.Вяткиным,
Р.Д.Курбановым,
В.А.Поневежским,


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

     

     

Статья 1


Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2066; 2007, N 16, ст. 1825; 2009, N 29, ст. 3597; N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4208; 2011, N 1, ст. 23; N 50, ст. 7345, 7346) следующие изменения:

1) в статье 3.2:

а) часть 1 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10) обязательные работы";

б) в части 3 слова "в пунктах 3 - 9 части 1 настоящей статьи" заменить словами "в пунктах 3 - 10 части 1 настоящей статьи";

2) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова "пяти тысяч рублей" заменить словами "одного миллиона рублей", слова "пятидесяти тысяч рублей" заменить словами "одного миллиона пятисот тысяч рублей";

3) дополнить статьей 3.13 следующего содержания:

"Статья 3.13 Обязательные работы


1. Обязательные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

2. Порядок отбывания обязательных работ устанавливается Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

3. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не свыше четырех часов в день.";

4) в абзаце втором статьи 5.38 слова "в размере ста рублей" заменить словами "в размере от десяти тысяч до девятисот тысяч рублей", слова "от ста до трехсот рублей" заменить словами "от пятидесяти тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей";

5) в статье 20.2:

а) в абзаце втором части 1 слова "от одной тысячи до двух тысяч рублей" заменить словами "от десяти тысяч до одного миллиона рублей или обязательных работ на срок до двухсот часов";

б) в абзаце втором части 2 слова "от одной тысячи до двух тысяч рублей" заменить словами "от десяти тысяч до одного миллиона рублей", слова "от пятисот до одной тысячи рублей" заменить словами "от одной тысячи до девятисот тысяч рублей или обязательных работ на срок до двухсот часов";

в) в абзаце втором части 3 слова "от одной тысячи до двух тысяч рублей" заменить словами "от одной тысячи до одного миллиона рублей или обязательных работ до двухсот часов".

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях



В настоящее время законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях нацелено преимущественно на защиту прав и интересов организаторов и участников публичных мероприятий. В меньшей степени в нем предусматривается применение превентивных мер и санкций, направленных на стимулирование организаторов публичных мероприятий к уважительному отношению и соблюдению законных интересов граждан, которые в связи с проведением массовых мероприятий испытывают ограничение конституционных прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и т.д.

Во многих случаях проведение публичных мероприятий препятствует доступу граждан к месту проживания, работы или учебы, общественным местам досуга и отдыха, а хозяйствующим субъектам - к офисным и производственным помещениям; наносит ущерб местам озеленения (цветникам), иным объектам благоустройства территорий, ухудшает санитарно-эпидемиологическую ситуацию, мешает проезду общественного и специального транспорта, проходу пешеходов.

Установленные КоАП РФ административные штрафы за нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ничтожны и неадекватны общественной опасности нарушений. Они также не являются превентивной мерой для лиц, совершающих правонарушения.

По действующему законодательству к гражданам или должностным лицам не выдвигается строгих требований и адекватного административного наказания за несоблюдение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Как отмечается в докладе "Обзор зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных собраний и шествий граждан" (2010 г.), подготовленном Национальной лабораторией внешней политики по просьбе Общественной палаты Российской Федерации, западное законодательство отличается более конкретным и более жестким (по сравнению с российским) набором требований к порядку проведения демонстраций и шествий. Это более длительный срок рассмотрения заявок в крупных городах (США), запрещение маскировки лица (Германия), существование "черного списка" для организаторов ранее запрещенных или разогнанных демонстраций (Швеция), право запрещать любые демонстрации по усмотрению местных властей (Франция), практика временных мораториев (Великобритания).

В марте 2012 года одном из кантонов Женевы (Швейцария) на референдуме был одобрен законопроект об ужесточении правил проведения уличных демонстраций - за участие в уличной акции без соответствующего разрешения или нарушение правила поведения на разрешенной акции устанавливается штраф до 110 тыс. евро или лишение права принимать участие в демонстрациях в течение пяти лет.

В докладе подчеркивается, что правовые системы всех развитых демократических стран мира предусматривают уголовную ответственность граждан за злоупотребление правом на свободу собраний, включающую денежные штрафы и лишение свободы. При этом проводятся различия между видами публичных мероприятий - от "мирных шествий" до "сборищ", "незаконных собраний" и "публичных беспорядков". Такая классификация позволяет оперативно выбирать на месте, без длинной цепочки согласований методику действий органов правопорядка, степень жесткости этих действий. Исходя из принципа гуманизма при установлении системы наказаний предлагается использовать преимущественно "мягкие" виды наказаний - штрафные санкции и обязательные работы в качестве альтернативы административным арестам.

Наказание в виде обязательных работ в отечественной юриспруденции имеет широкую историческую практику.

Таким образом, законопроектом предлагается внести ряд изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на усиление административной ответственности организаторов и участников собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также введение обязательных работ как нового вида административного наказания.

Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона N 270631-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"



Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 70631-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административного наказания в виде обязательных работ) (далее - законопроект).

Согласно тексту законопроекта предлагается внести ряд изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), направленных на усиление административной ответственности организаторов и участников собрания,

митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также ввести обязательные работы как нового вида административного наказания.

Основанием для разработки указанного законопроекта являются негативные последствия проведения публичных мероприятий, препятствующих доступу граждан к месту проживания, работы или учебы, общественным местам досуга и отдыха, а хозяйствующим субъектам - к офисным и производственным помещениям, наносящим ущерб местам озеленения (цветникам), иным объектам благоустройства территорий, ухудшающих санитарно-эпидемиологическую ситуацию, мешающих проезду общественного и специального транспорта, проходу пешеходов.

Общественная палата Российской Федерации считает, что отдельные нормы законопроекта не соответствуют принципу соразмерности наказания за правонарушения. Увеличение штрафов для граждан-участников митингов и демонстраций до 1 млн. рублей представляется чрезмерным и противоречащих ст.3.5. Общих положений КоАП РФ, что нарушает всю систему административного взыскания за различные виды административных правонарушений. Авторы законопроекта не учитывают уровень заработной платы граждан-участников шествий.

Общественная палата Российской Федерации согласна с увеличением суммы штрафов только в пределах суммы установленной ст.3.5. Общих положений КоАП РФ (до 5000 рублей).

Исходя из принципа гуманизма, Общественная палата Российской Федерации поддерживает введение института обязательных работ в качестве альтернативы административным арестам.

Кроме того, нецелесообразно чрезмерное увеличение шкалы штрафов ввиду возможных коррупционных рисков. Соотношение максимальной и минимальной санкции за административное правонарушение увеличивается с двух (1000-2000 рублей) до 100 (10000-1 млн. рублей), тем самым увеличивается коррупционный риск, выражающийся в широте дискреционных полномочий при наложении административного наказания, что неоднократно отмечалось в программах по противодействию коррупции.

Необходимо отметить, что увеличение верхнего предела административного штрафа, налагаемого на граждан с 5 тыс. рублей до 1 млн. рублей (ст.3.5. Общих положений КоАП РФ), может вызвать дальнейшее увеличение санкций по другим составам Особенной части КоАП РФ для чего необходим кардинальный пересмотр Общих положений КоАПРФ.

По мнению Общественной палаты Российской Федерации, действующее на сегодняшний день законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях безусловно нуждается в совершенствовании на основании положений Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации с учетом российского и зарубежного опыта путем проведения общественных и экспертных обсуждений с участием граждан, общественных организаций и политических партий Российской Федерации.

     

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»