Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 1996 года N 881


Об утверждении федеральной целевой программы "Русский язык"

(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Действие настоящего постановления приостановлено до 1 января 1998 года - постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 года N 13.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Действие настоящего постановления приостановлено в части финансирования текущих расходов по позиции: "русский язык в системе образования":

с 1 января 1998 года по 31 декабря 1998 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1998 года N 839;

с 1 января 1999 года по 31 декабря 1999 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 966;

в 2000 году - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года N 891.

____________________________________________________________________          


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 года N 1221 "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4905) Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" (далее именуется - Программа).

____________________________________________________________________

Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

     

2. Утвердить Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию государственным заказчиком Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:

включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривать выделение средств для реализации Программы.

4. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить в 1996 году финансирование мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ее исполнителям на 1996 год.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации
В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 июля 1996 года N 881

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РУССКИЙ ЯЗЫК"

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

     

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Русский язык"

Дата принятия решения о разработке Программы

-


Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 года N 1221 "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации"

Государственный заказчик

-

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

Основные разработчики





-




Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Министерство образования Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Российская академия наук, Российская академия образования, Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова

Цели и задачи Программы

















-
















духовное, художественное и научное возрождение России;
обеспечение всестороннего развития и распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, культурным достоянием народов России;
развитие и культивирование русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России и стран СНГ и Балтии;
расширение функций русского языка как одного из распространенных языков широкого международного употребления;
обновление содержания и методов обучения русскому языку;
усиление роли русского языка в современном российском и международном образовательном пространстве;
разработка комплекса мер, направленных на пропаганду русского языка и культуры России в средствах массовой информации

Сроки реализации Программы

-

1996 - 2000 годы

Перечень разделов




-




Русский язык как государственный язык Российской Федерации.
Государственная политика в области русского языка
Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной и духовной культуры
Русский язык как мировой язык

Исполнители Программы












-













Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Министерство образования Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Российская академия наук, Российская академия образования, Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Министерство науки и технической политики Российской  Федерации, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, Комитет Российской Федерации по печати

Объем и источники финансирования
(в ценах 1996 года)

-

825140 млн. рублей за счет средств федерального бюджета

Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы


















-


















гарантирование конституционных прав личности
в языковой сфере;
создание условий для реализации Закона РСФСР "О языках народов РСФСР";
укрепление российской государственности путем создания условий для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия и расширения сферы функционирования русского языка;
обеспечение благоприятных условий для функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации на всей территории страны;
укрепление позиций русского языка в России и мире;
повышение грамотности населения и культуры владения русским языком;
удовлетворение потребностей в научной, популярной и справочной литературе по русскому языку;
выпуск нового поколения учебно-методической литературы по
русскому языку;
создание и освоение новых методов преподавания русского языка в средней и высшей школе

Система организации контроля
за исполнением Программы

-

определяется Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию


1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Федеральная целевая программа "Русский язык" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 года N 1221 "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации".

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций и других международных организаций, принадлежит к наиболее распространенным языкам мира. Русский язык в Российской Федерации призван выполнять многообразные функции, играть важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в сотрудничестве с народами Содружества Независимых Государств и Балтии, с мировым сообществом в целом.

В связи с развитием процессов межнациональной и межгосударственной интеграции в настоящее время необходимо обеспечить на общегосударственном уровне поддержку русского языка как мощного социального фактора консолидации стран СНГ, как стимула развития культурных, правовых, экономических и политических отношений внутри Российской Федерации, реализации геополитических интересов России. Программа предусматривает усиление позиций русского языка в России, в странах СНГ и за их пределами.

Основными целями Программы являются:

духовное возрождение и обновление России;

формирование государственной политики в области русского языка;

развитие и поддержка русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации;

повышение статуса русского языка в современном российском и международном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народов России и зарубежных стран;

укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России и СНГ;

расширение функций русского языка как одного из распространенных языков мира;

разработка комплекса мер, направленных на пропаганду русского языка и культуры в средствах массовой информации.

Указанные цели реализуются в Программе в следующих разделах:

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, основа его духовной и художественной культуры.

Русский язык как мировой язык.

В Законе РСФСР "О языках народов РСФСР", принятом 25 октября 1991 года, русский язык объявлен государственным языком на всей территории России. В пункте 2 статьи 3 Закона сказано: "Русский язык, являющийся основным средством межнационального общения народов РСФСР в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями, имеет статус государственного языка РСФСР на всей территории РСФСР". В соответствии с конституциями и законами о языках, принятыми в 10 республиках Российской Федерации, языки титульных народов также объявлены государственными. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации был подтвержден Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.

Статья 68 Конституции Российской Федерации провозглашает:

"1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития".

Для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка:

сокращаются сферы функционирования русского языка на территории бывшего СССР, в результате чего многие миллионы людей, говорящих на русском языке, не могут в полной мере использовать его в сферах управления, образования, культуры, литературы и информатики;

меняется концепция развития национально-русского двуязычия в бывших республиках СССР, что приводит к ослаблению значения русского языка в странах СНГ и Балтии; это, в свою очередь, отрицательно влияет и на отношение к проблемам двуязычия в отдельных регионах Российской Федерации;

сокращается объем деловой корреспонденции на русском языке; изменение форм и методов управления в условиях перехода к рыночной экономике не обеспечено новыми стандартами и правилами деловой корреспонденции, делопроизводства и архивного дела;

сокращается издание книг на русском языке, значительно уменьшились их тиражи, рынок книг ущербен и примитивен, резко сократился выпуск серьезных научных и художественных публикаций, в том числе книг по русскому языку, из-за перепрофилирования многих издательств на выпуск конъюнктурной литературы;

не вполне отвечают потребностям современного российского общества преимущественно переводные информационные системы;

отстала нормализаторская работа: создание и распространение норм русского литературного языка не вполне отвечает потребностям современного общества;

возникли серьезные трудности в преподавании русского языка и литературы в школах и вузах: существующая учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям;

отсутствует налаженная система пропаганды русского языка в средствах массовой информации, в средней и высшей школе, в профессиональных сферах.

Эти и другие проблемы приобретают острый характер, что побуждает к принятию на государственном уровне срочных мер для их разрешения, а именно к разработке и реализации федеральной целевой программы, которая должна стать основой современной языковой политики.

Будучи национальным достоянием общества, язык охраняется и поддерживается государством. Языковая политика как одна из составных частей государственной политики направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах жизни общества, их дальнейшего развития и взаимодействия. Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации:

обладает особым политико-правовым статусом на территории Российской Федерации, пользуется специальной поддержкой и заботой со стороны общества и государства;

совместно с государственными языками республик обеспечивает реализацию принципа федерализма в языковой сфере;

выполняет исторически сложившиеся функции языка межнационального общения всех народов страны;

является языком государственного управления, используется в официальном устном и письменном общении, в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов, в образовании, науке и культуре, средствах массовой информации.

Программа направлена на обновление языковой политики, осуществляемой прежде всего путем правового регулирования, предусматривающего создание законов и нормативных правовых актов в языковой сфере, в частности разработку и принятие закона о русском языке, составление долгосрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных), нормирование и совершенствование языковой деятельности. При этом на территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.

Стержнем языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации и поощряется изучение национальных языков населением ее республик. Должны быть созданы условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.

Русский язык, относящийся вместе с украинским и белорусским языками к восточнославянской группе славянских языков, имеет длительную историю, обладает устойчивыми культурно-историческими традициями, тесно связан с развитием словесности и культуры русского народа.

По данным переписи населения 1989 года, в Российской Федерации русским языком владело 143,7 млн. человек, то есть 97,8 процента всего населения, а также 88 млн. человек в государствах, входивших в СССР. В Российской Федерации 16,4 млн. нерусских свободно владеют русским языком, а 7,5 млн. нерусских назвали его родным.

Происходящие в России преобразования неоднозначно отражаются на состоянии и путях развития русского языка. Он освобождается от многих искажавших его стереотипов и штампов. Вместе с тем происходит снижение речевой культуры в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в языке художественной литературы и журналистики, в бытовом общении. В русскую речь все больше внедряются вульгарные, а иногда и просто непристойные выражения, она засоряется жаргонными словами и оборотами, неоправданными заимствованиями из иностранных языков.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»