РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об областных целевых программах"


принят Саратовской областной Думой
26 ноября 2008 года



Статья 1

Внести в Закон Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 152-ЗСО "Об областных целевых программах" следующие изменения:

- в абзаце четвертом статьи 1 слова "областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" заменить словами "областная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года";

- приложение 3 изложить в следующей редакции:

"Приложение 3
 к Закону Саратовской области
"Об областных целевых программах"


Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года"


Паспорт областной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года"

Наименование Программы

- областная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года", постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года N 143 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858", постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"

Государственный заказчик Программы

- министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство сельского хозяйства области

Основные разработчики Программы

- министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство сельского хозяйства области, комитет по строительству и стройиндустрии области, комитет капитального строительства области, министерство экономики и инвестиций области, министерство экономического развития и торговли области, министерство здравоохранения области, министерство труда и социального развития области, министерство социального развития области, министерство культуры области, министерство образования области, комитет промышленности, науки и технологий области, министерство промышленности и энергетики области, администрации муниципальных образований области (по согласованию)

Цель Программы

- создание благоприятной сферы жизнедеятельности сельского населения области, которая является одной из составляющих комплексного решения проблемы социального развития села

Задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений муниципальных образований области;

- создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений муниципальных образований области;

- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности

Сроки и этапы реализации Программы

- 2003-2012 годы:  

I этап - 2003-2005 годы;

II этап-2006-2010 годы;

III этап-2011-2012 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство сельского хозяйства области, комитет по строительству и стройиндустрии области, комитет капитального строительства области, министерство экономики и инвестиций области, министерство экономического развития и торговли области, министерство здравоохранения области, министерство труда и социального развития области, министерство социального развития области, министерство культуры области, министерство образования области, комитет промышленности, науки и технологий области, министерство промышленности и энергетики области, администрации муниципальных образований области (по согласованию)

Объемы и источники исполнения Программы

- общая сумма расходов на реализацию Программы составляет 8110,49 млн. рублей, в том числе:

- из федерального бюджета (прогнозно) -3081,96 млн. рублей, в том числе по годам:

- 2008 год - 135,23 млн. рублей, 2009 год -537,34 млн. рублей, 2010 год - 554,91 млн. рублей, 2011 год - 577,80 млн. рублей, 2012 год - 769,95 млн. рублей;

- из областного бюджета - 1411,28 млн. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 96,0 млн. рублей, 2009 год - 225,49 млн. рублей, 2010 год - 203,19 млн. рублей, 2011 год -217,82 млн. рублей, 2012 год - 309,23 млн. рублей;

- из местных бюджетов (прогнозно)- 1851,42 млн. рублей, в том числе по годам: 2008 год -198,29 млн. рублей, 2009 год - 399,78 млн. рублей, 2010 год - 402,00 млн. рублей, 2011 год - 395,55 млн. рублей, 2012 год -455,8 млн. рублей;

- из внебюджетных источников (прогнозно) -1765,83 млн. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 118,1 млн. рублей, 2009 год -172,15 млн. рублей, 2010 год - 176,28 млн. рублей, 2011 год - 181,52 млн. рублей, 2012 год - 239,49 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- реализация мероприятий Программы в период 2003-2012 годов позволит: улучшить жилищные условия семей, проживающих в сельской местности, за счет увеличения объема строительства доступного жилья, соответствующего уровню доходов сельского населения;

- обеспечить изменение структуры жилищного строительства, переход на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и технологии их возведения;

- обеспечить развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры и благоустройство сельских территорий;

- повысить уровень газификации домов (квартир), расположенных в сельской местности, природным газом, улучшить снабжение электроэнергией.

Социально-экономический эффект от реализации Программы будет выражаться, прежде всего, в обеспечении благоприятной сферы жизнедеятельности населения в сельской местности

Система организации контроля за исполнением Программы

- общий контроль за реализацией Программы - осуществляют Правительство области, министерство сельского хозяйства области

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Область является одним из ведущих аграрных регионов России с численностью сельского населения более 700 тыс. человек. Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью. Большая часть из них не имеет центрального отопления, канализации, постоянного дорожного сообщения, особенно в период сезонной распутицы.

Низкая оплата труда, а также отсутствие рабочих мест при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем создают для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности. Собственное подворье становится единственным местом приложения труда для трудоспособных членов крестьянского двора.

Имеющийся жилищный фонд в большей части признан ветхим. Жители сел и деревень лишены элементарных коммунальных удобств. Централизованное водоснабжение имеют 963 сельских населенных пункта (54 процента), 1686 сельских населенных пунктов (96 процентов) не имеют канализационных сооружений по централизованному отводу сточных вод.

Из имеющихся в области больничных коек лишь девять процентов находится в сельской местности, обеспеченность больничными койками на селе составляет 40,4 койки на 1000 человек (среднеобластная - 103,3 койки).

В сельской местности расположено 73 процента общеобразовательных школ, однако из-за роста числа деревень с очень небольшой численностью детей школьного возраста развивается дистанционная форма обучения.

Сокращается сеть сельских дошкольных учреждений, две трети детей дошкольного возраста на селе воспитываются дома.

Ухудшается и демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние годы увеличилась, снижается продолжительность жизни.

Число мест в сельских учреждениях культуры составляет 294 места на 1000 жителей. За десять последних лет этот показатель уменьшился на 14,3 процента.

В настоящий момент в области 138 сельских населенных пунктов не имеют стационарных торговых точек. Только в 24 районах имеются сельские комплексные приемные пункты бытового обслуживания.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20 - 25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год. Более 30 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом более 65 процентов локальных водопроводов нуждается в реконструкции и свыше десяти процентов - в полном восстановлении. В результате сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Неразвитость систем связи и информационного обслуживания приводит к социальной изоляции жителей отдаленных деревень, ограничивает использование информационных технологий в образовании, здравоохранении, аграрном производстве. Телефонная сеть в сельских поселениях муниципальных образований области физически и морально изношена.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Исходя из задач социально-экономической политики области на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:

- социально-политической остротой проблемы - для устойчивого социально-экономического развития сельских поселений муниципальных образований области и эффективного функционирования агропромышленного производства необходима бюджетная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;

- межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, сельских жителей;

- удаленностью сельских поселений от центральных усадеб и районных центров, которая предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских территорий муниципальных образований области. Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки схем районной планировки и генпланов застройки сельских территорий муниципальных образований области;

- необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских поселений муниципальных образований области. Без государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования области не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ на селе, в удовлетворении основных жизненных потребностей сельского населения.

II. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы


Основная цель Программы - создание благоприятной сферы жизнедеятельности сельского населения области, которая является одной из составляющих комплексного решения проблемы социального развития села.

Процесс реализации поставленной цели включает в себя решение следующих задач:

- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений муниципальных образований области;

- создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений муниципальных образований области;

- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;

- расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

- создание основ для престижности проживания в сельской местности, привлечение для работы в секторах сельской экономики выпускников высших и средних учебных заведений, молодых специалистов;

- проведение строительной политики, направленной на устойчивое развитие сельских территорий, с обеспечением баланса государственных, общественных и частных интересов;

- создание архитектурно-строительных систем, отвечающих современным технико-экономическим требованиям, учитывающим специфику сельских территорий;

- внедрение эффективных систем целевой поддержки юридических лиц и граждан - участников сельского строительства;

- повышение роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья сельского населения;

- повышение образовательного уровня учащихся сельских общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями.

В связи с ограниченностью средств бюджетов всех уровней поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для создания благоприятного инвестиционного климата в сфере обустройства сельских поселений муниципальных образований области.

Основные пути решения программных задач:

- приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства села;

- создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельхозтоваропроизводителей, внебюджетных источников, ипотечных кредитов и других средств.

Реализация программных мероприятий предусмотрена в три этапа:

- I этап - 2003-2005 годы;

- II этап - 2006-2010 годы;

- III этап - 2011-2012 годы.

В рамках Программы планируется осуществить комплекс долгосрочных мероприятий, разработанных на основе анализа современного состояния, а также потребности в объектах социальной сферы в сельской местности. Анализ проведен отраслевыми министерствами и ведомствами Правительства области совместно с органами местного самоуправления.

Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание не завершенных строительством объектов, замену ветхого и аварийного жилого фонда, зданий и сооружений объектов социальной сферы.

Организационное обеспечение включает инвентаризацию объектов, оказание помощи и содействия хозяйствующим субъектам в социальном развитии села.

Программа является комплексной и в соответствии с мероприятиями федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858, от 5 марта 2008 года N 143, включает следующие разделы:

1. Развитие жилищного строительства.

2. Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

3. Развитие сети общеобразовательных учреждений.

4. Развитие сети медико-санитарных учреждений.

5. Развитие сети учреждений физической культуры и спорта.

6. Развитие культурно-досуговой деятельности.

7. Развитие информационно-консультационного обслуживания.

8. Развитие электрических сетей.

9. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности.

10. Развитие газификации.

11. Развитие водоснабжения.

12. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности.

13. Развитие противопожарной защиты сельского населения.

14. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности.

15. Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства территорий в рамках пилотных проектов.

16. Обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

При разработке мероприятий Программы основное внимание уделено минимизации затрат на их реализацию при одновременной ориентации на достижение максимального социального эффекта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»