Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 ноября 2014 года N ГД-4-3/24635@

О водном налоге



Федеральная налоговая служба в связи с обращением ООО  по вопросу уплаты водного налога при заборе воды из водного объекта, расположенного на территории различных муниципальных образований, направляет на согласование позицию по поставленному вопросу в целях подготовки ответа налогоплательщику.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) забор воды из водных объектов является объектом налогообложения водным налогом.

. В соответствии с пунктом 1 статьи 333.14 Налогового кодекса сумма водного налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Как следует из указанного обращения ООО, водный объект, из которого производится забор воды, располагается на территории различных муниципальных образований; лицензионным соглашением к лицензии на право пользования недрами установлен единый годовой (квартальный) лимит водопользования, без распределения по конкретным муниципальным образованиям.

Согласно пунктам 3 и 4 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденного приказом МПР России от 29.11.2004 N 710, для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, заявитель должен представить документы и сведения, в состав которых входят, в частности, сведения об обоснованной потребности в подземных водах с учетом перспективы развития.

Таким образом, в случае отсутствия в лицензионном соглашении к лицензии на право пользования недрами разрешенного объема забора подземных вод в разрезе водозаборных участков и муниципальных образований, необходимо использовать данные обоснованной потребности в водозаборе, которые указываются организацией в документах, представляемых вместе с заявкой на получение лицензии.

Аналогичная позиция высказана Минфином России в письме от 09.09.2013 N 03-06-05-02/36943.

Учитывая изложенное, сумма водного налога должна рассчитываться налогоплательщиком в отношении каждого кода ОКТМО муниципальных образований, на территории которых находятся водозаборные участки. При этом лимиты водопользования определяются отдельно по каждому водозаборному участку (водозаборной скважине) на основании сведений об обоснованной потребности в подземных водах, представленных ООО в Федеральное агентство по недропользованию (или его территориальный орган), в составе документов для получения соответствующей лицензии на право пользования недрами.

Просим подтвердить или опровергнуть позицию ФНС России.

Действительный государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.Григоренко

     

     

Приложение

     

О порядке расчета суммы водного налога



В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ООО просит вас разъяснить порядок расчета суммы водного налога.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.9 НК РФ объектом налогообложения водным налогом является забор воды из водных объектов.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, которым на основании статьи 333.11 НК РФ признается квартал.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.12 налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования. При этом пунктом 2 статьи 333.12 НК РФ предусмотрено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере от установленных налоговых ставок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.13 НК РФ сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Пунктом 1 статьи 333.14 НК РФ предусмотрено, что сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

При этом НК РФ не содержит положений о порядке расчета водного налога при осуществлении забора воды на территории различных муниципальных образований из одного водного объекта в пределах участка недр, для которого лицензионным соглашением на право пользования недрами установлен единый квартальный (годовой) лимит водопользования, без распределения по конкретным муниципальным образованиям.

На основании вышеизложенного просим разъяснить порядок распределения установленного единого лимита водопользования между частями одного водного объекта, расположенными на территории различных муниципальных образований, в целях исчисления и уплаты водного налога в бюджет по коду ОКТМО конкретного муниципального образования:

1. правомерно ли исчислять сумму водного налога, подлежащего зачислению в бюджет по коду ОКТМО конкретного муниципального образования, как произведение установленной НК РФ налоговой ставки и фактически забранной на территории указанного муниципального образования из водного объекта воды за квартал при условии, что объем забранной из указанного водного объекта воды во всех муниципальных образованиях не превышает единый лимит водопользования установленный в соответствующей лицензии на право пользования недрами в целом для водного объекта, без распределения по конкретным муниципальным образованиям.

2. правомерно ли, в случае превышения объема воды, забранной из водного объекта, над единым лимитом водопользования, установленным в соответствующей лицензии на право пользования недрами в целом для указанного водного объекта, без распределения по конкретным муниципальным образованиям, исчислять сумму водного налога, подлежащего зачислению в бюджет по коду ОКТМО каждого муниципального образования в части такого превышения, как произведение установленной НК РФ налоговой ставки в пятикратном размере и объема забранной на территории каждого муниципального образования воды сверх установленного единого лимита. Указанный объем превышения единого лимита водопотребления по конкретному муниципальному образованию при этом определять как произведение общего объема превышения забранной воды из водного объекта над установленным единым лимитом на долю забранной воды в указанном муниципальном образовании в общем объеме забора воды по водному объекту.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»