ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2016 года N 992

О заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций

(с изменениями на 15 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N 2315 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2022, N 0001202212160075).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Регламент заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций.

2. Установить, что при проведении за пределами Российской Федерации переговоров о заключении международных договоров по вопросам поощрения и защиты инвестиций расходы на командирование представителей федеральных органов исполнительной власти, а также Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе делегаций, возглавляемых представителем Министерства экономического развития Российской Федерации, производятся за счет средств этих федеральных органов исполнительной власти и Генеральной прокуратуры Российской Федерации соответственно.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N 2315. - См. предыдущую редакцию)

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 456 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 25, ст.2578);

постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2002 года N 229 "О внесении дополнения и изменений в типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, одобренное постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 456" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 15, ст.1445);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1037 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 456" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст.7137).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 сентября 2016 года N 992

     

Регламент заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций

(с изменениями на 15 декабря 2022 года)



1. Настоящий Регламент определяет особенности проведения переговоров и заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций.

2. Министерство экономического развития Российской Федерации проводит с участием Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также Генеральной прокуратуры Российской Федерации (по согласованию) переговоры о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций с иностранными государствами, объединениями государств, международными организациями либо с иными образованиями, обладающими правом заключать международные договоры, и по достижении договоренности представляет в Правительство Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", согласованные проекты соответствующих международных договоров и предложения об их подписании от имени Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N 2315. - См. предыдущую редакцию)

3. Переговоры о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций проводятся в соответствии с планом переговоров, ежегодно утверждаемым Министерством экономического развития Российской Федерации с учетом предложений Министерства иностранных дел Российской Федерации.

4. При формировании плана, указанного в пункте 3 настоящего Регламента, Министерство экономического развития Российской Федерации руководствуется критериями определения целесообразности проведения переговоров и заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций согласно приложению N 1.

5. Переговоры о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций проводятся на основе общих подходов к заключению международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций согласно приложению N 2.

6. Министерство экономического развития Российской Федерации с учетом общих подходов, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Регламенту, позиций Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также Генеральной прокуратуры Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации предложения по директивам на переговоры с каждым отдельным иностранным государством, объединением государств, международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, для учета интересов российских инвесторов на рынке стороны договора и особенностей законодательства такой стороны договора в области регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N 2315. - См. предыдущую редакцию)

Приложение N 1
к Регламенту заключения
международных договоров
Российской Федерации по вопросам
поощрения и защиты инвестиций

     

Критерии определения целесообразности проведения переговоров и заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций



1. Наличие экономического интереса Российской Федерации к заключению международного договора по вопросам поощрения и защиты инвестиций с иностранным государством, объединением государств или международной организацией или с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - другая сторона), определяемого в том числе на основании следующих показателей:

а) заинтересованность российских инвесторов в заключении такого договора с каждой другой стороной, которая характеризуется в том числе наличием обращений в Министерство экономического развития Российской Федерации объединений, ассоциаций или отдельных предпринимателей или работодателей о заключении международного договора по вопросам поощрения и защиты инвестиций с этой другой стороной;

б) объемы взаимно накопленных инвестиций, динамика взаимных потоков инвестиций между Российской Федерацией и другой стороной;

в) объемы существующих и потенциальных инвестиций российских инвесторов, инвестиционных проектов российских инвесторов, которые планируется осуществлять в другой стороне;

г) объемы существующих и потенциальных инвестиций инвесторов другой стороны, инвестиционных проектов инвесторов другой стороны, которые планируется осуществлять в Российской Федерации.

2. Инвестиционный климат в другой стороне, определяемый в том числе в соответствии с оценками профильных международных организаций, а также наличие запретов, ограничений и иных барьеров, препятствующих эффективному осуществлению российскими инвесторами инвестиций в другой стороне.

3. Общее состояние отношений Российской Федерации с другой стороной, уровень взаимных обязательств Российской Федерации и другой стороны, вытекающих из иных международных договоров по вопросам, связанным с защитой и поощрением инвестиций, а также участие Российской Федерации и другой стороны в иных международных договорах.

4. Возможность получения российскими инвесторами преимуществ и преференций в рамках международного договора с другой стороной по вопросам поощрения и защиты инвестиций, определяемая в том числе с учетом анализа практики заключения другой стороной аналогичных международных договоров с иными государствами, объединениями государств, международными организациями либо с иными образованиями, обладающими правом заключать международные договоры.

Приложение N 2
к Регламенту заключения
международных договоров
Российской Федерации по вопросам
поощрения и защиты инвестиций

     

Общие подходы к заключению международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций

     

     

     

     

          I. Цели заключения договора

1. Целями заключения международного договора Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций (далее - договор) являются привлечение иностранных инвестиций (капиталовложений) в экономику Российской Федерации посредством формирования стабильных, прозрачных и предсказуемых условий для их осуществления и защиты, а также создание эффективных механизмов защиты российских инвесторов и их инвестиций за рубежом.

II. Сфера применения договора

2. Договор должен применяться в отношении мер, которые принимаются или применяются сторонами договора, в том числе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и определяют условия для допуска инвестиций и деятельности инвесторов (в частности, условия и порядок учреждения (создания, регистрации) юридических лиц, филиалов, представительств, индивидуальных предпринимателей, осуществления иных форм вложения активов, получения разрешений, необходимых для осуществления деятельности, найма работников, порядок приостановления или прекращения деятельности юридических лиц, филиалов, представительств, индивидуальных предпринимателей, включая процедуры банкротства, а также условия и порядок владения, пользования и распоряжения инвесторами активами в иных формах).

3. Договор должен применяться к инвестициям инвесторов, которые были осуществлены после вступления договора в силу, а также при согласии сторон договора может применяться полностью или частично к инвестициям, которые были осуществлены до вступления договора в силу и существуют на территории стороны договора на дату вступления договора в силу.

4. Договор не должен применяться к любым ситуациям, претензиям, спорам, которые существовали, возникли или прекратили существовать до даты вступления договора в силу.

5. Договор должен применяться ко всей территории каждой из сторон договора, а также к ее исключительной экономической зоне и континентальному шельфу (при их наличии), которые определяются в соответствии с международным правом.

6. Договор должен применяться к определенным в нем активам, которые вкладываются инвестором одной стороны договора на территории другой стороны договора. При этом указанное вложение активов должно быть связано с получением прибыли на территории стороны договора, на территории которой активы вкладываются, или направлено на получение такой прибыли.

7. В соответствии с договором к инвестициям не могут относиться активы лица стороны договора, которые были вложены на территории другой стороны договора без соблюдения законодательства такой другой стороны договора. Однако это не может затрагивать обязательств такой другой стороны договора в части режима, предоставляемого инвестициям указанных лиц в соответствии с договором.

8. Договор должен применяться к активам, которые вкладываются на территории любой стороны договора физическими лицами, которые являются гражданами другой стороны договора, и юридическими лицами, которые учреждены или созданы на территории другой стороны договора.

9. Договор не должен применяться к инвестициям физических лиц, которые являются или являлись на момент осуществления таких инвестиций гражданами стороны договора, на территории которой эти инвестиции осуществлены или осуществляются.

10. Договор не должен применяться к инвестициям юридических лиц стороны договора, которые не осуществляют существенной деловой активности на территории этой стороны договора, к юридическим лицам этой стороны договора, которые принадлежат или контролируются лицами другой стороны договора, на территории которой инвестиции осуществлены или осуществляются, а также к юридическим лицам, которые принадлежат или контролируются лицами третьего государства.

11. Договор не должен применяться к услугам и иным видам деятельности, поставляемым или осуществляемым во исполнение государственных полномочий органами государственной власти стороны договора или организациями, которым такие полномочия переданы этой стороной договора. К указанным услугам и иным видам деятельности относятся услуги и иные виды деятельности, поставляемые или осуществляемые не с целью извлечения прибыли и в отсутствие конкуренции со стороны других хозяйствующих субъектов.

III. Условия допуска инвестиций и деятельности инвесторов

12. Договором должен предусматриваться по общему правилу национальный режим в отношении допуска инвестиций и режима, предоставляемого этим инвестициям на территории стороны договора, где инвестиции осуществляются или были осуществлены, за исключением ограниченного числа изъятий, которые согласовываются в ходе переговоров.

13. Договором должен предусматриваться по общему правилу режим наибольшего благоприятствования в отношении допуска инвестиций и режима, предоставляемого этим инвестициям на территории стороны договора, где инвестиции осуществляются или были осуществлены, за исключением ограниченного числа изъятий, которые согласовываются в ходе переговоров.

14. Режимы, указанные в пунктах 12 и 13 настоящего документа, должны применяться в зависимости от того, какой из них, по мнению инвестора, является более благоприятным.

15. Режим, предусмотренный договором, не должен затрагивать правила, предусмотренные действующим или будущим законодательством Российской Федерации в области осуществления инвестиций в хозяйственные общества и сектора экономики, являющиеся естественными монополиями или имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, приватизации, различий в налогообложении резидентов и нерезидентов, новых секторов экономической деятельности (секторов услуг и видов деятельности, которые не поставлялись и не осуществлялись на территории Российской Федерации на момент заключения договора).

16. Договор не должен предусматривать возможность распространения на инвесторов сторон договора и их инвестиции преференций, предусмотренных соглашениями об экономической интеграции, в частности соглашениями, отвечающими требованиям статьи V Генерального соглашения по торговле услугами (далее - ГАТС).

17. Договор должен гарантировать инвестору каждой из сторон договора право и возможность оспорить или пересмотреть меры другой стороны договора, которые затрагивают его инвестиции на территории такой другой стороны договора, в судебном или административном порядке в соответствии с процедурой, установленной законодательством такой другой стороны договора. Инвестору стороны договора должны предоставляться такие же условия доступа в суды и административные органы другой стороны договора, на территории которой осуществляются инвестиции, как и инвесторам такой другой стороны договора.

18. Договором должно предусматриваться, что такие меры общего применения каждой из сторон договора, как законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие инвестиции инвесторов другой стороны договора, должны применяться разумным, объективным и непредвзятым образом.

19. Договор должен обязывать каждую из сторон договора обеспечивать опубликование своих мер общего применения, затрагивающих инвестиции инвесторов другой стороны договора. Такие меры должны быть опубликованы в официальных источниках не позднее даты их вступления в силу.

20. Для каждой из сторон договора должен предусматриваться запрет на требование от инвесторов другой стороны договора в качестве условия осуществления или существования на своей территории инвестиций этого инвестора, а также в качестве условия получения преференции или преимущества использовать товары, происходящие из такой стороны договора, и выдвигать иные требования, если они не совместимы с обязательствами такой стороны договора в рамках Всемирной торговой организации.

IV. Защита инвестиций инвестора

21. Договором должен предусматриваться общий запрет на осуществление стороной договора экспроприации инвестиций инвесторов другой стороны договора, за исключением случаев, когда экспроприация осуществляется при соблюдении следующих условий:

а) наличие общественных интересов, к которым, в частности, относятся цели, указанные в пункте 59 настоящего документа;

б) полное соблюдение процедуры, предусмотренной законодательством такой стороны договора. При этом указанная процедура должна быть официально опубликована или иным образом быть доступна для общественного ознакомления до даты осуществления экспроприации;

в) недискриминационная основа;

г) выплата инвестору незамедлительной, адекватной и эффективной компенсации за ущерб, который был причинен ему экспроприацией.

22. К актам экспроприации должны относиться меры (комплекс мер) стороны договора, на территории которой осуществлены инвестиции инвестора другой стороны договора, в результате которых этим инвестициям наносится ущерб. К таким мерам (комплексам мер) могут относиться акты национализации, реквизиции и иные меры, препятствующие пользованию, владению или распоряжению инвестором своими инвестициями.

23. Факт нанесения ущерба инвестору стороны договора на территории другой стороны договора, включая меры такой другой стороны договора, не должен автоматически означать, что инвестиции такого инвестора подверглись экспроприации. Договором должно предусматриваться, что при определении факта экспроприации необходимо принимать во внимание характер, природу и фактически достигнутые и декларируемые цели мер (комплекса мер) такой другой стороны договора.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»