ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 января 2020 года N 44-р

[О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р]



Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст.765; 2012, N 3, ст.451; 2013, N 19, ст.2427; 2017, N 43, ст.6364; 2019, N 27, ст.3612).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 января 2020 года N 44-р

     

Изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р



1. В пункте 1 цифры "2021" заменить цифрами "2024".

2. Программу деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2021 годы), утвержденную указанным распоряжением, изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2009 года N 2146-р
(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 21 января 2020 года N 44-р)

     

Программа деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2024 годы)

I. Общие положения


Программа деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2024 годы) (далее - Программа) определяет основные направления, целевые индикаторы и показатели деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания) на долгосрочный период (2010-2024 годы).

Программа включает в себя основные мероприятия по строительству и реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, находящихся (подлежащих передаче) в доверительном управлении Государственной компании (далее - автомобильные дороги Государственной компании), определяет очередность и сроки их реализации, необходимый объем работ, источники финансирования, а также содержит целевые индикаторы и показатели деятельности Государственной компании на 2010-2024 годы.

II. Цель и задачи Программы


Основной целью Программы является создание условий для обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности отраслей экономики и улучшения качества жизни населения за счет формирования и развития сети магистральных и скоростных автомобильных дорог Российской Федерации, обеспечивающих спрос на перевозки с требуемыми показателями скорости, надежности, безопасности и ценовой доступности для потребителей.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

осуществление строительства и реконструкции автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, связывающих гг.Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, а также центральные регионы Российской Федерации с морскими портами Балтийского и Черного морей и обеспечивающих выход на дорожную сеть Республики Белоруссия и Украины;

формирование сети платных участков на автомобильных дорогах Государственной компании;

привлечение внебюджетных инвестиций в проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог Государственной компании на основе механизмов государственно-частного партнерства;

поэтапное формирование новых международных автодорожных маршрутов, интегрированных с сетью европейских и евразийских транспортных коридоров;

обеспечение соответствия транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Государственной компании нормативным требованиям;

обеспечение повышения качества дорожных работ и долговечности объектов дорожной инфраструктуры через реализацию инновационных программ и применение новых более эффективных форм контрактных отношений;

повышение безопасности дорожного движения и транспортной безопасности на автомобильных дорогах Государственной компании;

повышение качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог Государственной компании, в том числе через создание сети многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах Государственной компании.

Кроме того, для достижения основных целей деятельности, а также для выполнения задач национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", паспорт которого утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 15, предусматривающих создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, развитие платформ и технологий и использование основных сквозных технологий, Государственная компания решает следующие задачи:

создание единой интегрированной информационно-коммуникационной системы управления дорожным движением и организации взимания платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании, мониторинга и предупреждения угроз техногенного, природного и чрезвычайного характера, а также взаимодействия с информационными системами экстренных служб и единых дежурно-диспетчерских служб;

разработка и тестовая эксплуатация перспективных интеллектуальных транспортных систем, инфраструктуры и сервисов на их основе, обеспечивающих в том числе развитие беспилотных транспортных средств;

обеспечение внедрения новых эффективных форм управления дорожной деятельностью.

Решение указанных задач необходимо для обеспечения инновационного развития экономики Российской Федерации. Автомобильные дороги Государственной компании, на которых предусмотрен основной объем работ, характеризуются наибольшим спросом в целях передвижения, связывают территории, где проживает большая часть населения страны и сосредоточены базовые предприятия многих отраслей экономики, нуждающиеся в ускорении товародвижения, снижении транспортной составляющей в конечной цене продукции и повышении конкурентоспособности.

III. Мероприятия Программы, целевые индикаторы и показатели ее реализации


Программа реализуется в 2010-2024 годах в два этапа:

первый этап - 2010-2018 годы;

второй этап - 2019-2024 годы.

На первом этапе Государственная компания осуществила формирование базовой сети магистральных и скоростных автомобильных дорог, эксплуатируемых на платной основе, а также стала активным участником соглашений государственно-частного партнерства.

Заключены соглашения на реконструкцию, строительство и эксплуатацию на платной основе участков автомобильных дорог М-1 "Беларусь" Москва - граница с Республикой Белоруссия, М-3 "Украина" Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной, М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск, М-11 - строящейся скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург, А-113 - строящейся Центральной кольцевой автомобильной дороги (Московская область).

В рамках второго этапа реализации Программы будет обеспечено исполнение мероприятий федеральных проектов "Европа - Западный Китай" и "Коммуникации между центрами экономического роста" в составе комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р. Второй этап предполагает развитие сформированной на первом этапе сети магистральных и скоростных автомобильных дорог, а также расширение сети дорог за счет завершения строительства в том числе Центральной кольцевой автомобильной дороги (Московская область) и строительства участков скоростных автомобильных дорог в рамках международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай".

Целевые индикаторы и показатели Программы соотносятся с целевыми индикаторами и показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р. Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.

Мероприятия Программы сгруппированы по следующим видам деятельности Государственной компании:

деятельность по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании;

деятельность по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании;

иная деятельность, направленная на достижение целей создания Государственной компании.

Мероприятия по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предусматривают обеспечение подготовки документации по планировке территории и проведение земельно-кадастровых работ, разработку проектной документации, технологическое и нормативно-техническое сопровождение работ по инженерным изысканиям и проектированию автомобильных дорог Государственной компании, резервирование земель и изъятие земельных участков для размещения автомобильных дорог, проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, проведение работ по строительству, реконструкции и комплексному обустройству (включая инженерные коммуникации, позволяющие создать условия для обеспечения уполномоченными организациями покрытия сотовой связи надлежащего качества зоны тяготения автомобильных дорог Государственной компании) автомобильных дорог Государственной компании, в том числе в рамках реализации инвестиционных и концессионных соглашений. При реализации проектов строительства (реконструкции, комплексного обустройства) автомобильных дорог Государственной компании на основе механизмов государственно-частного партнерства в состав указанных мероприятий включаются работы (услуги) по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований (для контрактов полного жизненного цикла), транспортных моделей, конкурсной и контрактной документации для проведения инвестиционных и концессионных конкурсов, а также работы (услуги) по сопровождению инвестиционных проектов Государственной компании на стадии строительства и (или) эксплуатации, включая обеспечение правового сопровождения и защиты инвестиционных проектов.

Комплекс мероприятий по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предусматривает проведение мероприятий по инновационному развитию Государственной компании, определенных программой инновационного развития Государственной компании на период 2016-2020 годов в рамках деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, переданных или передаваемых Государственной компании в доверительное управление, паспортом федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" в части мероприятий внедрения на автомобильных дорогах Государственной компании интеллектуальных транспортных систем, ориентированных в том числе на обеспечение движения беспилотных транспортных средств.

В рамках Программы планируется реализация инвестиционных проектов, включающих комплекс работ по проектированию, подготовке территории, строительству (реконструкции) и комплексному обустройству следующих автомагистралей и скоростных автомобильных дорог для организации их эксплуатации:

М-1 "Беларусь" Москва - граница с Республикой Белоруссия;

М-3 "Украина" Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной;

М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск, в том числе строящиеся автомобильные дороги для обеспечения комплексного развития Новороссийского транспортного узла;

М-11 - строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург;

А-113 - строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область);

строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань;

строящиеся и реконструируемые участки автомобильных дорог для устранения "узких" мест на основных направлениях транспортных коридоров в Московской агломерации.

В дополнение к указанным инвестиционным проектам Программой предусматривается проведение работ по предпроектной проработке и проектированию (включая работы (услуги) по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований, транспортных моделей, конкурсной и контрактной документации для проведения инвестиционных и концессионных конкурсов) инвестиционных проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог, входящих в состав международных и межрегиональных скоростных транспортных коридоров, реализация которых предусмотрена Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. При реализации оптимистического сценария роста экономики указанные объекты могут быть дополнительно включены в Программу.

Также в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2903-р осуществлена передача в доверительное управление Государственной компании автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-105 - подъездной дороги от Москвы к аэропорту Домодедово (эксплуатация на бесплатной основе).

Государственная компания планирует участие в реализации ряда инвестиционно привлекательных проектов, имеющих важное значение для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. К ним относятся проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, а также проекты строительства обходов городов, мостовых переходов и создание других искусственных сооружений.

При подготовке инвестиционных проектов к реализации Государственная компания осуществляет их структурирование в целях определения оптимальной конфигурации каждого из проектов, основных его участников и партнеров, условий их взаимоотношений, распределения рисков и ответственности, а также в целях применения наиболее эффективных форм и условий организации финансирования проекта на весь период его жизненного цикла. По результатам структурирования Государственная компания принимает решение о выборе организационно-контрактной схемы реализации инвестиционного проекта.

Одной из организационно-контрактных схем реализации инвестиционного проекта является концессионное соглашение, предусматривающее плату концедента. При этом осуществляется поэтапный возврат инвестированных концессионером средств на стадии эксплуатации через соответствующие платежи концедента, а вся выручка от сбора платы будет поступать в доход концедента. Для обеспечения необходимого уровня мотивации концессионера на качественное выполнение дорожных работ, увеличение межремонтных сроков, применение инновационных технологий, обеспечивающих повышение надежности и транспортно-эксплуатационных характеристик объекта, условиями концессионного соглашения устанавливается в том числе зависимость размера платежей концедента от транспортно-эксплуатационных показателей объекта концессионного соглашения.

Концессионное соглашение, предусматривающее сбор платы в доход концессионера (концессионное соглашение с прямым сбором платы), является еще одним видом применяемой Государственной компанией организационно-контрактной схемы реализации инвестиционных проектов. Это соглашение, включающее обязательства концессионера по выполнению комплекса работ по проектированию (опционально), строительству, передаче в собственность концедента после завершения строительства и эксплуатации (включая ремонт, капитальный ремонт, содержание) автомобильной дороги в течение срока действия соглашения, а также обеспечение финансирования (софинансирования) капитальных затрат за счет собственных и заемных средств. Источником финансирования затрат на стадии эксплуатации, а также возврата вложенных инвестиций концессионера на стадии строительства является плата за проезд, собираемая концессионером с пользователей автомобильной дороги.

В рамках концессионных соглашений осуществляется или планируется осуществить:

строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - граница с Республикой Белоруссия;

строительство отдельных новых участков автомобильной дороги М-4 "Дон";

строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург (на участках км 15 - км 58, км 543 - км 646 и км 646 - км 684);

строительство пусковых комплексов N 3 и 4 Центральной кольцевой автомобильной дороги;

строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань на участке обхода гг.Балашихи и Ногинска.

Концессионные соглашения могут быть заключены по инициативе частных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Долгосрочные инвестиционные соглашения являются еще одной формой государственно-частного партнерства, используемой Государственной компанией при структурировании инвестиционных проектов, включающей полный цикл дорожных работ (рабочее проектирование, строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт, эксплуатация систем взимания платы и автоматизированных систем управления дорожным движением). Срок действия долгосрочного инвестиционного соглашения со дня его заключения составляет до 30 лет. По своему предмету, основным условиям финансирования и срокам реализации долгосрочные инвестиционные соглашения в целом аналогичны концессионным соглашениям, предусматривающим плату концедента, и отличаются от них условиями распределения имущественных прав на объекты, реконструкция и строительство которых завершены (в рамках долгосрочных инвестиционных соглашений объект инвестиционного соглашения и земельные участки под ним не передаются во владение и пользование исполнителю соглашения на стадии эксплуатации объекта), а также объемами привлекаемого внебюджетного финансирования, которое, как правило, по условиям этих соглашений не превышает 20-25 процентов общей стоимости реконструкции или строительства.

В рамках долгосрочных инвестиционных соглашений осуществляется или планируется осуществить:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»