РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (2000) 13
Комитета Министров к государствам - членам Совета Европы

О европейской политике доступа к архивам

Принята
 Комитетом Министров
 13 июля 2000 года
 на 717-м заседании
 на уровне
 заместителей Министров

 

Комитет Министров, в соответствии со статьей 15.b Устава Совета Европы,

Считая, что целью Совета Европы является установление более тесного единства между входящими в него государствами, и что данная цель может быть достигнута всеобщими усилиями в культурной сфере;

В свете Конвенции по защите прав человека и основных свобод, в особенности статей 8 и 10, и Конвенции о защите личности в отношении автоматической обработки данных личного характера (Серия Европейских договоров, N 108);

В свете Рекомендации (81) 19 Комитета министров к государствам - членам Совета Европы о доступе к информации, находящейся в распоряжении официальных властей и Рекомендации (91) 10 Комитета министров к государствам - членам Совета Европы о передаче третьим лицам данных личного характера, находящихся в распоряжении официальных властей;

Считая, что архивы составляют необходимый и незаменимый элемент культуры;

Считая, что они обеспечивают выживание памяти человечества;

Принимая во внимание возрастающий интерес общественности к истории, институциональные реформы, происходящие в настоящий период в странах развивающихся демократий, и исключительный масштаб перемен, происходящих в создании документации;

Считая, что страна не может быть полностью демократичной до тех пор, пока каждый из ее жителей не обладает возможностью объективно знать элементы своей истории;

Принимая во внимание сложность проблем доступа к архивам на национальном и международном уровнях, вследствие различий на конституциональном и юридическом уровнях, различных требований в отношении прозрачности и секретности, защите частной жизни и доступа к исторической информации, что по-разному воспринимается общественностью в каждой стране;

Признавая желание историков изучать, а гражданского общества - лучше понимать сложность исторического процесса вообще и, в особенности, двадцатого столетия;

Сознавая, что лучшее понимание недавней европейской истории может помочь в предотвращении конфликтов;

Считая, что в свете сложности вопросов, связанных с открытием архивов, принятие европейской политики доступа к архивам призвано, основано на общих принципах, не противоречащих демократическим ценностям,

Рекомендует правительствам государств - членов Совета Европы предпринять все необходимые меры и шаги для:

i. принятия нормативной базы по вопросам доступа к архивам в соответствии с принципами, указанными в данной рекомендации, или по приведению существующего законодательства в соответствие с данными принципами;

ii. распространения данной рекомендации как можно шире среди заинтересованных лиц и организаций.

Приложение
 к Рекомендации N R (2000) 13

     

     

I. Определения

1. Для целей данной рекомендации:

а. слово "архивы" имеет следующие значения:

i. когда оно пишется со строчной буквы "а": все документы, независимо от даты, формы и средства, произведенные или полученные любым лицом или организацией в ходе их работы и переданные в архив на постоянное хранение; если не установлено иное, данная рекомендация касается только "публичных архивов", то есть, учрежденных официальными властями;

ii. когда оно пишется с прописной буквы "А": учреждения, выполняющие задачу сохранения архивов;

b. слово "доступ" имеет следующие значения:

i. функция, приписанная Архивам, предоставлять пользователям доступ к фондам, находящимся у них на хранении;

ii. выполнение данной функции;

c. понятие "доступ к архивам" означает возможность обращения к архивным документам в соответствии с национальным законодательством. Данное понятие доступа не включает в себя использование документов, ведущее к производным документам, что является предметом особых договоров;

d. понятие "пользователь" означает лицо, обращающееся к архивам, за исключением персонала архивов;

e. понятие "защищенная личная информация" означает любую информацию в отношении установленного или поддающегося установлению лица (субъекта информации), которую закон, подзаконные акты или суды рассматривают, как не могущую быть предметом достояния общественности без нанесения вреда интересам данного лица.

II. Законодательные и подзаконные акты

2. В странах Европы, ответственность за установление общих принципов, которые определяют доступ к архивам, лежит на законодательстве и, таким образом, должна определяться актом парламента. Практическая организация будет разделена между актами и правилами в соответствии с правами каждой стороны.

3. Акты и правила, касающиеся доступа к публичным архивам, должны координироваться и гармонизироваться законами, касающимися родственных вопросов, в частности вопросами доступа к информации, находящейся в распоряжении официальных властей и вопросами защиты информации.

4. Критерии доступа к публичным архивам, определенные законом, должны применяться ко всем архивам, на всей территории страны, независимо от Архивов, ответственных за их сохранность.

III. Организация доступа к публичным архивам

5. Доступ к публичным архивам является правом. В рамках политической системы, уважающей демократические ценности, данное право должно распределяться на всех пользователей, независимо от их национальности, статуса и функций.

6. Доступ к архивам является частью функций служб публичных архивов, за что, как таковая, не должна взиматься плата.

7. Законодательство должно обеспечить:

a. или открытие публичных архивов без особых ограничений, или

b. общий период закрытия.

7.1. В случае необходимости могут предоставляться исключения из данного общего правила, столь необходимые в демократическом обществе, для обеспечения защиты:

a. важных общественных интересов, достойных защиты (таких как: национальная безопасность, внешняя политика и общественный порядок);

b. частных лиц от доступа к информации о их частной жизни.

7.2. Все исключения из общего периода закрытия в отношении либо сокращения, либо увеличения данного периода должны иметь под собой юридическую основу. Ответственность за любое закрытие или открытие лежит на органе, создавшем документы или его (органа) вышестоящего управления, если национальное законодательство не закрепляет данную ответственность за конкретным Архивом. Любое закрытие на больший, чем обычно период, должно производиться на заранее определенный срок, в конце которого рассматриваемая запись должна быть открыта.

8. Средства поиска должны покрывать все архивы и делать ссылку, в случае необходимости, на те архивы, которые могли быть недоступны для описания. Даже когда средства поиска обнаружат существование закрытых документов, и если они (документы) не содержат информации, защищенной законодательством, они должны быть легкодоступными, так, чтобы пользователи могли запрашивать разрешение для доступа.

9. Применяемые правила должны предоставлять возможность запроса особого разрешения у компетентного органа на доступ к закрытым документам. Особое разрешение должно быть предоставлено на тех же самых условиях всем пользователям, запрашивающим его.

10. Если запрашиваемый архив закрыт для доступа по причинам, указанным в пункте 7.1, особое разрешение может быть выдано на доступ к работе с выдержками или с частичным закрытием материала. Пользователь должен быть информирован о разрешении на частичный доступ.

11. Любой отказ в доступе или в выдаче особого разрешения на доступ должен быть представлен в письменной форме, и лицо, запрашивающее разрешение, должно иметь возможность обжаловать отрицательное решение, или, в конечном итоге, обратиться в суд.

IV. Доступ к частным архивам

12. Где представляется возможным mutatis mutandis следует предпринять попытки по организации доступа к частным архивам, также как и к публичным архивам.



Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»