РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (90) 20
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ - ЧЛЕНАМ СОВЕТА ЕВРОПЫ

По охране и сохранению промышленного, технического и
гражданского технологического наследия в Европе

Принята
 Комитетом Министров
 13 сентября 1990 года
 на 443-м заседании
 на уровне
 заместителей министров

 

Комитет Министров, в соответствии со статьей 15. b Устава Совета Европы,

Принимая во внимание Европейскую культурную конвенцию, подписанную в Париже 19 декабря 1954 года, а в частности, статьи 1 и 5;

Принимая во внимание Конвенцию об охране европейского архитектурного наследия, открытую для подписания в Гранаде 3 октября 1985 года;

Принимая во внимание резолюции Европейской конференции министров, ответственных за архитектурное наследие, проведенной в Гранаде 3 и 4 октября 1985 года, и, в частности, резолюцию N 2 по стимулированию архитектурного наследия в социо-культурной жизни и в качестве фактора качества жизни;

Помня о том, что техническое, промышленное и гражданское технологическое наследие является неотъемлемой частью исторического наследия Европы;

Подчеркивая необходимость гарантировать охрану и сохранение при помощи соответствующих мер, принимая во внимание их специфический характер;

Наблюдая тот факт, что стратегии по стимулированию инициатив и повышению сознания общественности, которые необходимо учредить в отношении данного наследия, получат свое достойное измерение в контексте согласованных усилий на Европейском уровне;

Считая, что для достижения поставленных целей, стимулирование научного знания технического, промышленного и гражданского технологического наследия должно являться предметов повышенного внимания со стороны государств-членов Совета Европы,

Рекомендует правительствам государств - членов Совета Европы:

- предпринять или преследовать реализацию мер, разрешающих идентифицирование, исследование и проведение научного анализа технического, промышленного и гражданского технологического наследия;

- охранять данное наследие в соответствии с его специфическим характером при помощи соответствующих мер правовой защиты и сохранения;

- повышать знания общественности и стимулировать укрепление технического, промышленного и гражданского технологического наследия через проведение кампаний для предостережения общественности вообще, и уделяя особое внимание стимулированию туризма;

- изучать возможность объединения их усилий по сохранению и поддержанию определенных исключительных промышленных комплексов, которые являются частью общего европейского исторического наследия в целом,

На основании принципов, изложенных в приложении к данной рекомендации,

Просит Генерального Секретаря Совета Европы направить текст данной рекомендации государствам, не являющимся членами Совета Европы, государствам, подписавшим, или приглашенным подписать Европейскую культурную конвенцию и/или Конвенцию по охране европейского архитектурного наследия.

Приложение к
Рекомендации N R (90) 20

     

     

I. Цели рекомендации



Быстрое развитие промышленной цивилизации, новые типы производства и найма рабочей силы, являющиеся результатом недавнего экономического кризиса и технологического взрыва, который типичен для нашего века и общества, привели к имеющим серьезные последствия переворотам в целых секторах промышленной деятельности, с последующими значительными переменами в городских и пригородных ландшафтах, включая иногда полное исчезновение зданий, сооружений и следов промышленной деятельности. Сегодня Европа приходит к пониманию технической, культурной и социальной ценности данного наследия как целого, которое содержит важную часть коллективной памяти и Европейской самобытности, некоторые элементы которой заслуживают охраны, как часть наследия.

Серия коллоквиумов, организованная Советом Европы по данной теме в Лионе (Франция) "Промышленное наследие, какая политика?", Мадриде (Испания) "Строительство и общественные работы: новое измерение наследия" и Дюреме (Великобритания) "Перепись промышленного наследия" подчеркнула роль данного наследия в пост-индустриальном обществе и потребность в реализации политики по охране и поддержанию, которая принимает во внимание его специфический характер. Принимая данный подход по отношению к специфической категории исторического наследия, цель состоит в исследовании не только зданий, технических памятников, мест или объектов, но также и физической окружающей среды, свода знаний, приемов и способов жизни.

II. Меры по идентификации, исследованию и проведению научного анализа технического, промышленного и гражданского технологического наследия

1. Данное наследие следует систематически идентифицировать посредством:

i. учреждения или продолжения детальных исследований, которые принимают во внимание полидисциплинарный характер данного наследия и могут быть использованы для политики по охране и развитию;

ii. определения значительных территорий и мест, особенно тех, чье географическое положение затрудняет доступ (мелкие гидравлические работы, малые дамбы, неиспользованные рудники и т.д.);

iii. стимулирования программ обучения и исследований по техническому, промышленному и гражданскому технологическому наследию путем:

- назначения ответственных по управлению наследием;

- приглашения университетов и институтов по научному исследованию, равно как и профессиональных кругов;

- вовлечения заинтересованных промышленных и коммерческих компаний, параллельно укрепляя спонсорскую поддержку фирм для этой цели;

- привлечения организаций, частных и общественных ассоциаций, занимающихся защитой и развитием данного наследия;

iv. лучшего использования человеческих ресурсов, в частности, привлекая специалистов, ранее ушедших на пенсию или пенсионеров, в контексте предприятия или вне его, для анализа и охраны не только архивов, но и способов, ноу-хау, разработки и использования инструментов, машин и оборудования.

2. Для этой цели следует использовать современные и высоко продуктивные средства и методы, в соответствии с общими критериями, определенными на европейском уровне.

III. Меры по охране и сохранению технического, промышленного и
гражданского технологического наследия


Масштаб и распространение технического, промышленного и гражданского технологического наследия, равно как и его характер, создает необходимость принимать специальные меры по охране и сохранению в более широких рамках политики наследия. Невозможно пытаться сохранить все технические и промышленные сооружения в Европе, даже если они обладают определенной исторической или научной ценностью. Отбор здесь более необходим, чем в любом другом секторе наследия. Иногда простая идентификация здания, инструмента или объекта сама по себе является формой сохранения. Отбор необходимо проводить таким образом, чтобы гарантировать равное представительство различных отраслей производства. Также важно привлечь собственников и предприятия к выполнению данной задачи. Необходимо:

1. стимулировать принятие, на европейском уровне, политики по охране и сохранению для технического, промышленного и гражданского технологического наследия путем:

i. принятия соответствующих законодательных мер, адаптированных к характеру данного наследия;

ii. определения рамок земельной политики для заброшенных промышленных территорий, которые представляют собой резервные территории для вмешательства в форме исследования и возможной охраны в будущем;

iii. реализации пилотных исследовательских программ и программ по сохранению на региональном уровне;

2. принять стратегии для обеспечения инициатив путем:

i. стимулирования спонсорской поддержки от предприятий, основанной на налоговых льготах, для участия в спасении и развитии наследия, даже в секторах деятельности, которая никоим образом не связана с организацией-спонсором;

ii. развития предприятиями отборного сохранения архивов, восстанавливающих свою историю, особенно планы или другую информацию в отношении технических и промышленных зданий, процессов работы и производства гражданского строительства;

iii. призывая предприятия не уничтожать весь устаревший материал без записи и оставлять по крайней мере несколько образцов.

IV. Меры по предупреждению общественности о техническом,
промышленном и гражданском технологическом наследии


Научные знания и предупреждения общественности о техническом, промышленном и гражданском технологическом наследии способствуют его охране и значительно стимулируют рождение и реализацию проектов, созданных для сохранения, восстановления и его развития. Исходя из этого, официальные власти могут:

1. стимулировать обучение специалистов в данном секторе на уровне университета или техникума, или же на уровне ремесла, в духе взаимозависимости между научными дисциплинами и подходом, направленным на наследие;

2. организовать специальные кампании для предоставления информации и предупреждения:

i. местных и региональных представителей с целью привлечения их внимания и к исторической ценности данного наследия, и к возможностям, являющимся результатом действий по развитию и новым способам использования, включая стимулирование туризма путем организации особых культурных маршрутов и стимулирования промышленного туризма;

ii. профессиональных кругов, часто собственников и менеджеров указанного оборудования, с целью их убеждения в том, что ценность их наследия находится не только в производстве;

iii. детей в школе, которые составляют особенно восприимчивую аудиторию для идей такого типа;

iv. общественности вообще, чье знание исторического наследия в основном ограничено памятниками и группами зданий; создание специализированных музеев, инициатив типа "открытые дни" на все еще функционирующих предприятиях; привлечение внимания к историческому наследию по случаю дней Европейского наследия помогут гражданам понять важное место промышленных зданий в историческом наследии; местные власти могут сыграть важную роль в качестве связующего звена с общественностью путем организации и стимулирования промышленного туризма; особые культурные маршруты очень хорошо впишутся в подобные программы повышения сознания.

V. Меры по стимулированию сотрудничества и вмешательства на
европейском уровне


В некоторых гипотезах предстоящая работа предполагает более широкую поддержку чем та, которую могут оказать власти или частные круги на региональном или даже национальном уровне. Европейское сотрудничество, таким образом, облегчит адекватное реагирование на данные цели и может принимать следующие формы:

- консультацию и координацию инициатив среди компетентных властей государств в отношении стратегий, которые необходимо определить для охраны и развития технического, промышленного и гражданского технологического наследия, в частности, в контексте применения и продолжения Конвенции об охране европейского архитектурного наследия;

- конкретное сотрудничество в отношении местных проектов исключительной важности и европейского масштаба, в которых заинтересованные лица в ряде стран объединят свои научные разработки и инвестиции с целью разворачивания широкомасштабных операций.

Реализация Европейских проектов может стать возможной при поддержке:

- программ технической помощи Совета Европы;

- дополнительной финансовой помощи европейских учреждений или спонсорская поддержка со стороны предприятий.



Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»