Статус документа
Статус документа

     
ГОСТ Р 55804-2013*
_____________________
Поправка. (ИУС N 2-2015).  

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы информирования о движении поездов и оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава.

Общие требования

Information and warning systems on train traffic and railway rolling stock approach. General requirements

ОКС 45.020

ОКП 31 8560

Дата введения 2014-09-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ТрансТелеКом - Бизнес" (ООО "ТТК - Бизнес").

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт".

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1626-ст

4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта".

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)


ВНЕСЕНА поправка*, опубликованная в ИУС N 2, 2015 год

_________________________

* См. ярлык "Примечания".     


Поправка внесена изготовителем базы данных

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к системам информирования пассажиров о движении пассажирских поездов, о приближении подвижного состава к пассажирским платформам и к системам оповещения граждан на пешеходных переходах через железнодорожные пути и работников, производящих работы на железнодорожных путях о приближении железнодорожного подвижного состава.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 50948-2001 Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности

ГОСТ Р 51341-99 Безопасность машин. Эргономические требования по конструированию средств отображения информации и органов управления. Часть 2. Средства отображения информации

ГОСТ Р 51885-2002 Знаки информационные для общественных мест

ГОСТ Р 52870-2007 Средства отображения информации коллективного пользования. Требования к визуальному отображению информации и способы измерения

ГОСТ Р 52944-2008 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ Р 53953-2010 Электросвязь железнодорожная. Термины и определения

ГОСТ Р 54897-2012 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ Р 54898-2012 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных переездах. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ Р 54899-2012 Системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ Р 54900-2012 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на перегонах железнодорожных линий. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ Р 55176.2-2012 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 2. Электромагнитные помехи от железнодорожных систем в целом во внешнюю окружающую среду. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 55369-2012 Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Общие технические требования

ГОСТ Р МЭК 61508-1-2007 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р МЭК 61508-2-2007 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 2. Требования к системам

ГОСТ 12.0.002-80 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.1.019-2009* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 12.1.019-2009, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения

ГОСТ 30457-97 Акустика. Определение уровней звуковой мощности источников шума на основе интенсивности звука. Измерение в дискретных точках. Технический метод

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52944, ГОСТ Р 53953, ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 25866, ГОСТ 9238-83, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 знак безопасности: Цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов.

[ГОСТ Р 12.4.026-2001, статья 3.3]

3.2 контрольный сигнал: сигнал об исправности системы оповещения, подаваемый источником информации о приближении подвижного состава, воспроизводимый в виде тонального прерывистого сигнала в зоне работ на железнодорожном пути и в зоне пешеходного перехода через железнодорожные пути при отсутствии приближающегося железнодорожного подвижного состава.

3.3 оповещение работников, производящих работы на путях: Система автоматической передачи сообщений о приближении железнодорожного поезда к месту работ на путях железнодорожных станций и перегонов

[ГОСТ Р 53431-2009, статья 119]


3.4 пассажир: Лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее действительный проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед поездкой или непосредственно после нее.

[ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ, статья 2]



3.5 пешеходный переход через железнодорожные пути: Пересечение в одном уровне пешеходной дорожки с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия перехода пешеходов через железнодорожные пути.

3.6 производитель работ (прораб): Руководитель среднего звена, осуществляющий руководство строительством на своём участке, обеспечивающий выполнение заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки, организующий производство, обеспечивающий соблюдение технологии производства, ведущий учёт выполненных работ, оформляющий техническую документацию, участвующий в сдаче объектов в эксплуатацию, устанавливающий производственные задания по объемам строительно-монтажных и пусконаладочных работ, контролирующий их выполнение, в том числе в процессе эксплуатации объектов.

3.7 сигнализатор: Составная часть системы оповещения или информирования, осуществляющая непосредственное предупреждение о приближении железнодорожного подвижного состава путем передачи звукового сигнала и/или речевого сообщения.

3.8 сигнальная разметка: Цветографическое изображение с использованием сигнальных и контрастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, механизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т.п. в целях обозначения опасности, а также для указания и информации.

[ГОСТ Р 12.4.026-2001, статья 3.5]



3.9 система информирования о движении поезда: система, предназначенная для информирования пассажиров, находящихся на пассажирских платформах и в помещении вокзала железнодорожных станций и остановочных пунктов о времени отправления (прибытия) и маршруте следования пассажирских поездов и о приближении подвижного состава к пассажирским платформам, включающая в себя речевую и/или визуальную информацию.

Примечание - Назначением* системы информирования - формирование и передача информации о движении поездов для пассажиров и работников, находящихся на территориях железнодорожных вокзалов, остановочных пунктов и железнодорожных пассажирских платформ.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     

3.10 система оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава: Система, предназначенная для оповещения работников, производящих работы на железнодорожных путях и граждан на пешеходных переходах о приближении железнодорожного подвижного состава к месту их нахождения и/или производства работ на железнодорожных путях станций и перегонов, включающая в себя звуковую, оптическую сигнализацию и/или речевые сообщения.

Примечание - Назначение системы оповещения - формирование и передача информации о приближении железнодорожного подвижного состава за время:

- для пассажиров и пешеходов - достаточное для выхода из опасной зоны пешеходного перехода;

- для работников, производящих работы на путях - достаточное для прекращения работ на железнодорожных путях и выхода из опасной зоны.

     4 Основные показатели времени начала оповещения работников, производящих работы на железнодорожных путях и пассажиров о приближении железнодорожного подвижного состава

Минимальное время начала оповещения работников, производящих работы на железнодорожных путях, должно быть не менее значений, приведенных в таблице 1.

Минимальное время начала оповещения пассажиров и граждан о приближении (движении) железнодорожного подвижного состава до вступления железнодорожного подвижного состава в зону пешеходных переходов через железнодорожные пути при всех типах движения должно определяться проектом и быть не менее 30 секунд.


Таблица 1 - Минимальное время начала оповещения работников, производящих работы на железнодорожных путях, о приближении железнодорожного подвижного состава до вступления железнодорожного подвижного состава в зону работ

Тип движения на железнодорожном участке

Время начала оповещения, не менее

на боковых путях станций

на перегонах и главных путях станций

Обычное (до 140 км/ч)

50 с

50* с

Скоростное и высокоскоростное (свыше 140 км/ч)

10** мин.***

* При выполнении работ на мостах, в тоннелях, путепроводах, в местах выемок или насыпей, подпорных стен и других устройств минимальное время начала предупреждения работников, производящих работы определяется в соответствии с проектом (но не менее 50 с);

** 20 минут при выполнении работ на мостах, в тоннелях, путепроводах, в местах выемок или насыпей, подпорных стен и других устройств;

*** Минимально допустимое временное значение приведено согласно [1]



Минимальное время начала информирования пассажиров о приближении железнодорожного подвижного состава в зоне пассажирских платформ должно быть не менее 60 с для всех скоростей движения.

     5 Требования к системам оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава

5.1 Общие требования

5.1.1 Система оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава к месту проведения работ должна работать в автоматическом режиме, после ее включения по требованию исполнителя работ. Автоматический режим оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава к месту работ должен быть выключен после получения уведомления от производителя работ об их окончании.

Автоматические системы оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава подразделяют на:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»