ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 апреля 2022 года N 1089-р

[Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года]

(с изменениями на 19 августа 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2023 года N 2241-р.

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, реализации федеральных целевых программ и иных программных документов.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и иных документов стратегического планирования.

4. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

5. Настоящее распоряжение вступает в силу с 10 мая 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 апреля 2022 года N 1089-р



Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года

(с изменениями на 19 августа 2023 года)



I. Общие положения


Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года (далее - Стратегия) подготовлена в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р.

Стратегия определяет основные направления, способы и средства достижения национальных целей развития Российской Федерации, целей и задач в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на территориях Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, до 2030 года.

Стратегия основывается на приоритетах, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указе Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2021 год, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.

При формировании Стратегии также учитываются положения Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 г. N Пр-2753*, Указа Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы", Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. N 505 "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы", Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р, Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 2581-р, Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 369-р, Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N 1797-р, Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, Энергетической стратегии России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р, прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и других документов стратегического и территориального планирования Российской Федерации и Северо-Кавказского федерального округа.

________________
     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.



Стратегия взаимосвязана с реализацией основных инструментов государственной поддержки социально-экономического развития территорий: национальными и федеральными проектами в Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" до 2030 года, мерами Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 г., протокол N 36, раздел VII), а также мероприятиями и проектами, сформированными в рамках разработки моделей экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивающими создание новых рабочих мест, привлечение внебюджетных инвестиций и достижение целевых значений ключевых показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

В Стратегии отражены инициативы макрорегионального уровня, соответствующие основным направлениям социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и разработанные на основе моделей экономического развития:

система мер по снижению доли "теневой" экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

комплексная программа модернизации среднего профессионального образования;

программа устойчивого экономического развития предприятий жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, направленная на снижение операционного дефицита ресурсоснабжающих организаций и сокращение задолженности потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства;

программа наращивания сельскохозяйственного производства за счет расширения площадей орошаемых земель посредством проведения мелиоративных мероприятий;

проект по созданию автомобильной дороги, соединяющей Северо-Кавказский и Черноморский туристические кластеры.

Стратегия учитывает современное состояние и тенденции развития экономики, инфраструктуры, социальной сферы и человеческого капитала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, экономики Российской Федерации, глобальной экономики и перспективы их развития. При формировании приоритетных направлений социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа учтены крупные проекты, имеющие региональное и межрегиональное значение, представленные субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа, в ходе подготовки Стратегии, а также системные задачи по изменению институциональной ситуации в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортного лечения, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные возможности.

Однако до сих пор потенциал остается нереализованным из-за недостаточной инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа в силу институциональных особенностей, особенностей экономической и социальной обстановки.

Некоторые субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации, характеризующихся высокой степенью безработицы и распространением неформальной ("теневой") занятости.

По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и денежные доходы населения, средняя заработная плата, уровень зарегистрированной безработицы, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, бюджетная обеспеченность, индикаторы уровня развития реального сектора экономики (показатели объема производства и инвестиций в соответствующие отрасли экономики, среднегодовая численность занятых в них, финансовый результат деятельности организаций реального сектора и т.д.) и объем внешнеторгового оборота на душу населения, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов.

Кроме того, из-за низкого уровня налогового потенциала и недостаточной собираемости налогов и сборов собственные доходы бюджетов в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, остаются низкими.

II. Основные тенденции социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на основе анализа социально-экономического положения Северо-Кавказского федерального округа

1. Население и рынок труда


Одной из базовых тенденций, определяющих динамику социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, остается рост численности населения. В период с 1990 по 2020 год число жителей Северо-Кавказского федерального округа увеличилось на 2,6 млн. человек (на 35,2 процента) и достигло на 1 января 2021 г. 9967 тыс. человек. В Северо-Кавказском федеральном округе сохраняется один из самых высоких уровней рождаемости в Российской Федерации. Одновременно ожидаемая продолжительность жизни достигла высоких значений благодаря благоприятным природно-климатическим условиям и традиционной приверженности населения к здоровому образу жизни.

Основным фактором, определяющим положительную динамику численности населения, остается естественный прирост, темпы которого максимальны. Однако вхождение в детородный возраст малочисленного поколения, родившегося во второй половине 1990-х годов, определит, согласно прогнозам, замедление рождаемости к 2030 году. По состоянию на 2020 год уровень рождаемости не обеспечивает простое воспроизводство населения во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, кроме Чеченской Республики. В Чеченской Республике уровень рождаемости один из самых высоких в Российской Федерации и обеспечивает расширенное воспроизводство населения (суммарный коэффициент рождаемости в 2020 году - 2,57). В Чеченской Республике, по прогнозам Федеральной службы государственной статистики, рождаемость снизится до уровня простого воспроизводства уже к 2030 году.

Традиционной проблемой для Северо-Кавказского федерального округа остается высокая младенческая смертность, хотя успехи здравоохранения последних лет привели к значительному улучшению этого показателя. В 2020 году в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу уровень младенческой смертности составил 5,9 человека на 1000 родившихся живыми (в среднем по России - 4,5 человека на 1000 родившихся живыми).

Северо-Кавказский федеральный округ продолжает терять население в результате миграционного оттока в другие регионы страны. За последние годы миграционный отток за пределы округа снизился, однако отрицательное сальдо сохраняется.

В 2020 году по Северо-Кавказскому федеральному округу сальдо миграции составило минус 9,1 тыс. человек (из них 4,5 тыс. человек - отток из Республики Дагестан, 3,3 тыс. человек - из Республики Северная Осетия - Алания, 1,2 тыс. человек - из Чеченской Республики и 1,1 тыс. человек - из Ставропольского края). Миграционный приток наблюдается только в Республику Ингушетия (2,1 тыс. человек в 2020 году). Изменение миграционной ситуации будет в значительной мере влиять на общую динамику численности населения в ближайшие годы.

В период пандемии новой коронавирусной инфекции демографическая ситуация в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, осложнилась, так же как и в других регионах Российской Федерации. Рост численности населения замедлился. В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу коэффициент естественного прироста в 2020 году сократился на 1,6 человека на 1000 жителей, число умерших выросло на 23 процента к предыдущему году (в целом по Российской Федерации - на 18,9 процента), а ожидаемая продолжительность жизни сократилась на 2,1 года.

Снижение рождаемости, прогнозируемый долгосрочный рост ожидаемой продолжительности жизни (после завершения пандемии) и изменение миграционной ситуации определяют возможность значительной трансформации демографической ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе. Согласно прогнозам Федеральной службы государственной статистики, численность населения Северо-Кавказского федерального округа к 2036 году может как вырасти на 770,1 тыс. человек (до 10737,4 тыс. человек) по благоприятному прогнозу, так и сократиться на 93,3 тыс. человек (до 9874 тыс. человек) по неблагоприятному прогнозу.

При реализации благоприятного прогноза Федеральной службы государственной статистики наибольший прирост численности населения обеспечат Республика Ингушетия и Чеченская Республика, где при сравнительно небольшом миграционном оттоке сохраняется повышенный уровень рождаемости и пониженный уровень смертности. В Республике Дагестан прирост населения будет сокращаться из-за значительного миграционного оттока. В Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике на фоне миграционной убыли будет происходить сокращение естественного прироста, обусловленное трансформацией возрастной структуры жителей. В результате в этих регионах произойдет незначительное уменьшение численности населения. В Ставропольском крае миграционный прирост будет компенсировать естественную убыль, которая связана с более интенсивным старением населения и сравнительно низкими значениями суммарного коэффициента рождаемости. Вероятно, к 2030 году численность населения Ставропольского края практически не изменится. Наибольшие темпы убыли населения в 2020-2030 годах будут наблюдаться в Республике Северная Осетия - Алания. Основными причинами сокращения числа жителей станут отток населения в трудоспособном возрасте и старение населения.

В совокупности при реализации благоприятного прогноза Федеральной службы государственной статистики численность трудоспособного населения в Северо-Кавказском федеральном округе увеличится на 644,6 тыс. человек, в том числе на 303,9 тыс. человек - в результате поэтапного повышения пенсионного возраста, а 149,5 тыс. человек впервые выйдут на рынок труда в период до 2030 года.

Одним из ключевых негативных следствий трансформации демографической ситуации становится значительное повышение демографической нагрузки на трудоспособное население. С одной стороны (на фоне повышенного уровня рождаемости), доля населения моложе трудоспособного возраста остается одной из самых высоких в стране (24,2 процента общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа в 2019 году при среднем значении по Российской Федерации - 18,7 процента). С другой стороны, рост ожидаемой продолжительности жизни приводит к постепенному старению населения.

Эти тенденции создают дополнительную потребность в расширении и модернизации социальной инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе: на фоне сохранения проблемы обеспечения населения услугами дошкольных организаций и школ усиливается необходимость в обеспечении объектами инфраструктуры здравоохранения и в улучшении системы социального обеспечения пожилых людей.

Особенностью Северо-Кавказского федерального округа остается низкий уровень урбанизации. Доля сельского населения в Северо-Кавказском федеральном округе на 1 января 2021 г. составляла 49,6 процента (в среднем по Российской Федерации - 25,3 процента). Наименее урбанизированные субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа: Чеченская Республика (доля сельского населения составляет 62 процента общего числа жителей), Карачаево-Черкесская Республика (57,1 процента), Республика Дагестан (54,7 процента).

При этом, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия и Ставропольский край входят в число субъектов Российской Федерации с отрицательной динамикой численности и доли сельского населения за период 2010-2020 годов. Так, в Карачаево-Черкесской Республике численность сельского населения снизилась с 270 тыс. человек в 2010 году до 266 тыс. человек в 2020 году, в Республике Северная Осетия - Алания - с 258 тыс. человек в 2010 году до 247 тыс. человек в 2020 году, в Республике Ингушетия - с 256 тыс. человек в 2010 году до 228 тыс. человек в 2020 году, в Ставропольском крае - с 1192 тыс. человек в 2010 году до 1140 тыс. человек в 2020 году, что свидетельствует о недостаточной интенсивности мер, направленных на сохранение доли сельского населения данных регионов.

На фоне роста численности населения, высокой доли "теневого" сектора в экономике неблагоприятной остается ситуация на рынке труда во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

После продолжительного периода постепенного улучшения ситуации на рынке труда, продолжавшегося в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу с середины 2000-х годов, в 2020 году в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции уровень безработицы (по методологии международной организации труда) в Северо-Кавказском федеральном округе вырос по сравнению с 2019 годом с 11 до 13,9 процента (в среднем по Российской Федерации - с 4,6 процента до 5,8 процента), а число безработных достигло в ноябре 2020 г. - январе 2021 г. 687,4 тыс. человек.

К сентябрю - ноябрю 2021 г. число безработных сократилось до 514,9 тыс. человек, а уровень безработицы в III квартале 2021 г. - до 11,4 процента (в среднем по Российской Федерации - 4,4 процента).

По данным за октябрь - декабрь 2021 г. уровень безработицы составляет в Республике Ингушетия 29,7 процента, в Республике Дагестан - 13,5 процента, Северной Осетии - Алании - 12 процентов, Чеченской Республике - 11,2 процента, Карачаево-Черкесской Республике - 10,1 процента.

Во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, уровень безработицы по методологии международной организации труда на протяжении последнего десятилетия держался выше среднероссийского. При этом в отличие от других субъектов Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по данным за 2019 год уровень безработицы высок не только в сельской, но и в городской местности (в среднем по России превышение сельской безработицы над городской составляло 1,7 раза, в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, - 1,5 раза), а среднее время поиска работы на 1,3 месяца больше среднероссийских показателей (8,2 месяца против 6,9 месяца). Около одной трети безработного населения в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, не может найти работу более 1 года, а в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Северная Осетия - Алания эта доля достигает почти двух третей (66,3 процента и 57,7 процента соответственно). Большое число жителей Северо-Кавказского федерального округа, статистически относящихся к безработным, имеют работу в неформальном секторе экономики.

"Теневая" занятость остается одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. По оценкам Федеральной службы государственной статистики, доля занятых в неформальной экономике в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, составляет около половины работающего населения, что вдвое больше среднего значения по Российской Федерации (в III квартале 2021 г. доля занятых в неформальном секторе в общей численности занятых составляла 43,2 процента в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, 20,5 процента - в среднем по Российской Федерации).

Сопоставление административных данных Пенсионного фонда Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и опросных данных Федеральной службы государственной статистики позволяет оценить объем занятости в неформальном секторе экономики - 1,9 млн. человек в 2020 году. По оценкам Федеральной службы государственной статистики, по итогам III квартала 2021 г. численность занятых в неформальном секторе на территории Северо-Кавказского федерального округа составляла 1,8 млн. человек, дополнительно 0,2 млн. человек, согласно опросным данным Федеральной службы государственной статистики, не относят себя ни к занятым, ни к безработным, но являются потенциальной рабочей силой и могут быть вовлечены в трудовую деятельность.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2019 году 37,4 процента доходов населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, приходится на "прочие денежные поступления" (среди которых также присутствуют и "теневые" доходы) при среднем значении по Российской Федерации - 12,3 процента. Различия между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа, по роли "теневого" сектора в формировании доходов населения существенны: доля прочих доходов составляет от 16,6 процента в Ставропольском крае до 59,2 процента в Республике Дагестан. Оценочно, в общей сложности в "теневом" сегменте экономики формируется до 1-1,1 трлн. рублей доходов населения в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. При условии легализации деятельности нагрузка от налога на доход физических лиц резко увеличит себестоимость предприятий, при этом "теневая" занятость населения Северо-Кавказского федерального округа имеет значительные масштабы, что определяет необходимость принятия мер по снижению налоговой нагрузки как способа "обеления" экономики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»