Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 4 апреля 2013 года N 138

Об утверждении Инструкции по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Ростехнадзора от 24 сентября 2018 года N 457
____________________________________________________________________



В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации".

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 мая 2007 года N 355 "Об утверждении и введении в действие Методических указаний по проверке выполнения Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя В.С.Беззубцева.

Руководитель
Н.Г.Кутьин

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 4 апреля 2013 года N 138

     

Инструкция по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

     

     

I. Назначение и область применения

1. Инструкция по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов  в организации", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 года N 67 (далее - соответственно Инструкция, Правила), разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

2. Инструкция уточняет действия работников центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора при проведении проверок (инспекций) учета и контроля радиоактивных веществ (далее - РВ) и радиоактивных отходов (далее - РАО) в организации.

3. В тексте Инструкции приведены номера пунктов Правил, содержащих требования, исполнение которых подлежит проверке (инспекции).

4. Используемые в Инструкции термины и их определения приведены в приложении к настоящей Инструкции.

II. Проверка требований, содержащихся в главе I "Назначение и область применения" и главе II "Общие положения" Правил

5. По пункту 5 при определении поднадзорности воинских частей Министерства обороны Российской Федерации учитывается, что при наличии в воинских частях источников, не относящихся к источникам оборонного назначения, такие части должны иметь лицензии на соответствующие виды деятельности в области использования атомной энергии или в случае осуществления ими деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем состав только радионуклидные источники (далее - РИ) четвертой и пятой категории радиационной опасности, иметь соответствующую регистрацию, полученную в установленном порядке.

Одновременно необходимо учитывать, что в воинских частях других федеральных органов исполнительной власти РВ оборонного назначения отсутствуют и эти части подлежат надзору в обычном порядке.

6. По пункту 7 проверяется, что в организации и ее обособленных подразделениях, осуществляющих обращение с РВ и РАО, учет и контроль РВ и РАО проводится в соответствии с едиными требованиями, установленными в организации.

При проверке обособленных подразделений организации необходимо обратить внимание на то, что учет и контроль РВ и РАО в этих подразделениях осуществляется в соответствии с требованиями пунктов  14-20 главы III Правил.

7. По пункту 8 проверяется, что учет и контроль РВ и РАО в организации проводится с использованием информационных технологий, предусматривающих предоставление информации и обмен информацией в электронной форме.

8. По пункту 9 проверяется, что в организации и ее подразделениях:

учет и контроль РВ и РАО ведется непрерывно;

соблюдается периодичность проведения инвентаризаций;

определяется фактическое наличие РВ и РАО;

своевременно проводится документирование результатов операций;

внесение изменений (исправлений) в учетные документы проводится с указанием даты и фамилии лица, внесшего изменения (исправления), имеется возможность прочтения ошибочно сделанной записи;

исправление отчетных данных осуществляется путем представления новых отчетных документов;

учет и контроль закрытых радионуклидных источников (далее - ЗРИ) осуществляется в зависимости от их категории по потенциальной радиационной опасности, установленной изготовителем или собственником ЗРИ.

III. Проверка требований, содержащихся в главе III Правил "Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

9. По пункту 11 в организации проверяется ведение учета РВ и РАО на основе отнесения их к соответствующим группам:

к группе ЗРИ, в том числе входящие в состав приборов (изделий, установок), если начальная активность радионуклидов в них превышает значения минимально значимой активности, указанные в приложении N 3 к Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу);

к группе открытых радионуклидных источников (далее - ОРИ), если активность радионуклидов в них превышает соответствующие значения, указанные в приложении N 3 к Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений удельных активностей радионуклидов к табличным значениям удельных активностей превышает единицу);

к РАО, если удельная активность радионуклидов в них превышает соответствующие значения минимально значимой удельной активности в РАО, указанные в приложении N 3 к Правилам;

к ядерным материалам (далее - ЯМ) в соответствии с приложением N 4 к Правилам, включая изделия из обедненного урана, не состоящие на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ. Суммарная масса ЯМ определяется согласно приложению N 5 к Правилам;

к РВ, содержащимся в отработавшем ядерном топливе (далее - ОЯТ) и подлежащим учету в системе государственного учета и контроля ЯМ и в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;

к радионуклидам, содержащимся в выбросах в атмосферу;

к радионуклидам, содержащимся в сбросах сточных вод.

При проверке учитывается, что если организация осуществляет обращение только с ЗРИ и суммарная масса плутония-239 в плутонии, содержащем менее 60% плутония-238, и урана-235 в уране с обогащением по урану-235 более 20% (данные о процентном содержании должны быть отражены в паспорте на источник), содержащаяся в источниках, состоящих на учете в организации, превышает 800 г, то ЯМ, содержащиеся в ЗРИ, состоящих на учете в организации, подлежат учету и контролю в системе государственного учета и контроля ЯМ.

Одновременно надо учитывать, что если суммарная масса плутония-239 в плутонии, содержащем менее 60% плутония-238, и урана-235 в уране с обогащением по урану-235 более 20%, содержащаяся в источниках, состоящих на учете в организации, не превышает 800 г, а масса ЯМ в единичном ЗРИ превышает значения, указанные в таблице приложения N 4 к Правилам, то с учетом пункта 20 "Основных правил учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 255 от 17 апреля 2012 года (далее - НП-030-12), ЯМ, содержащиеся только в этом ЗРИ, учитываются в рамках системы учета и контроля ЯМ, а остальные ЗРИ, масса ЯМ в которых не превышает минимальные значения, подлежат учету в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

В ходе проведения инспекции необходимо учитывать, что проверяемая организация может иметь широкий спектр РВ и РАО, а также ЯМ и, соответственно, может иметь две системы учета и контроля - ЯМ и РВ. И наоборот, может иметь узкую номенклатуру РВ (например, единственный ЗРИ в составе технологической или медицинской облучательной установки).

С учетом перечисленных условий должен определяться круг проверяемых вопросов.

Специальный вопрос, который представляет особую сложность - проверка достоверности "пограничных" количественных критериев (искусственного занижения количества ядерных материалов, чтобы они не подпадали под государственный учет и контроль ядерных материалов как ядерные материалы).

При проверке ведения учета в организации необходимо обратить внимание на то, что:

если имеется система учета и контроля ЯМ, то все ОРИ на основе ЯМ, учитываются в системе учета и контроля ЯМ;

если нет системы учета и контроля ЯМ и ОРИ, содержащие ЯМ, учитываются в системе учета и контроля РВ и РАО, то необходимо проверить, что сумма ЯМ во всех ОРИ не более предельных количеств, указанных в приложении N 4 к Правилам;

если в ОРИ содержатся ЯМ в количествах не более чем указанные в приложении N 4 к Правилам и организация не имеет системы учета и контроля ЯМ, то они учитываются в системе учета и контроля РВ и РАО;

РВ, содержащиеся в ОЯТ, подлежат учету в системе государственного учета и контроля ЯМ и в системе государственного учета и контроля РВ и РАО только по массе и активности;

с учетом пункта 20 НП-030-12 защитные контейнеры транспортных упаковочных комплектов, радиационные головки гамма-дефектоскопов, облучательные головки гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядные контейнеры и другие подобные им специфические изделия, применяемые для радиационной защиты, учитываются как ЗРИ, независимо от массы обедненного урана, используемого в качестве носителя изотопов водорода.

Одновременно учитывается, что если изделия изготовлены из природного или обогащенного урана либо не используются по назначению, то учет и контроль таких изделий осуществляется в соответствии с требованиями пункта 11 Правил.

10. По пункту 13 проверяется, что в организации при учете и контроле РВ, РАО учетными единицами являются:

для ЗРИ - отдельный источник, упаковка однотипных ЗРИ, имеющая только один паспорт до момента ее разукомплектования;

для изделия из обедненного урана - отдельное изделие;

для ОРИ в виде отдельного изделия - отдельный источник;

для ОРИ, кроме отдельных изделий, - определенное количество радиоактивного препарата в фасовке либо партия РВ однородного радионуклидного состава;

для РАО, кроме отработавших ЗРИ, - упаковка, партия РАО однородного радионуклидного состава, законсервированное хранилище;

для РАО в виде отработавшего ЗРИ - отдельный источник или упаковка с иммобилизированными ЗРИ;

для ОЯТ - выемная часть (активная зона транспортного реактора), облученная тепловыделяющая сборка, облученный тепловыделяющий элемент.

11. По пункту 14 в организации проверяется наличие:

организационно-распорядительного документа о создании централизованной службы (назначении подразделения), ведущей учет и контроль РВ и РАО в организации, осуществляющей обращение с ЗРИ 1 и 2 категорий, ОРИ, высокоактивными РАО, при наличии в ней нескольких подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО;

обязанности по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО в положении о централизованной службе (подразделении), осуществляющей учет и контроль РВ и РАО;

разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 года N 240 (далее - Перечень), у начальника службы, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО, а также лица, его замещающего.

При инспекции проверяется, что для организаций, которые имеют один ЗРИ 1 категории, в соответствии с пунктом 16 Правил приказом руководителя организации или лица, им уполномоченного, должно быть определено лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

12. По пункту 15 в организации проверяется наличие:

организационно-распорядительного документа о создании централизованной службы либо определении лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО в организации, осуществляющей обращение с ЗРИ 3-5 категорий и с неотносящимися к высокоактивным РАО, при наличии в ней нескольких подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО;

обязанности по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО в положении о службе, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО, либо должностной инструкции лица, ответственного за учет и контроль РВ, РАО в организации;

разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем, у начальника службы, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО, а также лица его замещающего.

13. По пункту 16 в организации проверяется наличие:

организационно-распорядительного документа, в котором определено лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, при наличии в ней одного подразделения, в котором осуществляется деятельность с РВ и РАО;

обязанности по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО в должностной инструкции лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО в организации;

разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем, у лица, осуществляющего работы по учету и контролю РВ и РАО в организации, а также лица его замещающего.

14. По пункту 17 проверяется наличие в организации (территориально обособленном подразделении) инструкции по учету и контролю РВ и РАО, разработанной в соответствии с требованиями Правил, утвержденной руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

15. По пункту 18 проверяется, что в инструкции организации (территориально обособленного подразделения) по учету и контролю РВ и РАО определены:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»